Основной боевой танк Т-72. История создания. ТТХ. Боевое применение.

История создания танка Т-72

Основной боевой танк Т-72 («объект 172М») — самый массовый и известный советский танк последних десятилетий ХХ века (и самый массовый танк 2-го поколения в мире). Разработка Т-72 проходила с 1967 по 1972 год на Уралвагонзаводе, а базой для машины послужил более ранний танк Т-64А, но с ходовой частью от опытного танка, известного как «объект 167».

В 1971 году первые Т-72 вместе с «конкурентами»: проверенным Т-64А и новым газотурбинным Т-80 приняли участие в беспрецедентных испытаниях боевых машин. В составе трех рот (каждая рота укомплектована танками одной модели) танки прошли путь от Днепропетровска до Слуцка и обратно, а затем через Баку и пустыню Каракумы дошли почти до Ашхабада. Причем это были не просто «ездовые» машины: постоянно проводились учения по стрельбе, ротами и взводами, в общем, делалось все для выявления действительно лучших образцов.

По результатам испытаний ЦК КПСС и Совета Министров СССР 7 августа 1973 года «Объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под наименованием Т-72 «Урал». В том же году была выпущена начальная партия из 30 машин, а уже в 1974 году было выпущено 220 серийных танков.

Чертеж основного боевого танка Т-72

Чертеж основного боевого танка Т-72

Танк Т-72 серийно выпускался на УВЗ с 1974 по 1992 год, а с 1978 по 1990 год также на Челябинском тракторном заводе. Всего было выпущено около 20 000 танков Т-72. Помимо СССР производство по лицензии осуществляли:

  • Чехословакия (с 1981 г.) выпущено около 2000 танков.
  • Польша (с 1982 г.), произведено 1610 танков.
  • Индия (середина 1980-х), произведено 1108 штук.
  • Югославия также имеет лицензию на производство, а Иран (с 1997 г.) собирал Т-72 из поставленных комплектов запчастей (300 комплектов).

В настоящее время на вооружении: Россия (2000 в строю, 7000 в резерве), Азербайджан (220), Алжир (325), Ангола (35), Армения (102), Беларусь (1465), Болгария (362), Венгрия (238), Вьетнам (более 120), Грузия (41), Индия (1950), Ирак (77, чехословацкого производства), Иран (480), Йемен (93), Казахстан (980), Кения (110, оставил Украину), Кыргызстан (150), Ливия (200), Македония (31), Марокко (100), Мьянма (14), Польша (586), Сербия (13 + 210 М84), Сирия (1600), Словакия (245), Таджикистан (30) , Туркменистан (670), Узбекистан (70), Украина (не более 885), Хорватия (3) и Чехия (175).

Данные приблизительные, на 2010 год количество реально эксплуатируемых машин неизвестно, кроме России.

Основной боевой танк Т-72 первых модификаций

Основной боевой танк Т-72 первых модификаци

Ходовая часть и оборудование

Боевая масса танка Т-72 составляет 44,5 т, при этом ходовая часть — шесть двухскатных обрезиненных колес и три односкатных катка, заднее ведущее колесо, рулевое управление с приводным механизмом. Танк имеет индивидуальную торсионную подвеску, усиленную гидравлическими амортизаторами и шестью колесами. Гусеницы имеют малые звенья с числом траков в них 7.

Из дополнительных устройств на танке можно отметить радиостанцию ​​и переговорное устройство, рассчитанное на четырех абонентов. Радио работает как приемопередатчик и телефон, обеспечивая дальность связи до 20 м. Радиостанция работает на рабочей частоте 1261, при этом прием и передача сигнала осуществляется на общей частоте.

Основные цели и задачи Т-72

Т-72 относится к средним танкам. Основной упор таких машин делался на скорость и хорошую ударную мощь, что позволяло развивать наступление и преодолевать слабоукрепленные рубежи. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевой особенностью этого типа оборудования является универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет возможности танка. Его можно использовать в крупномасштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие подразделения или преодолевать укрепленные оборонительные рубежи.

Особых боевых задач или специализаций для таких машин нет. Они определяются обстановкой на передовой и практической необходимостью. Именно этот аспект считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Ходовая часть и двигатель Т-72Б3

У рассматриваемой модели заменены гусеницы. По сравнению с предшественником новый танк получил подвижные элементы с параллельным шарниром, что служит повышению эксплуатационных характеристик и увеличению ресурса движения. Переносная установка осталась идентичной модели Т-72.

