Бронеавтомобиль HMMWV / Humvee. История, конструкция, модификации, ТТХ

История

В начале 1970-х годов, в ответ на усиливающиеся требования НАТО, начались исследования и разработки для создания более продвинутых, мощных и надежных военных транспортных средств с ходовой формулой 4х4 и низким центром тяжести. Эти усилия привели к появлению Humvee, автомобиля, который со временем заменил несколько традиционных типов военной техники и стал самым популярным легким боевым автомобилем в мире. На данный момент произведено более 230 тысяч Humvee, и они находятся на службе в 60 странах.

Несколько известных американских компаний боролись за право разработать этот универсальный военный автомобиль, но в 1982 году небольшая компания AM General Corporation (AMG) из города Саут-Бенд неожиданно получила крупный госконтракт на создание «высокоподвижного многоцелевого колесного транспортного средства» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Из этого длинного названия была сформирована аббревиатура HMMWV, которую американцы, не склонные к длинным словосочетаниям, превратили в более удобоваримое имя — Humvee (Хамви). Против распространенного заблуждения, название Hummer не возникло в 1992 году с выпуском гражданской модели. На самом деле, оно использовалось еще в начале 80-х годов, когда были созданы первые прототипы автомобиля, что легко подтверждается фотографиями. Но позвольте вернуться к истории…

Второстепенная компания AM General, которая не имела предыдущего опыта в автомобильном секторе, неожиданно вышла на передний план в сильном американском военно-автомобильном комплексе. Это было обусловлено тем, что в 1978 году она приобрела у FMC лицензию на легкий армейский автомобиль с задним расположением двигателя и на основе этого создала свой бронированный автомобиль XM966. Первая попытка была неудачной: прототип оказался слишком тяжелым и трудным в управлении.

Позже, конструкторы из AM General самостоятельно разработали и в 1980 году представили многоцелевой прототип XM998 с небронированным кузовом, основанный на конструкции конкурирующего автомобиля Chrysler EMV, оборудованного 160-сильным дизельным двигателем Deutz, расположенным спереди. К февралю следующего года он прошел испытания на общую дистанцию в 11 тысяч километров. В результате этих испытаний и с учетом новых технических требований военного ведомства, в 1982 году автомобиль был усовершенствован, а затем первые 11 прототипов вновь были отправлены на тесты.

Этот новый автомобиль получил внешний облик, который нам хорошо знаком из последующих и современных моделей Humvee и Hummer. Машина была оснащена закрытым алюминиевым кузовом с четырьмя дверями и мягкой крышей, короткой грузовой платформой с округлой крышкой и отличительной формой хвостового оперения с горизонтальной решеткой радиатора. В качестве силового агрегата использовался американский 130-сильный дизельный двигатель Detroit Diesel и гидромеханическая коробка передач, но лебедка отсутствовала.

После длительных сравнительных испытаний, в марте 1983 года военное ведомство заключило контракт с AM General на сумму 1,2 миллиарда долларов, которые предполагали поставку 55 тысяч машин в течение пяти лет. Несмотря на то, что этот гигантский контракт внес некоторый хаос в работу компании, в летнее время 1984 года сенат США выделил ей крупные государственные субсидии, что позволило завершить доработку прототипа Hummer и переоборудовать под его массовое производство бывший завод по производству автобусов в штате Индиана.

Сборка обновленных автомобилей началась там в начале 1985 года, и к концу года было произведено 11,5 тысяч автомобилей Humvee. Новые машины сразу же начали поставляться в сухопутные войска США, национальную гвардию, ВМФ и полицию в нескольких вариантах, число которых вскоре было увеличено до 20 основных модификаций.

Основной грузовой и пассажирский автомобиль первого поколения, М998, официально обозначенный как HMMWV, предлагался в версиях открытого и закрытого типа с четырьмя местами, а также как пикап с двухместной кабиной и задним кузовом, оборудованным дополнительными бортами и продольными скамейками для транспортировки восьми военнослужащих со своим личным оружием. Аналогичный вариант М1038 с четырехтонной лебедкой также использовался в комплекте с одноосным армейским прицепом М116А2. Главным внешним отличием этих моделей от прототипов была передняя штампованная панель с семью короткими вертикальными воздухозаборными отверстиями.

Конструкция

Все автомобили были оснащены прочной лонжеронной рамой, на передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л.с., автоматическая коробка передач Hydra-Matic с тремя позициями и двухступенчатая раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала, но без механизма отключения переднего моста.

Все колеса, оснащенные планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами, были подвешены на двойных поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Humvee были оснащены уникальной централизованной системой вентиляции трансмиссионных агрегатов, рулевым механизмом Saginaw с гидроусилителем и 24-вольтной электрической системой. Базовая модель М998 имела полезную нагрузку 1,1 тонны и снаряженную массу 2,3 тонны.

