Высокомобильное транспортное средство общего назначения «Водник» (ГАЗ 39371) разработан для установки разнообразных модулей, обеспечивая перевозку людей и грузов в труднодоступных местах и при необходимости – обеспечение защиты экипажа от стрелкового оружия.
Оснащенный агрегатом ГАЗ-5621 мощностью 110 л.с., транспорт достигал скорости до 120 км/ч по дороге и до 60 км/ч по пересеченной местности. Водная мобильность не предусматривалась, однако «Водник» был не подвержен утоплению. Недостаточная защита от мин сделала его непригодным для военного использования, и после нескольких инцидентов с разрывами фугасов, производство ГАЗ-3937 было немедленно прекращено, несмотря на последующие попытки улучшений.
Высокоподвижный транспорт ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки модулей, обеспечивающих транспортировку в труднодоступных местах. Модульная конструкция позволяет быстро заменять функциональные блоки в полевых условиях, обеспечивая множество задач — от перевозки людей и грузов до защиты экипажа от стрелкового оружия. Этот автомобиль может выполнять роль различных военных и служебных транспортных средств, а также боевых машин с различным вооружением.
Сейчас известны две модели в семействе — ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, обе с аналогичной компоновкой: отделение управления с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя на ГАЗ-39371, а также боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Автомобиль ГАЗ-3937 «Водник» построен по модульной схеме с сварным корпусом, включающим передний и задний съемные модули. Передний модуль содержит моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава, установки вооружения или специального оборудования. ГАЗ утверждает, что разработано 26 сменных модулей для различных задач, позволяя оперативно менять функциональность машины в полевых условиях. Эта модульная система обеспечивает быструю смену модулей даже в условиях боевых действий, что является главным преимуществом этого подхода.
Для военных задач доступны модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, 30-мм автоматической пушкой, а также различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция не только обеспечивает унификацию шасси для различных типов машин, но также повышает выживаемость боевых установок. В случае повреждения машины с боевым модулем вооружения можно оперативно переместить на одну из машин снабжения, построенных на шасси «Водника». Для защиты экипажа разработаны различные варианты бронирования. Корпус ГАЗ 3937 «Водник» изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут быть бронированными или небронированными, в зависимости от задач конкретной машины. Также предусмотрена возможность установки дополнительной бронезащиты для увеличения уровня защиты.
Вооружение боевого модуля определяется целью машины. В настоящее время проводятся испытания машин с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Среди установленного оборудования находятся танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер и средства пожаротушения. Предусмотрена установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры, а также специального оборудования, включая централизованную систему пожаротушения и радиостанцию.
В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ в период с 10 апреля 2001 года по июнь 2001 года на базе 42 гвардейской медицинской части проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Боевые испытания проводились подразделением, оснащенным машинами с боевыми модулями, включая башенные установки от БТР-80. Эти транспортные средства были переданы в 4-й медицинский полк 72-й медицинской бригады, включены в боевую группу эксплуатации и отнесены к отдельной роте сопровождения транспорта центроподвоза. Первые машины реально появились в 42-й медицинской части летом 2000 года и использовались в военно-автомобильном институте. Корпус бронеавтомобиля ГАЗ 3937 «Водник», изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на этой бронемашине использовались неприкрытые многослойные бронированные стекла без дополнительных бронещитков или защитных экранов.
Боевой экипаж транспортного средства составляет 10–11 человек, включая командира отделения, механика-водителя и десант из восьми (для ГАЗ 3937) или девяти человек (для ГАЗ-39371). Машина способна буксировать прицеп массой до 2,5 тонн и оснащается различными дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» оборудован двумя ведущими мостами (4×4), управляемыми передними колесами. Подвеска осуществляется посредством независимой торсионной системы на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах повышает живучесть ходовой части и улучшает проходимость. При полной массе 6,6-7,5 тонн машина может разгоняться до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъемы крутизной до 30° и вертикальные стены высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 метра, а запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может достигать до 1000 км.
Читайте также: Бронеавтомобиль International MaxxPro, Бронеавтомобиль HMMWV
Тактико-технические характеристики бронетранспортера ГАЗ-3937 «Водник»:
Метки: Боевая машина, Бронетранспортер, Водник, Газ 3937, Газ 39371Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Скорость, км/ч: 110
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