БТР-152: История, Характеристики и Военное Применение

БТР-152

Бронетранспортер БТР-152 (Объект 140) — основной средний транспорт Советской Армии 50-60-х годов. Разработан на базе грузовика ЗИС-151, предназначен для перевозки мотопехоты с пулеметом. Принят на вооружение в 1950 году, выпуск продолжался до 1962 года. Общее количество изготовленных единиц — 12421.

История и разработка БТР-152

Бронетранспортер БТР-152 был разработан по инициативе Бориса Михайловича Фиттермана на базе грузовика ЗИС-151 в конструкторском бюро Первого государственного автомобильного завода. Принят на вооружение в 1950 году, он стал первым массовым бронетранспортером в СССР, предназначенным для перевозки до 17 человек пехоты и использования в качестве артиллерийского тягача. Вооруженный станковым пулеметом, он играл важную роль в советских вооруженных силах.

Бронетранспортер БТР-152 был построен в соответствии с безрамной схемой, что обеспечило низкую массу и компактные размеры. Максимальная скорость по шоссе достигала 75 км/ч. Его двигатель развивал мощность 110 л. с., а конфигурация колес — 6×6. В 1954 году провели модернизацию, добавив регулируемые давлением шины и лебедку. С поступлением в мотострелковые части во второй половине 1950 года БТР-152 быстро внедрили, чего доказательством стало участие множества этих машин в параде 7 ноября 1951 года в Москве.

Бронетранспортеры БТР-152 поступили в бронетанковые части, где использовались в ролях сопровождения и технического обслуживания. Эти машины также находили применение в пограничных и внутренних войсках, а экспортные поставки начались в середине 1950-х годов. Преимущественно они направлялись в армии стран-участниц Варшавского договора. Общее количество произведенных БТР-152 всех модификаций превысило 12 тысяч единиц к началу 1960-х годов. По мере внедрения в боевое использование более современных бронетранспортеров, БТР-152 были перераспределены в инженерные и химические войска, а также в организации ДОСААФ. Внутри страны последние модификации служили до начала 1970-х годов, а из вооружения Российской армии эти бронетранспортеры были исключены в 1993 году.

Вооружение, двигатель, ходовая часть

Бронетранспортер БТР-152 был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМ. Первые образцы машины оснащались пулеметами СГ-43, способными поражать противника на расстоянии до 1000 м. Установка пулемета производилась с использованием штатного станка, установленного на вертлюгах. Основной кронштейн располагался на верхнем лобовом листе корпуса, два на бортах, а четвертый – на корме. Бронирование корпуса БТР-152 включало противопульные броневые листы толщиной 6, 8, 10 и 13 мм. Боекомплект пулемета составлял 1250 патронов.

БТР-152

Передний мост БТР-152 оборудован двумя продольными полуэллиптическими рессорами и двумя рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Средний и задний мосты имеют балансирную подвеску на двух продольных полуэллиптических рессорах. Колесные движители снабжены съемными дисковыми колесами размером 9,00-20″, обутыми в пневматические шины низкого давления с протектором «вездеход». Давление воздуха в шинах составляло 392 кПа (4 кг/см). Электрооборудование машины выполнено по однопроводной схеме с напряжением 12 В, экранированной для уменьшения помех радиоприему. Для внешней связи предусмотрена радиостанция 10 РТ-12. Дополнительное оборудование включает кормовой буксирный механизм с крюком, оснащенным пружинным амортизатором двустороннего действия, и два передних крюка.

Мощность двигателя ЗИС-123, установленного на БТР-152, была увеличена по сравнению с двигателем ЗИС-151 и составляла 81 кВт (110 л.с.). Топливная система включала два бензиновых бака по 150 литров каждый, размещенных в десантном отделении. Запас хода на шоссе достигал 600 км. Механическая трансмиссия включала двухдисковое сцепление, пятиступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, карданную передачу и три ведущих моста. БТР-152 оборудован двумя независимо действующими системами тормозов: ножным тормозом на все колеса и ручным (стояночным) тормозом на ведущий вал коробки передач. Рулевой механизм включает глобоидальный червяк и тройной ролик, обеспечивая минимальный радиус поворота 10,1 м.

