Вертолет Ми-8: ТТХ и история создания.

Предпосылки создания вертолета Ми-8

Вертолет Ми-8 и его предпосылки создания уходят в далекое прошлое, когда потребность в универсальной и надежной воздушной машине для различных задач стала настолько актуальной, что великому конструктору Милю пришлось взяться за разработку чего-то совершенно уникального. Давайте вернемся к истокам и рассмотрим, какие факторы способствовали рождению этой легендарной летающей машины.

После окончания Второй мировой войны в мире началась эра авиации и ракет. Эти технические средства благодаря своей высокой скорости позволили значительно сократить огромные расстояния, сделав наш мир меньше и доступнее. Самолеты могли действовать больше в линейной плоскости, преодолевая большие расстояния, обеспечивая быструю доставку грузов, вооружения и пассажиров. Вертолетам, обладавшим уникальными летными качествами, отводилась роль транспортных средств для удовлетворения потребностей человека.

Первый вертолет

Первый вертолет

Первые вертолеты и автожиры, спроектированные до войны и в военные годы, создавались по инициативе армии. Именно военные увидели в конструкции этих самолетов уникальные летные качества. Винтокрыл мог взлетать и садиться на ограниченной территории, зависать в воздухе. В тактическом отношении такие самолеты стали настоящей находкой для военных, способной повысить боевой потенциал вооруженных сил. Однако отсутствие четкого представления о области применения винтокрылых машин, их конструктивных особенностях и опыте строительства существенно затормозило развитие этого направления авиации.

Только с окончанием Второй мировой войны, давшей толчок бурному развитию новых технологий, появились необходимые технологические условия для создания более мощных и надежных самолетов этого класса. Практически одновременно в США и СССР, в Англии и Франции стали появляться прототипы винтокрылов. В то время основными заказчиками КБ были военные. Такая же ситуация была и в Советском Союзе, где после войны сформировалась мощная школа авиаконструкторов. Высшее руководство страны сделало ставку на новые виды и средства вооружения. Параллельно с созданием новых самолетов шла разработка и создание вертолетной техники. Наибольших успехов и успехов в этой области достигло Конструкторское бюро Михаила Леонтьевича Мило, созданное в опытном порядке на базе авиазавода № 1. 383.

Мили ML

М.Л Миль

Уже в сентябре 1948 года взлетел первый опытный образец машины, который через полтора года был запущен в производство. Вертолет Ми-1 положил начало целому семейству советских вертолетов, одним из которых стал винтокрыл МИ-8.

Конструкция вертолета Ми-8

Вертолет Ми-8 имеет одновинтовую конструкцию с пятилопастным трехшарнирным несущим винтом и трехлопастным рулевым винтом. Фюзеляж каркасный, имеется хвостовая опора для защиты рулевого винта.

Шасси — трехопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся передней опорой, фиксируемой в полете.

Силовая установка состоит из 2-х газотурбинных двигателей ТВД ТВ2-117. Мощность от двигателя передается на валы и вспомогательные механизмы через трехступенчатый главный редуктор ВР-8А. Запас топлива — в 3-х топливных баках. В кабине возможна установка 1-2 дополнительных топливных бака по 915 литров (в грузовом варианте).

Пассажирский Ми-8П отличается от транспортного Ми-8Т прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовом оперении доплеровской антенны ДИВ-1 для измерения путевой скорости и угла сноса. В салоне установили 28 мягких пассажирских кресел (в качестве опции были модели на 20, 24 и 26 мест). Ми-8П может использоваться в качестве санитарно-транспортной машины, перевозя грузы, в том числе на внешнем поясе.

В транспортном варианте Ми-8Т по бокам вертолета установлены полужесткие откидные сиденья на 24 пассажира. Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь. На полу кабины расположены узлы для швартовки и ролики для полиспастов, в передней части — электрическая лебедка. В задней части имеется грузовой люк с двумя створками для загрузки больших сумок и снаряжения. Стрела электролебедки размещена над входной дверью. Имеется система внешней подвески груза. Управление дублированное, с жесткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.

