БТР-80 — это советский бронетранспортёр, разработанный как улучшенная версия устаревшей модели БТР-70, которая перестала полностью удовлетворять потребности армии.
Введенный на вооружение в середине 1980-х годов, БТР-80 успешно применялся на поле боя и заслужил репутацию эффективного бронетранспортёра. Сегодня он остается ключевым элементом в бронетехническом арсенале России и находит применение в вооруженных силах во многих странах по всему миру.
История создания БТР 80
БТР-70, который был активно использован советской армией, страдал от серьёзных недостатков, включая ненадёжные двигатели, ограниченную защиту и неудобные условия для посадки и высадки десанта.
К началу 1980-х годов в конструкторском бюро в Нижнем Новгороде началась разработка новой модели бронетранспортёра, учитывая недостатки предыдущей версии. Основной компоновочный дизайн нового транспортного средства, которое получило название ГАЗ-5903, оставался, но был заменен бензиновый двигатель на дизельный, и предусмотрены были более удобные люки для посадки десанта.
Эти модификации привели к увеличению массы и размеров: высота увеличилась на 3 см, масса увеличилась на 2 тонны, достигнув 13,6 тонн. Однако благодаря использованию дизельного двигателя маневренность не пострадала, а, напротив, увеличился запас хода.
Новое транспортное средство успешно прошло государственные испытания и начало массовое производство в 1984 году, а в 1986 году было принято на вооружение советской армии.
Конструкция БТР 80
Как уже упоминалось, БТР-80 сохранял общую компоновку своего предшественника, где отделение управления находилось спереди, а моторно-трансмиссионное отделение — сзади, с десантным отсеком между ними.
Броневая защита транспортёра составляла от 50 до 90 мм, с большей частью брони расположенной под углом, обеспечивая защиту только от стрелкового оружия. В дополнение, на суше использовался волноотражательный щит, установленный на центральной передней панели, чтобы улучшить защиту.
Отсек для десанта предназначен для перевозки 7 солдат, и внутри бортового корпуса были установлены восемь шаровых устройств для стрельбы из личного оружия.
Для посадки и высадки солдат предусмотрены двустворчатые двери, размещенные по бокам корпуса. Кроме того, в верхней части корпуса было два люка, предназначенных для высадки мотострелков.
Для обеспечения обзора окружающей местности, в верхней передней панели было установлено два люка с окнами. В случае плохой видимости или встречи с врагом, члены экипажа могли использовать перископические наблюдательные приборы или бинокуляры с ночным видением.
Двигатель и система вооружения
Бронетранспортёр оснащен мотором КамАЗ 7403, снабженным турбокомпрессором, который развивает 260 лошадиных сил. Машина имеет восьмиколесную конфигурацию и использует торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами. Максимальная скорость на дороге составляет 80 километров в час, но на неровной местности она снижается до 40 километров в час. Максимальный запас хода по шоссе составляет 600 километров.
БТР способен переплывать водные преграды, используя водомётные движители, и его максимальная скорость в воде составляет 9 километров в час.
В туреле БТР-80 установлена спаренная система, объединяющая Крупнокалиберный пулемет тяжелого калибра (КПВТ) и Пулемет Калашникова Тяжелого (ПКТ). КПВТ предназначен для поражения легкобронированной техники и низколетящей воздушной техники на низких высотах. Он способен вести огонь по наземным целям на расстояние до 2000 метров и воздушным целям — до 1000 метров. ПКТ используется для уничтожения пехоты и подавления вражеских огневых точек.
Боеприпасы для КПВТ калибра 14,5 мм составляют 500 патронов, а для ПКТ калибра 7,62 мм — 2000 патронов.
Модернизация БТР
В конце 2009 года были представлены первые прототипы глубоко модернизированной версии БТР-80. С 2011 года эти новые машины поступили на вооружение российской армии.
Одной из ключевых изменений стало использование мощного дизельного двигателя КамАЗ-740, который развивает 300 лошадиных сил. В ходе модернизации сфокусировались на увеличении прочности, проходимости и надежности этой бронетехники.
Противоосколочная защита была установлена на внутренних сторонах бронелистов, а противоминная защита была усилена. Башня, не заселенная членами экипажа, теперь оснащена электроприводом для управления орудием, позволяя разместить наводчика в защищенном отсеке.
Также проведена обновленная работа по современизации электроники, системы наблюдения и средства пожаротушения.
Важным изменением стало вооружение машины 30-миллиметровой пушкой 2А72 вместо КПВТ.
ТТХ БТР 80
Заключение
Бронетранспортёр БТР-80 был задействован во множестве вооруженных конфликтов, которые подчеркнули его ограниченные возможности, связанные с устаревшей конструкцией.
В ходе войны в Чечне БТР-80 часто использовался в роли патрульной машины, совместно с БМП-2. Однако солдаты предпочитали перемещаться снаружи, а не внутри десантного отделения, так как это обеспечивало им большую степень защиты.
Такое решение было обусловлено рядом факторов. Во-первых, машина имела ограниченную защиту от мин. В случае взрыва на мине, находящиеся внутри солдаты оказывались в высокой опасности, в то время как солдаты, перемещавшиеся сверху на броне, были лучше защищены.
Во-вторых, внутренние шаровые установки и средства наблюдения не позволяли обеспечить круговой обзор или точную стрельбу.
В-третьих, устаревшая компоновка, с водителем и механиком передней части машины, стала уязвимым местом, что привело к необходимости защищать данную зону при движении по опасным участкам.
Метки: Боевая машина, Бронетранспортер, БТР, БТР 70, БТР 80, ТТХ