танк т 72б3

Обновленная версия оснащена более мощным силовым агрегатом с большим расходом топлива. Его мощность достигает 1130 лошадиных сил. Двигатель позволяет автомобилю развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч по шоссе. Полной заправки топливного бака хватает на преодоление расстояния в пятьсот километров. Танку вполне по силам преодолевать водные преграды до 2,8 метров.

Силовое отделение

стрельбище танка т 72

Сзади находится силовой отсек. Двигатель танка Т-72 расположен с левой стороны, а между ним и моторным отсеком находится система охлаждения, масляный фильтр, клапан расширительного бачка. Воздухоочиститель расположен с правой стороны. Корпус имеет кормовой лист, на котором расположена система охлаждения. Также силовое отделение оборудовано дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Отсек блока питания закрывается крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:

  • при движении по грунту — 260-450 л;
  • по асфальтированной дороге – 240 л.

Особенности конструкции

Танк Т-72

Внешний вид и общая конструкция нового Т-72 соответствовали известной советской концепции, предполагавшей сбалансированное сочетание подвижности, огневой мощи и защищенности. Его силуэт был низким и незаметным с любой стороны, а броня имела большие углы наклона. 125-мм гладкоствольная пушка могла поражать все цели того времени, а карусельный автомат заряжания уменьшал количество членов экипажа до трех, размеры танка и повышал скорострельность, а также позволял произвольно выбирать тип снарядов по приказу командира.

Танк также получил ковш под нижним бронелистом, что позволяет проводить некоторые инженерные работы.


Первая модернизированная версия Т-72А

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификаций он активно использовался его эксплуатантами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и в Украине. С помощью этого контейнера различают следующие операции:

  • Ирано-иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 года;
  • чадско-ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский переворот 1991 года в СССР;
  • Конфликт в Нагорном Карабахе 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 годов;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Война в Ираке 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане в 2012 г

Т-72 также использовались в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и Сомали. Эти танки используются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 года.

Особенности силовой установки

вооружение танка т 72

Устройство танка Т-72 предполагает наличие модифицированной силовой установки. Это дизельный двигатель мощностью 780 л.с, который дополнен системой жидкостного охлаждения и приводится в движение центробежным компрессором. Вес двигателя 980 кг, он установлен в кабине управления. Многотопливный двигатель может работать на дизельном топливе разных марок, бензине и керосине. Но основным видом топлива является дизельное топливо. Система топливных баков двигателя состоит из 4 внутренних и 5 внешних топливных баков.

Для обеспечения очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, бак дополнительно оборудован двухступенчатым воздухоочистителем, удаляющим пыль из пылесборника. Очистка осуществляется в несколько циклов, после чего в двигатель поступает 99,8 процента чистого воздуха.

Устройство танка Т-72 предполагает наличие системы смазки и охлаждения. Система смазки циркуляционная и комбинированная, а система охлаждения жидкостная и закрытая, дополненная принудительной циркуляцией. Специальная система подогрева прогревает двигатель и поддерживает его системы перед запуском.

Танк Т-72 оснащен механической трансмиссией с гидравлическим управлением, включающей в себя гитару и два редуктора. Гитара представляет собой редуктор, передающий крутящий момент на коробки передач.

Как устроена башня?

масса танка т 72

Для его изготовления использовалась фасонная отливка из броневой стали, к которой сверху приварена крыша, а также головки, защищающие базовую трубу дальномерного прицела. Башня характеризуется монолитной конструкцией, толщина стен которой варьируется. Лобовая часть снабжена пазом, в котором установлена ​​пушка, боковые поверхности снабжены дугообразными щеками, играющими важную роль в бронировании стенок корпуса.

Справа от пушки имеется бойница, в которой находится спаренный пулемет. Слева от оружия имеется кронштейн, куда крепится лампа ночного прицела в сочетании с трубкой, по которой к оружию подводится электропривод. В левой половине крыши имеется основание люка, в котором находится наводчик. Башня вращается с помощью гидравлического и ручного механизма. Все это отличает танк Т-72, ​​характеристики которого позволяют сделать выводы о боевых качествах бронемашины.

