Военно-воздушные силы ВВС России 2022: история и состав. Стальные крылья армии. Из чего состоит военная авиация России
История военно-воздушных сил ВВС России
История российской боевой авиации началась более века назад. В 1904 г в Кучино был создан Институт аэродинамики, который возглавил Жуковский, один из основоположников аэродинамики. В его стенах велась научно-теоретическая работа, направленная на совершенствование авиационной техники.
В этот же период русский конструктор Григорович работал над первым в мире гидросамолетом. Открыта первая в стране летная школа.
Имперские ВВС были сформированы в 1910 году и просуществовали до 1917 года.
Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, но отечественная промышленность в то время сильно отставала от других стран, участвовавших в этом конфликте. Большинство боевых самолетов, на которых в то время летали русские летчики, были произведены на зарубежных заводах.
Все же были интересные находки у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 г).
ВВС России делились на эскадрильи по 6-7 самолетов в каждой. Отряды объединялись в авиагруппы. Армия и флот имели свою авиацию.
В начале войны самолеты использовались для разведки и артиллерийской корректировки, но вскоре стали использоваться для бомбардировок противника. Вскоре появились истребители, и начался воздушный бой.
Русский летчик Нестеров построил первый воздушный таран, проделав не так давно знаменитую «мёртвую петлю».
После прихода к власти большевиков Имперские ВВС были распущены. Многие летчики участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.
В 1918 году новое правительство создало собственные военно-воздушные силы и вступило в гражданскую войну. После его завершения руководство страны уделяло большое внимание развитию боевой авиации. Это позволило Советскому Союзу в 30-е годы вернуться в клуб ведущих мировых авиационных держав после масштабной индустриализации.
Был построен новый авиазавод, создано конструкторское бюро, открыто летное училище. В этой стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поликарпов, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников.
Перед войной военные получили большое количество новых образцов авиационной техники, не уступающих зарубежным аналогам: штурмовики Ил-2, истребители МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3 и ТБ-3 дальний бомбардировщик.
К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тысяч боевых самолетов различных модификаций. Летом 1941 года советские заводы выпускали по 50 боевых машин в сутки, а за три месяца выпуск техники удвоился (до 100 машин).
Война советских ВВС началась с череды разгромных поражений — огромного количества самолетов, уничтоженных на приграничных аэродромах и воздушных боях. Почти два года в воздухе господствовали немецкие авиалинии. Советские летчики не имели соответствующего опыта. Их тактика, как и большая часть советской авиационной техники, устарела.
Только в 1943 году положение начало меняться, когда советская промышленность освоила выпуск современных боевых машин, и немцы направили свои лучшие силы на защиту Германии от налетов авиации союзников.
К концу войны численное превосходство советских ВВС стало подавляющим. За время войны погибло более 27 000 советских летчиков.
В годы холодной войны советские ВВС быстро развивались и в 80-х годах прошлого века имели на вооружении около 10 000 самолетов различных модификаций. После войны появился новый вид авиационной техники — боевой вертолет.
В СССР были разработаны истребители 4-го поколения Су-27 и МиГ-29 и начались работы по созданию истребителя следующего поколения. Однако распад СССР поставил крест на многих перспективных проектах того времени. Техника советских ВВС была разделена между бывшими республиками, где она стала основой Национальных ВВС.
16 июля 1997 года указом президента России был создан новый вид соединения: Военно-воздушные силы Российской Федерации. В новую структуру вошли силы ПВО и ВВС. В 1998 году были завершены необходимые структурные преобразования, организован штаб ВВС России, появился новый Верховный Главнокомандующий.
Российская боевая авиация участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе в Грузинской войне 2008 года и была введена в Сирию в 2022 году, где сейчас дислоцируются ВКС России.
Примерно в середине прошлого десятилетия началась агрессивная модернизация ВВС России.
Старые самолеты модернизируются, в войска поступает новая техника, строится новая техника, восстанавливаются старые авиабазы. Разработка истребителя пятого поколения Т-50 ведется и находится на завершающей стадии.
Значительно увеличилось денежное довольствие военнослужащих. Сегодня у летчиков есть возможность много времени проводить в воздухе и оттачивать свое мастерство, регулярно проводятся учения.
В 2008 году началась реформа ВВС. Структура ВВС делилась на командования, авиабазы и бригады. Командование было создано по территориальному признаку и заменило войска ПВО и ВВС.
Основные задачи
Военно-воздушные силы (ВВС) — подразделение Воздушно-космических сил России, наиболее мобильная и подвижная составляющая Вооружённых Сил России.