На военных модификациях Ми-8 в подвижной носовой установке может быть установлен 7,62-мм или 12,7-мм пулемет. На наружные двойные/тройные боковые крепления можно подвешивать блоки неуправляемых ракет, пулеметные баки или бомбы калибра 50-500 г.
Сверху держателя на направляющих может быть размещено до 6 противотанковых управляемых ракет. Пулеметы и гранатометы могут быть установлены в боковых люках десантного отделения.

Шасси

Ми-2 — вертолет с неубирающимся трехопорным шасси с хвостовой опорой. В передней части расположено двойное колесо, а в основной части установлено одинарное колесо. На всех опорах, включая хвостовую, установлены масляно-пневматические амортизаторы. Основные демпферы могут выдерживать как нормальные рабочие нагрузки, так и возможный резонанс земли. Основные шины 600х180 мм с давлением 4,41 бар. Носик — размеры 400х125 мм, давление 3,45 бар. Основные колеса оснащены пневматическими тормозами. Металлические летающие лыжи не являются обязательными.

Вертолет Ми-8: обзор характеристик и конструкции

Изюминки «Терминатора»

Открывающиеся в обе стороны сдвижные двери и автоматизированная аппарель — не единственные отличия вертолета Ми-8АМТШ «Терминатор» от многоцелевого вертолета Ми-8АМТ, являвшегося базовой моделью для конструкторов. При необходимости «Терминатор» может иметь и систему вооружения, аналогичную той, что установлена ​​на боевой машине Ми-24. А усиленная металлокерамическая броня и современная авионика делают его действительно боевым штурмовиком.

Авионика состоит из метеорологического радара, инфракрасной и спутниковой навигационной аппаратуры, ночных приборов для наблюдения за пилотом. А оборонительный комплекс оснащен экранными выхлопными устройствами и системой ловушек АСО-2В. Два турбовальных двигателя ВК-2500 обеспечивают повышенную подвижность и возможности огневой поддержки в сложных боевых условиях.

ми 8амтш терминатор

Основные задачи

Вертолет должен был выполнять те же задачи по перевозке легких грузов, для чего привлекался Ми-1. Пассажирский вариант мог перевозить 7 человек и пилота. В роли самолета-спасателя вертолет Ми-2 может разместить четырех носилок и фельдшеров. Вертолет способен перевозить груз массой до 700 кг. В качестве летательного или аварийно-спасательного крана вертолета может быть оснащен крюком для подвешивания грузов до 800 кг или лебедкой над дверью кабины, которая может поднимать до 150 кг. Четвертое основное применение, отличающее вертолет Ми-2, — это работа в сельском хозяйстве, для чего он может быть оснащен размещенными по обеим сторонам кабины баками, вмещающими 450 кг сухих химикатов или 500 литров жидкости. Для других задач грузовые баки могут быть заменены дополнительными топливными баками.

мы 2 вертолета

Модификации

Разработано более 130 модификаций вертолетов, в том числе значительно модернизированных (Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 и р.). Различные гражданские и военные модификации предназначены для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, десантирования подразделений ВМФ, эвакуации раненых и больных, огневой поддержки, подавления огневых точек противника и постановки помех. Ми-8 используется для выполнения различных операций в труднодоступной местности для других видов транспорта, десантирования в неподготовленные места ограниченных размеров. Модификации Ми-8 активно использовались в боевых действиях с конца 1970-х годов. В настоящее время Минобороны России получает модификации Ми-8АМТ, Ми-8МТВ-5-1 и арктический Ми-8АМТШ-ВА. В 2017 году специально для обеспечения работы сил специального назначения был разработан вертолет Ми-171-Ш-ВН.

27 июня 2019 года холдинг «Вертолеты России» сообщил о подписании контракта с Минобороны России на закупку десяти многоцелевых вертолетов Ми-8АМТШ-ВН в период 2020-2021 годов. Эта модификация получила улучшенную бронезащиту корпуса, обновленный состав вооружения и новый состав пилотажно-навигационного оборудования.

