ЗРК 2К11 «Круг»: История, конструкция и технические характеристики

История

Зенитный ракетный комплекс «2К11 ‘Круг'» был разработан с целью нейтрализации воздушных объектов, движущихся со скоростью до 1000 км/ч на средних и дальних расстояниях. Этот комплекс входит в вооружение анти-воздушных ракетных бригад армейского и фронтового подчинения.

ЗРК ‘Круг’ содержит станцию для наведения ракет 1С32 и три ракетные пусковые установки 2П24, с двойными направляющими. Анти-воздушный ракетный отдел «Круг» состоит из трех анти-воздушных ракетных батарей, командного взвода и технической батареи (включая транспортно-зарядные машины, топливозаправщики, станции для контроля, обслуживания и ремонта боевых комплексов, оборудование для сборки ракет и их заправки топливом). В командном взводе расположены станция обнаружения целей 1С12 и кабина для приема указаний от комплекса боевого управления К-1 ‘Краб’. Информационный обмен между компонентами осуществляется с помощью радио-телекодовой связи, что значительно сократило время для установки/демонтажа комплекса на боевом посту.

Работа над созданием комплекса была начата в 1958 году главным научно-исследовательским электромеханическим институтом Минрадиопрома, который также разрабатывал бортовое управляющее оборудование и станцию наведения ракет 1С32.

Ракета и артиллерийский компонент пусковой установки комплекса — 2П24 были разработаны Центральным машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» в Екатеринбурге.

Станция обнаружения и целеуказания 1С12 была спроектирована научно-исследовательским институтом измерительных приборов Минрадиопрома.

Шасси для пусковой установки и станции наведения ракет было спроектировано Центральным конструкторским бюро «Трансмаш», а их производством занимался Свердловский завод транспортного машиностроения. Шасси для станции обнаружения и целеуказания было спроектировано и произведено Харьковским машиностроительным заводом имени Малышева на базе артиллерийского тягача АТ-Т. Это шасси, использованное для пусковой установки 2П24 и станции наведения ракет 1С32, впоследствии стало основой для самоходной 152-мм пушки 2С5 «Гиацинт», самоходной 152-мм гаубицы 2С3 «Акация» и самоходного 240-мм миномета 2С4 «Тюльпан». Кроме того, элементы подвески этого шасси были использованы в среднем гусеничном транспортере-тягаче МТ-С.

Состав зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг» включает:

  • Пусковые установки 2П24 — 9 штук (3 зенитные батареи)
  • Станции наведения ракет 1С32 — 3 штуки
  • Станцию обнаружения и целеуказания 1С12 — 1 штука
  • Транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) 2Т6 — информация отсутствует.

Конструкция

Зенитный ракетный комплекс «Круг» использует управляемые зенитные ракеты 3М8 (КС-40), управление которыми происходит с помощью радиокоманд с ракетной наводящей станции 1С32. Ракета 3М8 состоит из двух ступеней и использует прямоточный воздушно-реактивный двигатель в качестве маршевого, обеспечивающего удельную тягу в 5 раз и более выше, чем у ракетных двигателей. С этим двигателем ракета может лететь со скоростью в 3-5 раз выше звуковой, при этом имея минимальный расход топлива на единицу тяги. К тому же, ракеты с таким двигателем безопаснее и удобнее в обращении, так как они не используют химически агрессивные компоненты: их топливом является керосин, а в качестве окислителя используется кислород воздуха. Разгон ракеты до сверхзвуковой скорости обеспечивается четырьмя твердотопливными ускорителями, которые после работы отделяются от ракеты парами.

Старт ракеты 3М8 происходит с самоходной гусеничной пусковой установки 2П24 (КС-41) с наклонным стартом и двумя ракетными направляющими «нулевой длины» (угол взлета от 10° до 60°). Направляющие работают на гидравлическом приводе. Перезарядка пусковой установки после стрельбы занимает около 30 минут, при этом на каждую ракету уходит примерно 10-15 минут.

Пусковая установка 2П24 основана на самоходной артиллерийской установке СУ-100П и защищена цельной стальной броней толщиной до 15 мм. Аналогично базовому самоходному орудию, 2П24 разработана по схеме с передним расположением моторного и трансмиссионного блоков. Для обслуживания двигателя и трансмиссии предусмотрены съемные листы крыши, которые крепятся на болтах.

Ходовую часть 2П24 формируют семь двухскатных опорных катков с внешней амортизацией и четыре обрезиненных опорных катка на каждую сторону. Направляющие колеса находятся сзади, а передние ведущие колеса двойного зубчатого сцепления располагаются спереди. Опорные катки подвешены независимо на торсионах; у двух передних и двух задних пар подвесных узлов установлены пружинные ограничители хода (на крайних катках — двойные). Гусеницы с последовательным резинометаллическим шарниром обеспечивают увеличенный ресурс на абразивных почвах по сравнению с открытыми металлическими шарнирами.

Радиолокационная станция управления ракетами 1С32 предназначена для управления зенитной ракетой посредством радиокоманд. Станция автоматизированно обрабатывает данные о цели, полученные от станции обнаружения 1С12, и выполняет быстрый поиск целей. После обнаружения цели станция автоматически начинает ее отслеживать по углам и дистанции. На станции 1С32 используется принцип скрытого моноконического сканирования по угловым координатам и электронный дальномер для определения расстояния до цели. Цель может быть захвачена на расстоянии до 105 км в отсутствие помех и до 70 км при уровне помех, соответствующем двум группам дипольных антенн на каждые сто метров пути цели.

Как и пусковая установка 2П24, станция управления ракетами установлена на шасси самоходной артиллерийской установки СУ-100П. На шасси станции 1С32 заметно неравномерное расположение опорных катков вдоль основания, что обусловлено смещением центра тяжести машины относительно контактной поверхности гусениц.

Самоходная радиолокационная станция 1С12, предназначенная для круговой разведки целей, работает в сантиметровом диапазоне радиоволн. Она способна обнаруживать истребители на расстояниях до 180 км, при условии, что высота полета составляет 12 км. Диапазон высот, на которых может обнаруживаться цель, варьируется от 500 м до 70 км. Станция 1С12 установлена на шасси тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, модифицированного с семью парами опорных катков. Используются стандартные для среднего танка Т-54 ведущие и направляющие колеса, а также двухскатные опорные катки большого диаметра, но ширина гусениц уменьшена до 500 мм вместо 580 мм у Т-54.

Индивидуальная торсионная подвеска обеспечивает статическое смещение опорного катка на 67 мм, динамическое – на 177 мм и полное – на 244 мм. Гусеницы выполнены с открытым металлическим шарниром. Двигатель станции 1С12 – это двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель А-401 серии В-2 с мощностью 415 л.с. (305 кВт). Охлаждение двигателя осуществляется жидкостным методом, радиаторы расположены в передней части. На борту также находятся газотурбинные установки, которые приводят в действие генераторы и обеспечивают электроснабжение станции 1С12.

Трансмиссия машины, расположенная близко к двигателю, позволяет получать пять стандартных и пять замедленных передач. Расчетный радиус поворота одинаков для всех передач и составляет 8.92 м, за исключением первой передачи и заднего хода, где радиус поворота составляет 2.64 м, что соответствует колее машины. Трансмиссия состоит из главного сцепления, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач. Главное сцепление – это многочисленные диски сухого трения, управление которыми осуществляется через педаль с помощью вспомогательного механизма, снижающего усилие нажатия.

Планетарные механизмы поворота и коробка передач созданы как отдельные модули. Коробка передач, обладающая трехходовой, пятиступенчатой системой с постоянным включением зубчатых колес, оснащена синхронизаторами на всех скоростях, исключая первую и задний ход. Планетарные механизмы поворота (ПМП), снабженные остановочными тормозами, обеспечивают выполнение поворотов, временное увеличение тягового усилия на ведущих колесах без переключения передач, а также остановку или торможение машины. ПМП имеет две ступени и позволяет передавать вращательное движение от основного вала коробки передач к ведущему валу бортовой передачи, а также отключать бортовую передачу от коробки передач.

Станции обнаружения 1С12 производились на Лианозовском электромеханическом заводе, в то время как станции наведения ракет 1С32 изготавливались на Марийском машиностроительном заводе. Гусеничные шасси производились на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Пусковые установки 2П24 и ракеты 3М8 производились на Свердловском машиностроительном заводе. А производство комплекса управления К-1 «Краб» было налажено на свердловском заводе электроавтоматики.

Модификации

«Круг-А» 2К11А, 1964 год — это базовая модель.

В модели «Круг-А» 2К11А 1967 года предельная высота поражения была снижена с 3 км до 250 м, а минимальное расстояние поражения — с 11 до 9 км. При этом максимальная дальность поражения осталась без изменений.

В модели «Круг-М» 2К11М 1971 года максимальная дальность поражения была увеличена с 45 до 50 км, а максимальная высота поражения — с 23,5 до 24,5 км.

В модели «Круг-М1» 2К11М1, выпущенной в 1974 году, минимальная высота поражения составляет 150 метров, а минимальная дистанция — 7 км. В этой модели появилась возможность поражения целей на расстоянии до 20 км при преследовании.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Круг»

ПараметрЗначение
Зона поражения по дальности, км11…45
Зона поражения по высоте, км3…23,5
Зона поражения по курсовому параметрудо 18
Вероятность поражения истребителя (типа F-4С, F-105D) одной ЗУР0,7
Макс. скорость поражаемых целей, м/с800
Время реакции, с60
Скорость полета ЗУР, м/с800…1000
Масса ЗУР, кг2450
Масса боевой части, кг150
Канальность по цели1
Канальность по ЗУР1
Время развертывания (свертывания), мин5
Число ЗУР на боевой машине2
Год принятия на вооружение1965
Метки: , , , , , , , ,