Российская Федерация обладает военно-воздушными силами, которые могут быть использованы для разрешения конфликтов, представляющих угрозу не только для нашей страны, но и для наших союзников. Пример тому, что произошло в Сирии.
ВВС России призваны выполнять следующие боевые задачи:
- Она отражает воздушно-космическую агрессию и защищает правительственные и военные органы, промышленные и экономические районы, объекты критической инфраструктуры и воинские формирования.
- Поражение военно-экономического потенциала противника, объектов авиации, ПВО, ракетно-ядерных средств и группировок кораблей.
- авиаперевозка боевой техники и десантирование войск и боевой техники на территорию противника.
- Поддержка и обеспечение боевых действий Сухопутных войск и сил Военно-морского флота.
- Стратегическая, оперативная и тактическая разведка.
В мирное время ВВС охраняют границы Российской Федерации и осуществляют контроль за полетами иностранных разведывательных машин в приграничных районах.
Количественные и качественные показатели
В открытых источниках можно найти информацию о количестве самолетов в ВВС страны. Их общее количество превышает 1800 единиц:
- истребители различных модификаций (более 800 ед),
- дальние бомбардировщики (40) и стратегические бомбардировщики (70;
- Штурмовики (200);
- ударные самолеты (200);
- учебно-тренировочные (150);
- Военный транспорт (400);
- «Летный радар» (20);
- Транспорт — Десантные, многоцелевые и ударные вертолеты (1500).
Пилотажные группы ВВС:
- «Беркуты» (группа вертолетов Ми-28Н);
- «Крылья Тавриды» из Яков-130;
- «Соколы России» (Су-34, 35 и 30);
- «Стрижи» из МиГов-29;
- «Русские витязи» с самолетами Су-30.
Модернизированные МиГ-31БМ на 100% укомплектовали авиагруппу «Канск», что в Красноярском крае.
Россия обладает значительными технологическими возможностями, которые составляют основу для самостоятельного производства различных типов боевых самолетов.
Возрождение советской авиации
Она началась в 1934 году, когда советские летчики летали на самолете АНТ-4 конструкции Андрея Туполева. Им пришлось вывозить экипаж и пассажиров затонувшего в арктических льдах парохода «Челюскин» в сложных погодных и взлетно-посадочных условиях. Затем наступила эпоха трансконтинентальных перелетов. Впервые за морем была замечена советская авиационная техника. Летом 1937 года с подмосковного аэродрома взлетела машина АНТ-25. Его экипаж состоял из трех известных советских летчиков: Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.
АНТ 4
Кстати: именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. За участие в спасательной операции по эвакуации участников экспедиции затонувшего парохода «Челюскин» 16 апреля 1934 года Золотую Звезду Героя получили семь летчиков — Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов и Доронин.
Следует отметить, что настоящий бум авиация переживает с 1930-х годов, когда в СССР были достигнуты первые устойчивые экономические успехи. В Советском Союзе в больших масштабах создана организация «Друзья авиационного флота», а планерные и авиационные кружки растут как грибы после дождя. Пилоты самолетов и стратостатов становятся национальными героями. Этому во многом способствовала программа советского правительства, определившая приоритеты в развитии авиационной промышленности Советского Союза.
ОДВФ
На самом верху было принято решение о создании самых мощных и многочисленных ВВС СССР. Важно отметить, что на одном этапе успехи советской авиации были поистине поразительны. Советская боевая авиация в середине 1930-х годов считалась одной из самых многочисленных и мощных в мире. Ни в одной армии мира не было столько бомбардировщиков и истребителей, сколько в ВВС Красной Армии.
Во многом этот результат заслуга советских авиаконструкторов. Высоких результатов добился коллектив конструкторов под руководством А.Н Туполева и Н.Н Поликарпова. Благодаря их усилиям ВВС Красной Армии пополнялись самолетами новых типов. В начале 1930-х годов на вооружение армейских частей поступили полноценные истребители И-2, И-3 и И-5. Бомбардировочные части комплектуются тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1 и ТБ-3. Эти самолеты стали своеобразным прорывом в авиационной промышленности, подняв на более высокий уровень не только советские ВВС, но и всю авиацию советской страны.
В 1934 году Советский Союз удивил мир, построив самый большой в мире самолет. Огромный советский АНТ-20 «Максим Горький» имел очень большие для своего времени параметры:
- взлетная масса 28,5 тонны;
- размах крыла 63м;
- суммарная мощность восьми двигателей составляла 6000 л/с;
- крейсерская скорость 270 км/ч;
- дальность полета 1000 м.