Смотрите также: БТР-80 : Курганец-25

Модификации и применение в странах

БТР-152 находил применение за пределами Советского Союза и поставлялся в различные страны, включая Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу, Кубу, Конго, Кипр, ГДР, Египет, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Гвинею, Гвинею-Биссау, ВНР, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Израиль, Лаос, Мали, МНР, Мозамбик, Никарагуа, КНР, КНДР, ПНР, Румынию, Сомалиленд, Сейшельские острова, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Вьетнам, Йемен, СФРЮ, Зимбабве. Кроме того, производство под лицензией осуществлялось в Китае.

БТР-152 (ЗИС-152) представляет собой первую серийную модификацию с открытым сверху несущим корпусом, выполненным из сваренных бронелистов различной толщины. Он оснащен пулеметом СГ-43 или СГМ, устанавливаемым на одном из четырех кронштейнов по периметру корпуса. Машина оборудована боковыми дверями для посадки экипажа и кормовой дверью для десанта. Существует возможность ведения огня из личного оружия через шесть закрываемых заслонками отверстий в бортах. Боевая масса составляет 8,6 т, а мощность двигателя ЗИС-123 — 110 л.с. Машина с колесной формулой 6х6, оснащена радиостанцией 10РТ-12 и рассчитана на экипаж из 2 человек и 17 десантников. Серийное производство длилось с июля 1950 по 1955 год, выпущено 4923 единицы.

БТР-152А (объект 140А, ЗИС-152А) — это зенитный бронетранспортер, базирующийся на БТР-152. Установленная в десантном отделении зенитная установка ЗТПУ-2 включает два пулемета КПВ калибра 14,5 мм с различными углами наведения. Боекомплект составляет 1200 патронов, а боевая масса — 8,6 т. Эта модификация, выпущенная серийно с 1952 по 1955 год, включает 719 единиц и имеет сокращенный десант до 6 человек.

БТР-152В (ЗИС-152В) стал первым в мире серийным колесным бронетранспортером с регулируемыми сверхпрофильными шинами. Снабжен двигателем ЗИС-123В, предпусковым подогревателем, воздушным компрессором повышенной производительности и лебедкой. Вооружен пулеметом СГМБ калибра 7,62 мм, имеет боевую массу 8,95 т. Серийное производство проходило с октября 1955 по 1959 год, выпущено 2904 единицы.

БТР-152B

БТР-152Е представляет собой зенитный бронетранспортер, базирующийся на БТР-152В. За период с 1955 по 1957 год выпущено 160 единиц.

БТР-152С служит как подвижной командный пункт и машина связи, имея увеличенный по высоте бронекорпус на базе БТР-152В. Общая высота достигает 2820 мм, снабжен радиостанцией Р-118. За период с 1955 по 1959 год изготовлено 272 единицы.

БТР-152К (1957 г.) представляет собой БТР-152В с десантным отделением, увеличенным по высоте на 300 мм и закрытым крышей из 8-мм брони. В крыше находится продольный люк с тремя откидными крышками, лючки для стрельбы из личного оружия, а также смотровые приборы со стеклоблоками триплекс. В комплектацию входят ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2 и десант на 13 человек.

БТР-152В1 (ЗИС-152В1) представляет усовершенствованную версию БТР-152В, включая внутреннюю систему подвода воздуха к шинам, отопитель десантного отделения, систему обдува ветровых стекол горячим воздухом, светомаскировочные насадки на фары, радиостанцию Р-113. Машина использовала улучшенные агрегаты двигателя и ходовой части, унифицированные с грузовым автомобилем ЗИЛ-157. Серийное производство проходило с октября 1958 по 1962 год.

БТР-152К1, БТР-152С1, и БТР-152И (ЗИЛ-152И) представляют собой модификации с внутренней системой подвода воздуха к шинам, выпущенные в период с 1959 по 1962 год. БТР-152И представляет машину управления на базе БТР-152В и БТР-152В1, с высоким закрытым корпусом, содержащим рабочие места операторов средств связи, системы вентиляции и обогрева на стоянке.

ТТХ БТР-152

Страна производитель: Советский Союз
Тип транспортного средства: Бронетранспортер
Год выпуска: 1950
Габаритные размеры:

Длина: 6830 мм (корпус)
Ширина: 2320 мм
Высота: 2360 мм
Бронирование:
Лоб: 6 — 13 мм
Борт: 6 — 13 мм
Башня: 6 — 13 мм
Экипаж: 2 человека + до 17 десантников
Двигатель: ГАЗ-123, 110 л.с.
Дальность похода: 550 км
Максимальная скорость: 76 км/ч
Масса: 8,7 тонн
Вооружение: 1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

Метки: , , , ,