Вертолет Ми-8: Варианты комплектации

«Терминатор» является многоцелевым вертолетом и может использоваться несколькими способами:

  1. Десантный. Возможна перевозка 20 десантников, а с бортовыми сиденьями — 34 бойца.
  2. Транспорт. Перевозка грузов до четырех тысяч килограммов: на внешнем прицепе или внутри судна, с дополнительными баками топлива или сыпучих грузов в кабине с открыванием аппарели.
  3. Боевой. Устанавливалось бомбардировочное или малокалиберное и пушечное вооружение.
  4. Санитарный. В нем могут разместиться до 12 человек на носилках. Или 17 сидячих раненых и 3 на носилках.
  5. Дистилляция. Багажное отделение кабины оборудовано двумя дополнительными топливными баками.

История

Вертолет В-8 изначально разрабатывался специалистами ОКБ Государственного авиационного завода № 1. 329 (ныне ОКБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х годов. Планируется оснастить усовершенствованную машину газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и увеличить грузоподъемность. Однако количество изменений, внесенных командой разработчиков во главе с Михаилом Мило, оказалось весьма обширным. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью переработать конструкцию Ми-4, повторявшую компоновку американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw, которая на тот момент уже устарела.

Получившийся прототип В-8 существенно отличался от «модернизированной» машины: силовая установка была перенесена из носа в пространство над кабиной, кабина была оборудована панорамными окнами, а вместо четырех стоек шасси установили трехопорное. — носит один. 9 июля 1961 года поднялся в воздух первый опытный образец В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года опытный образец В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые поднял от земли летчик-испытатель Николай Лешин, а 17 сентября того же года машина совершила свой первый полный полет. Серийное производство Ми-8 началось в марте 1965 года на авиационном заводе № 1. 387 в Казани, а в 1970 году завод в Улан-Удэ приступил к выпуску вертолетов.

Вооружение

Несмотря на то, что первые серии МИ-8 поставлялись в войска исключительно в транспортном варианте с 1968 года, вертолет получил вооружение, причем достаточно мощное. В частности, внешние консоли оснащались блоками 57-мм неуправляемых реактивных снарядов. Кроме того, вертолет мог нести до 1,5 т бомб. В условиях Афганской войны МИ-8 стали оснащать танковыми пулеметами.

В обвесе машины выглядели очень устрашающе, и когда над частями афганской армии пролетали вертолеты, командирам приходилось долго собирать перепуганных новобранцев, большинство из которых никогда не видели боевых вертолетов.

Помимо вооружения вертолеты имели усиленное бронирование, однако этот нюанс негативно сказывался на летных характеристиках. Масса машины значительно увеличилась, поэтому дальность полета значительно уменьшилась. Несмотря на усиленную защиту, советские войска ежегодно теряли в Афганистане около 30  вертолетов.

Вертолет Ми-8: обзор характеристик и конструкции

Технические характеристики ТТХ: Вертолет МИ-8

  • Требуемый экипаж: 3 человека.
  • Максимальная скорость полета: 250 км/ч.
  • Наибольшая высота полета: 4700 м.
  • Максимальная дальность транспортного полета: 445 м.
  • Максимальная дальность пассажирского полета: 500 м.
  • Вес вертолета: 6600 г.
  • Максимальная нагрузка на подвеску: 3000 г.
  • Масса топлива: 2800 г.
  • Длина вертолета: 25,24 м.
  • Двигатель: 2 х ТВ2-117А
  • Максимальная мощность двигателя: 1700 л.с
  • Расход топлива: 0,680 т/ч.
Вертолет МИ-8