Самолет, изготовленный в единственном экземпляре, стал своеобразным символом советской пропаганды. Машина прожила недолго. Через год, 18 апреля 1935 года, во время демонстрационного полета над Москвой разбился «Воздушный гигант». Причиной аварии стало столкновение в воздухе самолета АНТ-20 и истребителя И-5.
В середине 1930-х годов на вооружение ВВС поступили более совершенные машины. В небо поднялись истребители И-15, И-153 и И-16. Парк бомбардировщиков пополняется более современными самолетами СБ и ДБ-3 (будущий Ил-4). В количественном отношении парк самолетов ВВС Красной Армии за десятилетие с 1928 по 1938 год увеличился в 5,5 раза.
Советские истребители на Халхин-Голе
Ввиду обострения международной политической обстановки Советский Союз встал на путь милитаризации своей экономики. Армия стремительно пополнялась новыми образцами боевой техники, не отставала в этом плане и боевая авиация. В конце 1930-х годов советской авиации пришлось доказывать свою боевую мощь, участвуя в многочисленных вооруженных конфликтах. Сначала советские летчики участвовали в воздушных боях над Испанией. Затем, во время «Зимней войны» 1939-1940 годов, настала очередь советской авиации участвовать в боях против японских войск у Халкин-Гола.
Головокружительный успех советского плана первой пятилетки несколько ослабил тревогу советского военного руководства. Несмотря на численное превосходство, советская авиация стала отставать в техническом отношении от иностранной авиации.
Накануне начала Великой Отечественной войны советская авиация располагала значительным количеством самолетов, но с технической точки зрения многие из них уже считались устаревшими. К началу боевых действий на советско-германском фронте ВВС Красной Армии имели на вооружении до 20 000 машин всех типов. Доля современной техники в авиачастях была невелика. Даже с учетом того, что советская авиапромышленность ежедневно обеспечивала армию 50 машинами, новые типы самолетов Як-1, Лагг-3, МиГ-3, Пе-2 и Ил-2 только начали поступать в боевую часть.
МиГ-3
События первых месяцев Великой Отечественной войны сильно ударили по советской авиации. Наступление гитлеровцев, стремительное продвижение немецких войск на восток привели к разгромному положению советской боевой авиации. Только за первые полгода боевых действий на советско-германском фронте ВВС Красной Армии потеряли более 20 тысяч самолетов. Процент боевых потерь составил лишь половину от этого числа, или 9233 машины. После тяжелого периода и оправившись от своего тяжелейшего поражения в 1941-1942 годах, советская авиация сумела переломить ход поединка.
Ла-7
От Курской битвы до последнего залпа войны в небе Берлина советская авиация никогда не теряла превосходства над противником. Советский штурмовик Ил-2, истребитель Ла-5 стал легендарной машиной и живым символом победы. Мало того, что советские летчики действительно доказали свое высокое боевое мастерство против хваленых люфтваффе, так они еще и нанесли сокрушительное поражение немецкой авиации, уничтожив 57 тысяч самолетов различных классов. Более 200 000 летчиков удостоены различных боевых наград.
Современная форма ВВС
Униформа военнослужащих ВВС создавалась, в первую очередь, для удобства повседневной носки и различалась в зависимости от статуса и пола сотрудника.
Есть несколько вариантов униформы:
- Униформа для рядовых и курсантов, летний вариант состоит из синего костюма, белой футболки, черных ботинок и пилотки.
- Зимний вариант состоит из камуфляжного костюма, футболки и кепки в тон, шарфа и пальто цвета хаки, черных ботинок и перчаток.
- Для офицеров разработаны два варианта повседневной одежды:
- Лето, состоящее из синих брюк и туники, синей рубашки и черного галстука с золотой застежкой. Головной убор — шапка синего или цвета хаки. На ногах черные сапоги.
- Зимняя форма похожа на летнюю и дополняется серым или синим пальто, серой шапкой-ушанкой и черными перчатками.
- Обмундирование старших офицеров аналогично, с той разницей, что дополняется съемным воротником из каракуля серого цвета и фуражкой серого цвета.
- Женская военная форма также бывает двух вариантов:
- Летний, состоящий из юбки и жакета синего или цвета хаки и такой же блузки, а также черного галстука с золотой застежкой. Головной убор — синяя или защитная шапочка. В качестве обуви допустимы туфли и сапоги черного или телесного цвета.
- Зима дополняется шарфом синего или цвета хаки и голубым или серым пальто. Головной убор – каракулевый берет серого цвета.
Для личного состава ВВС также была разработана парадная форма, мало отличавшаяся от обычной
Униформа ВВС России
Руководство
По сей день руководство Российской Федерации доверило командование ВВС страны Герою России генерал-лейтенанту Виктору Николаевичу Бондареву. До 6 мая 2012 года — начальник штаба ВВС — первый заместитель главкома ВВС.
Преемственность ВВС России
Итоги Великой Отечественной войны показали, насколько быстро рванула вперед советская авиационная промышленность. Вновь было восстановлено качественное превосходство советской авиации. Единственным пробелом были дальние бомбардировщики, которые в СССР были только в зачаточном состоянии. Наступала новая эра – эра реактивной авиации. Советский Союз предпринял значительные усилия, направленные на совершенствование парка самолетов и модернизацию структуры ВВС Советских Вооруженных Сил (с 1946 г).
Начинается обновление организационно-штатной структуры ВВС, исчезновение старых частей и подразделений и появление новых соединений. Параллельно с вопросом реорганизации идет переоснащение технической базы.
советский самолет
Советским авиаконструкторам удалось создать ряд самолетов, ставших одними из лучших в своем классе. Начало холодной войны и последовавшая за ней гонка вооружений мобилизовали советскую авиационную промышленность. По уровню технической оснащенности советские ВВС не уступали боевой авиации потенциальных противников. Количественно и качественно советская боевая авиация не уступала ни армии США, ни союзным ВВС стран-членов НАТО. В 80-е годы на вооружении ВВС СССР находилось до 10 000 самолетов всех типов самолетов и вертолетов.
Примечание: Советский Союз отставал от авиации США только по количеству стратегических бомбардировщиков, что долгое время считалось в СССР анахронизмом. По мнению некоторых высокопоставленных руководителей Советского государства, не было необходимости создавать целый парк стратегической авиации, если можно было обойтись межконтинентальными ракетами.
Советский Ту-95
Распад Советского Союза ознаменовался не только распадом крупнейшего в мире государства, но и исчезновением одной из крупнейших в мире вооруженных сил. Российские ВВС вступили в очередную эпоху забвения. Начало 90-х ознаменовалось развалом организационной структуры боевой авиации бывшего СССР. Техническая основа также существенно изменилась. Новые разработки в области авиационной техники были отложены на полку, а недостаток финансирования привел к быстрому сокращению численности личного состава ВВС и сокращению числа самолетов. Первые, возможно, самые мощные военно-воздушные силы в мире, были разделены между Старыми республиками, входившими в состав Конфедерации.
В таких тяжелых условиях ВВС России были вынуждены возродиться.
Состав и численность ВВС России
Этот вид вооруженных сил уступает только ВВС США по численности. Численность ВВС РФ оценивается в 148 тыс человек личного состава и 4 тыс единиц техники на вооружении. В настоящее время ВВС состоят из семи оперативных командований, семи авиабаз первой категории, восьми авиабаз второй категории и 13 бригад воздушно-космической обороны.
Авиация ВВС России на современном этапе
Пережив хаос и безысходность тяжелых 90-х, Россия сумела восстановить свои боевые возможности в воздухе. За прошедшие 27 лет после распада Советского Союза ВВС Российской Федерации превратились в современный род войск. Военная техника на вооружении отвечает поставленным целям и задачам. Современные ВВС отличаются высоким уровнем подготовки летного состава.
флаг ВВС России
Военная доктрина, утвержденная для Вооруженных Сил Российской Федерации, четко определяет функции боевой авиации, определяет круг задач и области применения отечественных ВВС в современных условиях.
Системно современные Военно-воздушные силы Российской Федерации начали свою историю в 2008 году. С этого момента появились отдельные командования ВВС и Войск ПВО. Все части и подразделения ВВС подчиняются региональным оперативно-стратегическим управлениям, организованным по географическому принципу западного, восточного, центрального и южного районов.
С 2009 года произошел переход на двухуровневую систему управления воздушным движением военных. Количество воинских формирований было сокращено с 8 до 6. Ранее существовавший авиаполк был сведен в авиабазу, которая делилась на тактическую, стратегическую и транспортную авиацию. Части ПВО были объединены в отдельные бригады воздушно-космической обороны. Со временем бригады ПВО были расширены до дивизий. Уже в составе ВВС наметилась тенденция к организации новых авиачастей.
Флаг ВКС
С 2015 года Военно-воздушные силы Российской Федерации преобразованы в новый вид Вооружённых Сил — Воздушно-космические силы Российской Федерации (ВКС). Этот тип сочетает в себе структуры ВВС, ПВО, ПРО и космических сил.
Наряду с реорганизацией структуры авиация стала получать новые виды и типы боевой техники. Самолеты и вертолеты советского производства модернизируются. Приходит новое поколение машин. В частности, постоянно обновляется парк фронтовой авиации. Идут машины поколения 4 и 4+, обновляется парк боевых вертолетов. На вооружение ВВС стало поступать большое количество беспилотных летательных аппаратов. Российская военная авиация – это техника, доставшаяся в наследство от ВВС Советского Союза, проходящая глубокую модернизацию, новые самолеты и вертолеты. Результатом работы конструктора за последние 10-15 лет должен стать новейший истребитель Су-57.
Су-57
В сложившейся ситуации ВКС России численно уступают только ВВС США. Обновленный флот соответствует поставленным тактическим и стратегическим задачам. Только в 2015 году для оснащения авиационных частей планировалось передать до 150 самолетов различных типов. В это число входят:
- Истребители-бомбардировщики Су-30СМ, Су-30М2, Су-34, Су-35;
- Истребители МиГ-29, МиГ-31;
- Штурмовик Як-130;
- Транспортный Ил-76МД-90.
Особо следует отметить быстрый рост количества различных типов вертолетов, поступающих на вооружение. Новые боевые вертолеты Ка-52, Ми-28Н и модернизированные Ми-35М составляют ударную группировку фронтовой авиации. Сухопутные войска поддерживают многочисленные многоцелевые вертолеты Ми-8АМТШ, Ми-8 МТПР и транспортные вертолеты Ми-26.
Ка-52
Численность ВКС составляет более 180 000 человек.
Структура военно-воздушных сил ВВС России
Сегодня ВВС России входят в состав Военно-космических сил, указ о их создании издан в августе 2022 года. Воздушно-космическими силами России командует начальник штаба ВС РФ, непосредственное руководство осуществляет Главное командование Воздушно-космических сил. Главнокомандующий Космическими войсками России генерал-лейтенант Сергей Суровикин.
Главнокомандующий ВВС России — генерал-лейтенант Юдин, занимающий должность заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами России.
Помимо ВВС, в состав ВКС входят космические войска, части ПВО и ПРО.
В состав ВВС России входят дальняя, военно-транспортная и военная авиация. Кроме того, в состав ВВС входят зенитные, ракетные и радиотехнические части. В составе ВВС России также есть собственные силы специального назначения, которые выполняют множество жизненно важных функций, включая обеспечение информацией и связью, радиоэлектронную борьбу, операции по оказанию помощи и защиту от оружия массового поражения. В состав ВВС также входят метеорологические и медицинские службы, инженерные подразделения, подразделения поддержки и службы тылового обеспечения.
Основу структуры ВВС России составляют бригады, авиабазы и управления ВВС России.
Четыре штаб-квартиры расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС России входит отдельное командование, которое управляет дальней и военно-транспортной авиацией.
Как уже говорилось ранее, по численности ВВС России уступают только ВВС США. В 2010 году ВВС России насчитывали 148 000 человек, в эксплуатации находилось около 3600 единиц различных самолетов и еще около 1000 находились на хранении.
После реформы 2008 года авиаполк был преобразован в авиабазы, и в 2010 году таких баз было от 60 до 70.
Перед ВВС России поставлены следующие задачи:
- отражение атак противника в воздухе и в пространстве;
- Защита от ударов с воздуха пунктов военного и государственного управления, административно-промышленных центров и других важных объектов государственной инфраструктуры;
- Наносить поражение силам противника, используя различные виды боеприпасов, в том числе ядерные;
- проведение разведывательных операций;
- Непосредственная поддержка других видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вооружение ВВС России
Военно-воздушные силы имеют на вооружении:
Бомбардировщики: Ту-160, Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34 (истребители-бомбардировщики);
Фронтовой бомбардировщик Су-24
Истребители: МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31, Су-27, Су-30, МиГ-25Р, Су-24МР;
Многоцелевой истребитель Су-30
Штурмовики: Су-25, Су-39;
Штурмовик Су-39
Вертолеты: Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52, Ка-62;
Транспортные самолеты: Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76;
Транспортный самолет Ан-26
Самолеты для авиации специального назначения: командные пункты, ДРЛО, РЭБ, заправщики и т.д;
Самолет РЭБ
Зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-300ПМ, С-400 «Триумф»;
Зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф»
Радиолокационные станции и комплексы «Противник-Г», «Небо-У», «Гамма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2».
Радиолокационная станция «Каста-2»
Военная авиация ВВС России
В состав ВВС России входят стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и военная авиация, подразделяющаяся на истребительную, штурмовую, бомбардировочную и разведывательную.
Стратегическая дальняя авиация входит в ядерную триаду России и может нести различные виды ядерного оружия.
Ту-160 «Белый лебедь». Эти машины были разработаны и изготовлены в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета послужила разработка американцами стратега В-1. В настоящее время ВВС России имеют на вооружении 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сможет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин — вопрос открытый.
Ту-95 «Медведь». Это первый турбовинтовой самолет, совершивший полет при жизни Сталина. Машина прошла значительную модернизацию и может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычными, так и с ядерными боевыми частями. В настоящее время в эксплуатации находится около 30 единиц.
Ту-22М. Эту машину называют дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М был разработан в конце 60-х годов прошлого века. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Он может нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. Общее количество боеспособных машин составляет около 50, еще 100 находятся на хранении.
Истребители ВВС России в настоящее время представлены Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31 и Су-34 (истребители-бомбардировщики).
Су-27 — фронтовой истребитель, один из первых истребителей 4-го поколения, произведенных в СССР. На сегодняшний день эта боевая машина имеет несколько модификаций, всего около 360 машин.
Су-30 — машина на базе Су-27. Истребитель оснащен мощной электроникой, позволяющей обнаруживать воздушные и наземные цели на большой дальности и выдавать целеуказания другим самолетам. Общее количество Су-30 составляет около 80 единиц.
Су-35. Эта машина является результатом существенной модернизации Су-27 и может быть отнесена к поколению 4++. Истребитель обладает повышенной маневренностью и оснащен передовой электроникой. Су-35 принят на вооружение — 2014 год. Общее количество самолетов – 48 единиц.
МиГ 29. Один из первых советских истребителей 4-го поколения, он претерпел множество модификаций и в настоящее время насчитывает на вооружении ВВС России около 225 самолетов.
МиГ-31. Высокоскоростной дальнобойный перехватчик. Этих машин насчитывается 140 штук, и они состоят на вооружении ВВС России. В настоящее время МиГ-31 проходит модернизацию, которая, как ожидается, будет завершена к 2022 году.
Су-25 «Грач». Знаменитый штурмовик, созданный в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших машин в своем классе в мире, Су-25 участвовала в многочисленных конфликтах. На сегодняшний день около 200 «Грачей» в эксплуатации, еще 100 в наличии. Модернизация этого самолета продолжается и, как ожидается, будет завершена в 2022 году.
Су-24. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, предназначенный для преодоления ПВО противника на малых высотах и сверхзвуковых скоростях. Су-24 морально устаревшая машина и будет снята с производства к 2022 году. 111 единиц находятся в эксплуатации.
Су-34. Современный истребитель-бомбардировщик. В настоящее время в ВВС России имеется 75 таких самолетов.
Транспортная авиация ВВС России представлена сотнями различных самолетов: такими моделями, как Ан-22, Ан-124 Руслан, Ил-86, Ан-26, Ан-72, Ан-140 и Ан-148.
Учебно-тренировочные самолеты включают Як-130, чешский самолет L-39 «Альбатрос» и Ту-134УБЛ.
Як-130 — единственный самолет, разработанный после распада Советского Союза. Остальные боевые машины представляют собой более или менее сильно модернизированные советские машины.
В состав армейской авиации входят вертолеты Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ка-226 и вертолет «Ансат». Из этого списка новые машины — Ми-28, Ка-50, Ка-52 и Ансат. Остальные машины были разработаны в СССР. Следует отметить, что в настоящее время ведутся работы по модернизации старой техники.
Вертолет Ка-50 снят с серийного производства. На сегодняшний день в армию поставлено около 100 единиц Ка-52 и более 100 вертолетов Ми-28 «Ночной охотник».
Больше всего в строю осталось Ми-24 (620 т.) и Ми-8 (570 т.). Это надежные, но старые советские машины, которые можно использовать какое-то время после минимальной модернизации.
Метки: ввс войска, ВВС России, военно воздушные силы, военно воздушные силы российской федерации, воздушные силы россии, воздушный флот, история ввс, структура ввс