Тактико-технические характеристики

HumveeТТХ
ПроизводительAM General
Годы пр-ва1985-2006
КомпоновкаПереднемоторная, полноприводная
Колёсная формула4 × 4
ДвигателиChevrolet V8 / Detroit Diesel V8 / Detroit Diesel V8
ТрансмиссияГидромеханическая автоматическая 4-ступ.
Характеристики массово-габаритные:
Длина4600 мм
Ширина2160 мм
Высота1800 мм
Клиренс410 мм
Колёсная база3300 мм
Колея задняя1829 мм
Колея передняя1829 мм
Масса2676 кг
Полная масса4672 кг
Макс. скорость88 км/ч (1-е поколение), 113 км/ч (2 и 3 поколение)
Грузоподъёмность2 т
Расход топливаот 16 до 23 литров на 100 км
Объём бака94.63 л

Модификации

В свое время Humvee считался вершиной американского военного инжиниринга. На базе этого автомобиля со временем была разработана широкая гамма модификаций, предназначенных для выполнения разнообразных военных задач и адаптированных для перевозки на самолетах и вертолетах. Большинство закрытых кузовов были оборудованы для установки пулеметов различных калибров, 25-мм зенитных пушек, 40-мм гранатометов и даже ракетных установок. Бронетранспортеры М966 и М1025, стандартизированные в соответствии с базовой моделью и лишенные лебедок, имели полностью закрытые четырехдверные кузовы с усиленной рамой для установки мощного оружия на крыше. Их варианты М1026 и М1036 отличались только наличием передних лебедок. Аналогичные им версии М1043/М1045 и М1044/М1046 были оборудованы дополнительной легкой броней для защиты корпусов и важных элементов машины.

Специальные низкорамные шасси М1037 и М1042 использовались для перевозки сменных армейских мини-контейнеров. В начале 1990-х годов для транспортировки больших контейнеров или специальных сменных фургонов применялся более мощный автомобиль М998А1, оснащенный компонентами от перспективной модели М1097А1. Разнообразие медицинских автомобилей возглавлял упрощенный открытый вариант М1035 с брезентовой крышей, предназначенный для транспортировки раненых, сидящих или находящихся на носилках. Две другие модификации, М966 и М997, были оснащены закрытыми металлическими кузовами различной вместимости для транспортировки и оказания скорой медицинской помощи двум или четырем лежащим пациентам. Наиболее вместительный вариант также использовался для установки специализированного оборудования и служил в качестве мобильного командного пункта. Специализированный пикап М1059, оснащенный оборудованием для создания маскировочных дымовых завес, выполнял роль дымовой машины. Небольшая партия легких тягачей М1069 была произведена для буксировки артиллерийских орудий и прицепных систем. В конце 1980-х был продемонстрирован экспериментальный легкий эвакуатор на шасси М1038, но военные к нему интерес не проявили. В начале 1990-х было разработано усиленное шасси М1097 с закрытой двухдверной кабиной и лебедкой, которое использовалось для установки зенитной пусковой установки Avenger. Ракеты для нее доставляла транспортная машина на модернизированном шасси М998А1.

В начале 1990-х годов число различных модификаций первого поколения Хамви достигло пятидесяти. Все они обладали одинаковым размером колесной базы (3 302 мм), который сохранился до сегодняшнего дня, и дорожным просветом – 406 мм. В зависимости от конфигурации и оборудования полная масса автомобилей варьировалась от 3,5 до 4,5 тонн. На дороге они могли развивать скорость до 105 км/ч и имели запас хода 563 км. Первый поколение Хамви, предназначенное для службы в вооруженных силах США и стран-членов НАТО, было признано наиболее эффективным с точки зрения всех технических и эксплуатационных характеристик. Но с течением времени военные требования к военной автотехнике ужесточились. К тому же появились проблемы с экспортными моделями, которые были отправлены в страны Азии, Африки и Южной Америки с особенными дорожными и климатическими условиями. Таким образом, в начале 1990-х годов нарисовалась необходимость в серьезной модернизации Humvee, уже прозванных «городскими» автомобилями. Небольшие изначальные недостатки с течением времени превратились в серьезные конструктивные недочеты. К проблемам, с которыми столкнулись разработчики, относились недостаточная мощность двигателя, увеличенная масса автомобиля, невысокие скорость и запас хода, а также слабые маневренность и проходимость в разных условиях. Основным врожденным недостатком была низкая степень защиты экипажа и важных механизмов от воздействия новых типов легкого вооружения и пехотных мин. Предвосхищая будущее, можно сказать, что до сих пор не удалось полностью устранить эти проблемы. Причиной этого стала еще одна существенная конструктивная ошибка, допущенная в первом поколении Hummer. Конструкторы из AM General, доверяя в свою непогрешимость, не предусмотрели возможность для дальнейших модификаций и улучшений своих машин. В итоге они создали «вечный» автомобиль с практически неизменяемыми компонентами и характеристиками, которые были не в соответствии с быстро меняющимися требованиями.

Метки: , , , , , , ,