Технические характеристики ЛТХ МИ-8 1965 года

  • Годы выпуска: с 1965.
  • Всего произведено: около 12 тысяч штук.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины 20 века.
  • Экипаж — 3 человека, десант — до 28 человек.
  • Взлетная масса — 12 тонн.
  • Размеры: длина (с винтами) — 25,3 м, высота (с рулевым винтом) — 5,5 м, диаметр несущего винта — 21,3 м.
  • Вооружение: 1 × 12,7-мм или 7,62-мм пулемет, ракетная и бомбовая установки.
  • Газотурбинные двигатели.
  • Максимальная скорость — 260 км/ч.
  • Практический потолок — 4,2 м.
  • Дальность полета — 425-480 м.
Вертолет Ми-8

Вертолет Ми-8: Оборудование

Сельскохозяйственный вариант вертолета оснащен с каждой стороны фюзеляжа баком общей емкостью 1000 литров жидкости или 750 кг сухих химикатов, а также либо держателем форсунки на задней части кабины с обеих сторон, либо распылителем сухих химикатов на каждый бак. Ширина полосы опрыскивания 40-45 м.

спасательный вариант оснащен электрической лебедкой грузоподъемностью 120 г. С установленным грузовым подфюзеляжным крюком можно поднимать подвешенные грузы массой до 800 г.

У приводов дымовой завесы к выхлопным трубам, по которым подается топливо, присоединяются длинные дополнительные трубы. Лобовое стекло пилота оборудовано электрическим стеклоочистителем. Кроме того, в моторных отсеках и отсеке главного редуктора установлена ​​фреоновая система пожаротушения, активируемая автоматически или вручную.

Ми-8МСБ

Силовая установка

Двигатель вертолета Ми-2 — турбовальный Изотов ГТД-350 мощностью 313 кВт, производства Польши. Два таких газотурбинных агрегата размещены рядом друг с другом над кабиной самолета. Один резиновый топливный бак емкостью 600 литров расположен под полом кабины. По обеим сторонам вертолета возможна установка дополнительных внешних баков объемом 238 литров. Заправочная станция расположена с правой стороны корпуса. Объем масла 25 литров.

управление вертолетом ми 2

Размещение

Обычно в кабине слева находится один пилот. В салоне с кондиционером есть место для 8 пассажиров — откидные скамьи для 3 человек с двумя дополнительными боковыми сиденьями сзади справа, одно за другим. Все пассажирские сиденья разбираются для перевозки до 700 кг груза. Доступ в салон осуществляется через распашные двери с каждой стороны в передней части кабины и в кормовой части по левому борту. Сдвижное окно пилота выталкивается в аварийной ситуации. Спасательная модификация предлагает место для 4 носилок и фельдшера или 2 носилок и 2 сидячих больных. В учебном варианте сиденья расположены рядом и есть двойное управление. Ми-2 — вертолет со штатными системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Ми-4 и Ми-8

Ми-4 и Ми-8

Вертолет Ми-8: Интересные факты

Когда «восьмерки» стали заменять Ми-4, стало ясно, что их предшественники уступают им во всем. Ми-8 превосходил «четверку» по скорости, грузоподъемности и простоте обслуживания. Например, газотурбинные двигатели спасли механиков от постоянной борьбы с утечками масла. Однако в одном отношении старый вертолет долго не могли превзойти — он находился на большей высоте. Поэтому до появления модификации Ми-8МТ поршневые Ми-4 продолжали работать в горах.

Хотя пассажирский вариант Ми-8 был одним из «изначально разработанных», таких машин в советское время было выпущено немного.

Но в 21 веке заводам очень помогли иностранные и российские заказы на пассажирские вертолеты.

Часто «универсальность» означает способность машины делать что угодно, но только не плохо. Спектр задач, с которыми успешно справился вертолет Ми-8, ставит под сомнение правомерность такого подхода. За свою полувековую карьеру он перевозил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.

«Восьмерка» работала как воздушный госпиталь и летающий кран. Мины медленные и тралятся с его стороны. Вертолет выполнял функции штурмовика и разведчика. Конечно, его распространенность можно было списать на неизбежный результат сферы влияния СССР, но ведь вертолет Ми-8 официально экспортировался в западные страны еще в советское время. И спрос на него не прекратился с распадом Советского Союза. Остается только признать «восьмерку» настоящим шедевром вертолетостроения.

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *