Су-25: Легенда в Мире Штурмовиков

Су-25

Су-25, также известный как Frogfoot, представляет собой российский штурмовик, спроектированный для предоставления непосредственной поддержки сухопутным войскам в любых условиях и времени суток. Этот бронированный дозвуковой самолет может оперировать днем и ночью, как при непосредственной видимости цели, так и по координатам цели. В российских и украинских вооруженных силах его часто называют «Грач».

Су-25 имеет значительные преимущества перед своим американским соперником, A-10A, в скорости и маневренности. Он активно участвовал в боевых действиях в Афганистане с апреля 1980 года и широко применялся в период ирано-иракской войны в 1980-1988 годах. Исходно задуманный как машина для непосредственной поддержки войск, Су-25 постепенно преобразился в универсальный боевой самолет, не имеющий себе равных в мире.

Первый полет Су-25 состоялся 22 февраля 1975 года, а начиная с 1981 года, этот тип самолетов активно эксплуатировался и участвовал в множестве военных конфликтов. В ВВС России они планировали оставаться в строю по крайней мере до 2020 года. В октябре 2009 года Министерство обороны России объявило о возобновлении закупок этого штурмовика.

Концепция Су-25 была основана на трех ключевых принципах: высокой боевой выживаемости, улучшенной маневренности и способности к эксплуатации с минимальной подготовкой аэродромов. Этот штурмовик был разработан в опытно-конструкторском бюро имени Павла Осиповича Сухого в 1978 году и массово производился до 1991 года.

История создания

В 1950-е годы советские военные руководители приняли решение не разрабатывать специализированные реактивные штурмовики и вместо этого сосредотачиваться на развитии истребительно-бомбардировочной авиации. По приказу министра обороны СССР Георгия Жукова от 20 апреля 1956 года штурмовая авиация была ликвидирована в составе Военно-воздушных сил (ВВС). В то время в США, опираясь на опыт войн в Корее и Вьетнаме, в 1963 году ввели в эксплуатацию палубные штурмовики Grumman A-6 Intruder. В последней половине 1960-х годов американцы провели конкурс на создание бронированного штурмовика с мощным орудийным вооружением, что привело к появлению самолета Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II.

В начале 1970-х годов опытное конструкторское бюро П. О. Сухого, находившееся в Москве и ныне являющееся частью Объединенной авиастроительной корпорации, начало разрабатывать первый советский реактивный самолет-штурмовик. Этот проект был инициирован, учитывая информацию о программе, проводимой в США. Генеральным конструктором проекта был Павел Сухой, а главным конструктором — Олег Самойлович. Разработка самолета шла под рабочим шифром Т-8.

Штурмовик Су-25

22 февраля 1975 года был поднят в воздух первый опытный образец, совершивший полет под управлением заслуженного летчика-испытателя и Героя Советского Союза Владимира Ильюшина. Серийное производство самолетов осуществлялось на Тбилисском и Улан-Удэнском авиационных заводах с 1978 по 2008 год. Более 1 300 самолетов этого типа были выпущены. Су-25 впервые появился в ВВС СССР с 1981 года, но его официальное принятие на вооружение Минобороны России произошло только в 1987 году. В настоящее время Россия использует модернизированные версии Су-25, включая Су-25СМ и Су-25СМ3.

Конструкция двигателей Су-25

Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны наиболее надежными в своем классе. Особое внимание уделялось живучей конструкции и экранированию систем, чтобы одним попаданием нельзя было выводить из строя оба двигателя, что позволяет самолету продолжать полет на одном двигателе при необходимости.

Двигатель P-95Ш

Двигатели Су-25 размещены по обе стороны фюзеляжа в специальных мотогондолах, где фюзеляж соединяется с крылом. Они имеют нерегулируемые сопла и воздухозаборник. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.

Изначальные версии Су-25 оснащались двумя одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш с тягой 4100 кгс каждый и средним удельным расходом топлива 1,28 кг/кгс в час. Эти двигатели также имели автономный электрический запуск.

Позднее были установлены более совершенные двигатели Р-195 с увеличенной тягой до 4300 кгс. Двигатели Р-195 были изначально секретными и использовались, в том числе, в прототипе Т-8-15 на авиасалоне во Франции в 1989 году, но затем их заменили на Р-95Ш. Новая конструкция двигателей выдерживает попадание 23-мм снаряда и остается работоспособной после множества менее серьезных повреждений. Они также снизили инфракрасное излучение, что делает самолет менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения.

Для двигателей используется авиационный керосин, который хранится в четырех встроенных топливных баках: два находятся в фюзеляже, а по одному — в каждом из крыльев. Всего это позволяет вместить до 3660 литров топлива. Также существует возможность прикрепить до двух подвесных топливных баков (ПТБ-800) с вместимостью 840 литров каждый. Таким образом, общий объем топливных баков может достигать 5300 литров.

Боевой радиус Су-25

Для определения предельной дальности полета Су-25 учитываются различные параметры, включая использование дополнительных топливных баков и высоту полета. Ниже приведена таблица, отображающая эти параметры.

Скорость взлета Су-25 составляет 60 м/с, что обеспечивает дальность полета в 1950 км при полете без дополнительных баков. При обычной боевой нагрузке и скорости 555 км/ч, штурмовик может выполнять виражи с радиусом 680 метров.

Штурмовик оснащен мощной пушкой ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов. На его 10 внешних подвесных узлах можно установить различное ракетно-бомбовое вооружение, включая:

Ракеты (как управляемые, так и неуправляемые)
Бомбы (включая как корректируемые, так и свободнопадающие варианты)
Контейнеры для снарядов (как ГШ-23, так и ГШ-30).

Полная боевая нагрузка Су-25 может достигать 4400 кг, в то время как стандартная нагрузка составляет 1400 кг. Пуск ракет осуществляется с пилонов БДЗ-25, а сброс авиабомб производится при помощи пусковых устройств АПУ-60

Вооружение

Вооружение самолета весьма мощное, включая двойную 30-миллиметровую пушку с боезапасом в 250 патронов. Однако наиболее мощное оружие навешивается на консоли крыльев, и общая масса вооружения может достигать 4 тонн. На крыльях можно устанавливать разнообразные бомбы и ракеты, что позволяет эффективно выполнять разнообразные задачи.

Штурмовик вооружен встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2. Эта авиапушка предназначена для поражения бронетехники, живой силы противника и воздушных целей на средних и близких дистанциях. ГШ-30-2 компактна, с длиной ствола 1,5 м и массой 105 кг без боезапаса. Пушка закреплена неподвижно на самолете, а наведение осуществляется маневрированием. Питание ленточное, управление стрельбой — постоянным током 27 В. Боезапас составляет 250 патронов, и пушка может выпустить всю очередь. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с, а темп стрельбы — 3000 выстрелов в минуту.

Пушка может использовать следующие типы боеприпасов:

Осколочно-фугасные зажигательные снаряды ОФЗ-30.
Осколочно-фугасные зажигательные трассирующие снаряды ОФЗТ-30.
Бронебойно-разрывные снаряды БР-30.
Многоэлементные снаряды МЭ-30.

Штурмовик Су-25

Также можно установить дополнительное артиллерийское вооружение в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23. Боекомплект каждого контейнера составляет 260 патронов, и на самолет можно установить до 4 таких контейнера.

Вооружение включает в себя разнообразные опции:

Бомбовая нагрузка варьируется: от 8 бомб с лазерным наведением до 8-10 бомб 500 и 250 кг, а также 32 бомб 100 кг. Возможно использование бронебойных и напалмовых бомб.


Ракетные носители поддерживают 8-10 пусковых устройств УБ-32-57 (320(252) x 57 мм) или 8-10 блоков НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).

Ракеты включают воздух-воздух Р-3(АА-2) и Р-60(АА-8), а также воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л.

Возможно использование контейнеров СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л и боекомплектом из 260 патронов.

Су-25 участвовал в следующих боевых действиях:

  • Ирано-иракский военный конфликт 1980/1988
  • Гражданская вражда в Таджикистане 1992/1997
  • Абхазский военный конфликт 1992/1993
  • Карабахский военный конфликт 1991/1994
  • Чеченская компания 1994/1996
  • Чеченская компания 1999/2000
  • Военные действия в Конго 1997/2002
  • Эфиопо-эритрейская война 1998/2000
  • Военные действия в Македонии 2001
  • Французско-Ивуарская компания 2004
  • Компания в Южной Осетии 2008
  • Дарфурский военный конфликт с 2003
  • Гражданская война на востоке Украины (с 2014)
  • Вооруженное столкновение на севере Ирака 2014
  • Вооруженная компания России в Сирии с 2015

Модификации штурмовика Су-25

СУ-25 в течение всего своего существования прошел постоянную модернизацию, приводя к созданию различных модификаций:

Су-25УБ: Двухместная учебно-боевая машина.
Су-25К: Версия для экспорта.
Су-25ТМ: Модификация для противотанковых операций.
Су-28: Используется для учебных полетов.
Су-25УТГ: Адаптирован для морских частей и авианосцев, оборудован гаком для посадки на авианосцы.
Су-39: Противотанковый штурмовик с радиолокационной станцией «Уопье-25».
Су-25КМ: Израильская версия, адаптирована в соответствии с классификацией НАТО.
Су-25СМ: Реконструкция базовой модели с множеством улучшений.
Су-25БМ: Модифицированный двухместный самолет с возможностью использования в качестве учебного и боевого.
Су-25М1: Модернизированная украинская версия, проведена компания «МиГремонт».
Су-25СМ3: Модифицированный одноместный штурмовик с новым навигационным оборудованием, включая GPS (ГЛОНАСС) для повышенной точности ориентирования.

ТТХ СУ-25

ТТХ Су-25
Метки: , , , , , , , ,