Положительные моменты

Объективности ради стоит отметить достоинства рассматриваемой боевой машины:

  1. В общей комплектации остался прицел ТПД-К1, оснащенный защитой от лазерных атак. Это дает возможность в случае повреждения одного индуцирующего узла использовать его аналог.
  2. Крайне необходимые приборы (датчики температуры, направления ветра, скорости воздушного потока) монтируются за местом наводчика).
  3. Возможность установки дополнительного вооружения, включая самые современные гранаты.
  4. Более мощный агрегат.

Основной боевой танк Т-72 во многом проигрывает своему модернизированному «собрату», однако обновленный экземпляр показал себя не в лучшем свете.

Подвижность

Танк Т-72

ОБТ оснащался известным в СССР многотопливным дизелем. На первых модификациях устанавливался 12-цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с при 2000 об/мин.

Свой крутящий момент он передавал на механическую коробку передач с гидравлическим приводом, имеющую семь передних и одну заднюю передачи. Он также обеспечивал поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 колес большого диаметра, 3 опорных малых, ведущих колес спереди и ведущих сзади.

Т-72 отличался хорошей подвижностью на любой местности и развивал скорость 60 км/ч при движении по шоссе и 35 км/ч при движении по пересеченной местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в заброневом объеме и пять внешних топливных баков, расположенных на правой надгусеничной полке. Емкость внутренних баков достигала 705 литров, а внешних — 495 литров. Кроме того, на дальних маршах можно было подключить два дополнительных бака, размещенных в корме, объемом до 500 литров. Все это давало дальность полета 500 километров, а с установленными подвесными баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с новым мощным двигателем обладает отличной подвижностью, что позволяет ему завоевывать первые места в танковых марафонах.

Основные снаряды

Одной из самых мощных боевых бронированных машин России всех времен является Т-72. Вооружение танка предполагает наличие следующих снарядов:

  • автомат АКМС калибра 7,62 мм;
  • ракетница;
  • 10 ручных гранат.
т 72 эксплуатационные характеристики танка

Танк имеет электрогидравлический стабилизатор вооружения в двух плоскостях, совмещенный с оптическим дальномером. Основные задачи этого комплекса следующие:

  1. Он автоматически удерживает пушку и пулемет в определенном положении при движении танка.
  2. Наведите стабилизированную пушку и пулемет, плавно регулируя скорость наводки.
  3. Наведите нестабилизированное орудие в горизонтальной плоскости.
  4. Сделать целеуказание от командира танка наводчику.
  5. Аварийный поворот башни от механика-водителя.

С помощью стабилизатора обеспечиваются угловые скорости, на основании которых пушка в автоматическом режиме наводится по вертикали. С составом боекомплекта танка — 39 выстрелов к пушке, 2000 выстрелов к пулемету ПКТ, 300 выстрелов к пулемету, 12 выстрелов к сигнальной пушке и 300 выстрелов к зенитному пулемету.

Оптика и прицел

На вопрос: «Боевой танк Т-72Б3 — что это за зверь?» — можно ответить по-разному. Он также имеет слабые стороны. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не менялся с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.

Об этом свидетельствует тот факт, что уже при первых полигонных испытаниях у членов экипажа были зафиксированы травмы глаз. Это связано с тем, что если при стрельбе вовремя не убрать голову из прицела, то для стрелка обеспечен кратковременный удар снаряда, так как система имеет большую отдачу. К достоинствам ТКН-ЗМК можно отнести возможность автоматической перестройки в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», указывая на то, что пристрелка находится под контролем старшего члена экипажа.

Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик наблюдает за целью на расстоянии до трех с половиной километров, то координировать действия командир сможет только на пятистах метрах. В плане наведения и заметности, особенно ночью, модернизированный Т-72Б3 не лучший пример для подражания.

Бронезащита

Танк Т-72

Бронирование корпуса выполнено по сильно дифференцированному, комбинированному типу. Верхняя лобовая секция представляла собой трехслойную комбинированную бронеплиту, состоящую из 80-мм стального внешнего слоя, 105-мм стеклопластикового среднего слоя и 20-мм стального внутреннего слоя. Этот лист располагался под углом 68 градусов, за счет чего его приведенная толщина достигала 550 м. Нижняя лобовая деталь представляет собой лист обычной катаной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.

Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в районе обитаемого объема и 70 мм в районе моторного отделения.

По бокам фюзеляжа также имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая пылезащитные экраны во избежание случайного повреждения.

Башня изначально проектировалась и изготавливалась с монолитной броней, которую большинство считают основным и наиболее критическим недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификацию под обозначением Т-72А была установлена ​​башня с комбинированной современной бронезащитой.

Также на всех современных модификациях передняя и бортовая части фюзеляжа с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.

Технические характеристики Т-72

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что масса советской машины была на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» использовалась пушка со 120-мм нарезом, неспособная к пуску ракет. И распространенность «Челленджера» (всего построено 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

  Т-72Challenger 1M1 Abrams
Длина корпуса, мм66707925
Габаритная длина (с выдвинутой вперед башней), мм9530115009766
ширина по экрану, мм346035203653
Высота, мм219024902400
Боевая масса, кг410006200054400
Максимальная скорость по шоссе, км/ч505672
Запас хода по шоссе, км700400480
Высота преодолеваемой стены, м0,850,91,24
ширина преодолеваемого рва, м2,82,82,74

Американский «Абрамс», оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости, уступая по дальности. Версия М1 использовала 105-мм нарезную пушку, уступавшую по своим характеристикам советской гладкоствольной. Позднее была установлена ​​120-мм гладкоствольная пушка, уравнявшая шансы противников. Большой плюс американских машин — система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажа на маршах.

Несмотря на почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» до сих пор пользуется спросом.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, позволяющие повысить производительность машины. Более того, существуют модифицированные версии танка, которые предлагаются на экспорт в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащенный 120-мм гладкоствольной КБМ-2. И эта разработка не уникальна. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 прослужит в боевом строю не один десяток лет.

Особенности заряжения

Танк Т-72 имеет электромеханический узел, автоматически заряжающий пушку. Он состоит из вращающегося конвейера, механизма подъема кассеты, механизма извлечения поддонов, досылателя, электростопа пушки, запоминающего устройства и пульта управления.

Боевой танк СССР оборудован поворотным транспортером, закрепленным на корпусе машины, и включает в себя раму, электромеханический привод, деку, механизм закрытия затворного раздаточного окна, заглушку и ручной привод. Рама вмещает 22 кассеты, представляет собой цельную сварную конструкцию. Кассета состоит из двух сварных трубок и необходима для размещения выстрела разных типов.

Достоинства и недостатки

Страны эксплуатантов Т-72
Красным отмечены операторы Т-72 и его модификаций, бывшие операторы

Главным преимуществом Т-72 является его универсальность. Оптимальное сочетание основных показателей сделало танк одним из самых популярных, особенно среди ранних моделей. До сих пор остаются востребованными модернизированные версии.

Еще одним преимуществом танка является хороший ресурс для апгрейдов. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического использования, но и позволила усовершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитную броню башни, заменив ее комбинированной. Однако были проблемы с расписанием и сплоченностью съемочной группы.

Этот аспект усложняется наличием баков с горючим и боеприпасами рядом с экипажем. В случае взрыва автомобиля эвакуация достаточно затруднена, особенно в случае пожара или травм. Это негативно сказывалось на экипаже, танки, еще годные к бою и ремонту, часто бросали из-за паники.

Также обратите внимание на посредственную пригодность танка к городскому бою. Есть несколько уязвимых мест в конструкции и броне, применение высокоточного противотанкового оружия позволяет быстро вывести Т-72 из строя.

Обратите внимание на большие затраты на модернизацию, особенно в отношении электронного оборудования. Этот аспект ставит под сомнение дальнейшее использование Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это, использование таких машин в массовых боях остается актуальным.

Производство и модификации

Танк Т-72

ОБТ производился в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии в советское время, а после его распада в Индии, Иране и Польше, где и получил известность.

Тем более, что в разных странах сделано огромное количество модификаций, от известных, типа установки собственного оборудования, до оригинальных, таких как Indian Tank EX, представляющий собой башню Arjun на Т-72 шасси.

Танк Т-72

Т-72 Урал был построен в 1973 году и представлял собой простой Т-72.

Т-72А, первая существенно модифицированная версия, была выпущена в 1979 году и отличалась новыми системами наведения и наблюдения, пушкой 2А46М вместо 2А26М2, системами защиты экипажа, дымовыми гранатометами, прочными противокумулятивными бортовыми экранами и двигателем В-46-6.

Т-72АВ и Т-72Б были выпущены в 1985 году, первый из них получил динамическую защиту с шарнирами, а вторая модификация представляла собой комплекс управляемого вооружения.

Т-72БА появился в результате модернизации и доведения до уровня современных ОБТ поступивших в ремонт в 1999 году Т-72Б на Уралвагонзавод. Они получили встроенную динамическую защиту, систему управления огнем с датчиком ветра и новый двигатель с трансмиссией.

Т-72Б3 — последняя модификация, которая начала поставляться в российскую армию в 2011 году, имеет новую систему управления огнем, ДЗ Контакт-5, двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с, подвеску, автомат заряжания и боеприпасы. С 2014 года на него установили еще один двигатель мощностью 1130 л.с, что еще больше увеличило подвижность.

ОБТ использовался более чем в 40 армиях с момента производства до сегодняшнего дня. В наше время это очень распространено, и тот факт, что российский основной боевой танк Т-90 является, по сути, его глубокой модификацией, говорит о многом.

основной боевой танк

Устройство боевого модуля

На Т-72Б3 установлена ​​модернизированная пушка 2А45 М5, представляющая собой усовершенствованную модификацию ствола Д-81М. Пушка имеет повышенную жесткость конструкции и лучшую точность.

Обоймы цапфенного типа теперь имеют клинообразное крепление. Держатель для выдвижных устройств расположен в задней части подставки с увеличенной на сто шестьдесят миллиметров горловиной. Этот элемент также стал на порядок жестче, а его направляющие выполнены в виде призмы. Это решение позволило снизить коэффициент рассеивания при стрельбе на пятнадцать процентов. Разброс гранат при стрельбе на ходу уменьшен вдвое. В результате танк Т-72Б3 стал намного точнее и быстрее поражать цели.

Боевая машина оснащена замком-рефлектором, позволяющим рассчитывать угол изгиба ствола. Информация передается на артиллерийский борт в цифровом формате. Это дополнительно повышает точность за счет фильтрации эффектов всех видов помех, случайно возникающих в ходе боевых действий танка. Вся информация поступает на баллистический счетчик, что значительно упрощает работу наводчика, позволяя быстро наводить орудие на нужную цель.

Сколько стоит танк Т-72

По последним оценкам, цена базовой модели Т-72 составляет 22 миллиона рублей. Оснащение устаревших моделей современными гаджетами и оружием обходится гораздо дороже. Например, на модернизацию Т-72Б до Т-72Б3 необходимо потратить около 50 млн рублей (в ценах 2013 года).

Дополнительное оснащение

ТТХ Т-72б3 включает дополнительные системы, а именно:

  1. Модернизированный огнетушитель «Индже». Он позволяет автоматически распознавать и тушить очаг возгорания в боевой и моторной частях машины. Система имеет двойное действие, включает четыре бака с хладагентом, обнаруживает возгорание с помощью оптических и тепловых индикаторов.
  2. Возможность вооружения улучшенными гранатами, а также лишенной дистанционного управления зенитной установкой.
  3. Водительское окно закрыто бронированной шторкой, открыть которую можно только снаружи. В бою это большой минус.

Затем рассмотрим объективные достоинства и недостатки рассматриваемой боевой машины.

Особенности компоновки танка

Т-72 — танк, имеющий классическую конструкцию, когда двигательное отделение расположено в корме. Управление сосредоточено в носовой части машины, здесь находятся топливный бак, бак-стеллаж, пульт управления водителя и электрооборудование.

танк СССР

Отделение управления состоит из места механика, который управляет танком Т-72. Над сиденьем водителя есть люк. В стекле бронеплиты установлен прибор для наблюдения за обстановкой. Водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище бака.

Защитные системы

экипаж танка т 72

Несмотря на внушительную массу танка Т-72, ​​он был оснащен дополнительными системами, защищавшими бронемашину от оружия массового поражения. Системы могут защитить танк и его внутреннее оборудование от ударных волн, излучения ядерного взрыва, обеспечить безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.

Защита от ударной волны осуществляется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизированы. Система защиты выполняет функции световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточного давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи.

Система пожаротушения состоит из трех двухлитровых баллонов, наполненных огнетушащим веществом, а также трех трубопроводов, соединяющих баллоны и отсеки, и девяти тепловых датчиков. Специальная многофункциональная система служит надежной защитой от дыма. Работает на дизельном топливе.

Среди дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему подводного вождения, позволяющую преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. К этому оборудованию также относятся спасательные жилеты, газовые маски, предназначенные для всех членов экипажа.

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *