Ил-28: Перспективы и Наследие Советского Фронтового Бомбардировщика

Бомбардировщик Ил-28

Ил-28, известный в НАТО как Beagle («Гончий»), – советский реактивный бомбардировщик с двумя двигателями, разработанный под руководством Сергея Ильюшина. Первый полет состоялся в 1949 году. В конкуренции с Ту-14 он победил, и с 1949 по 1955 год было построено 6316 самолетов в СССР. Проявив себя в горных районах и участвуя в различных конфликтах, Ил-28 также послужил для доставки почты после утилизации многих из них, переданных «Аэрофлоту».

История разработки фронтового бомбардировщика Ил-28

Параллельно с созданием первого реактивного истребителя МиГ-15 в Советском Союзе велась работа над фронтовым бомбардировщиком Ил-28. Задачей было использование двигателей РД-45 (лицензионный «Нин» от «Ролс-Ройс»), позднее замененных на мощные отечественные ВК-1, также как и у МиГ-15.

ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина начало самостоятельную разработку бомбардировщика Ил-28 в 1947 году, хотя официальное постановление вышло год спустя. В условиях конкуренции с ОКБ Андрея Туполева, Ильюшин и его коллектив успешно завершили проект, который был выбран после сравнительных испытаний по личному решению И. Сталина.

Несмотря на превосходство туполевских машин в защите и грузоподъемности, Ил-28 выделялся технологичностью и легкостью обслуживания. Решение о массовом производстве принято 14 мая 1949 года, и уже 1 мая 1950 года Ил-28 участвовал в воздушном параде. За период с 1949 по 1955 год было выпущено 6316 бомбардировщиков разных модификаций. Простота конструкции позволила быстро перевооружить фронтовую авиацию СССР. Несмотря на замену внутри страны на более современные Як-28, Ил-28 продолжал служить в других странах, участвуя в различных конфликтах вплоть до конца 20 века.

В 1970-е годы забытые машины вновь привлекли внимание на родине. Некоторые сохранившиеся самолеты были изъяты из консервации и преобразованы в штурмовики, другие — в учебные мишени. Часть использовалась в гражданской авиации для обучения экипажей на новых реактивных Ту-104 и в роли почтовых самолетов под индексом Ил-20.

Конструкция Ил-28

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 построен из дюралюминия и представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным крылом, стреловидным однокилевым оперением и фюзеляжем типа полумонокок. Крыло собрано из профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ, шасси трехопорное с носовой стойкой. Двигатели ВК-1 размещены в гондолах под крылом и управляются тросовой проводкой. Топливные баки, общей емкостью 7908 л, спроектированы с учетом безопасности. Экипаж находится в герметизированных бронированных кабинах; для командира и штурмана предусмотрены катапультируемые кресла, а стрелок может покинуть самолет через нижний люк в аварийной ситуации.

Чертеж Ил-28

Бомбы размещаются внутри фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом, представляя полный спектр от 50 до 300 кг, включая ядерные. Оборонительное вооружение Ил-28 включает кормовую двухпушечную установку Ил-К6 с двумя пушками НР-23 (боекомплект 450 снарядов), а также по две пушки (боекомплект по 100 снарядов) устанавливаются по бортам носовой части фюзеляжа. Благодаря использованию полуавтоматической антиобледенительной системы, Ил-28 стал первым советским фронтовым истребителем, действительно приспособленным к полетам в любых погодных условиях.

Модификации

Ил-28У: Этот вариант бомбардировщика был предназначен для учебы и тренировки экипажей. Проект был утвержден Ильюшиным в 1949 году, и всего через пять месяцев, в марте 1950 года, В.К.Коккинаки выполнил первый полет. Кабина летчика-инструктора была организована на месте кабины штурмана. Ил-28У был впервые представлен на Дне авиации в Тушино в 1951 году и включен в вооружение советских ВВС.

Советский бомбардировщик

Ил-28Р: Этот самолет был разработан для тактической и оперативной воздушной разведки. Испытания начались в апреле 1950 года, и после успешных государственных испытаний, начиная с 1953 года, его стали строить на заводе №39 в Иркутске. Ил-28Р был оснащен аэрофотоаппаратами для дневной и ночной фотосъемки, а также осветительными бомбами. Максимальная взлетная масса увеличилась, что потребовало изменений в системе шасси и других характеристиках.

Эволюция этого самолета также привела к созданию самолетов радиотехнической разведки, которые заменили аэрофотоаппараты радиооборудованием. Модификации для радиолокационного обнаружения и борьбы с электронными помехами были созданы на базе Ил-28.

Ил-28Т: Проектирование и испытание торпедоносца Ил-28Т проводились в ОКБ в 1950-51 гг. Отличие от бомбардировщика заключалось в увеличении длины бомбоотсека, позволяя подвешивать торпеды и мины. Однако, из-за долгой доводки торпеды 45-36МАН и других причин, серийное производство не началось. Решено было оснастить Ил-28 морской авиации балочными держателями БД-4, позволяя носить три торпеды РАТ-52, одну внутри и две снаружи. Также, можно было использовать мины АМД-500. Однако, этот вариант не был массово принят, и в конечном итоге морская авиация перешла на Ту-16.

Ил-28ПЛ: В конце службы Ил-28 в морской авиации, на Балтфлоте модернизировали самолеты 769-го минно-торпедного полка под противолодочную торпеду AT-1, обозначив их как Ил-28ПЛ. Однако, недостаточная продолжительность полета сделала их неэффективными для противолодочной борьбы.

Ил-28Ш: Стремясь увеличить боевую нагрузку истребителей-бомбардировщиков, родилась идея использовать Ил-28 в качестве штурмовика. Весной 1967 года были разработаны технические требования к этому варианту, предполагая сравнимую глубину боевых действий с Су-7 и большее количество средств поражения.

Ил-28ЛЛ: Летающая лаборатория, созданная в 1952 году, была предназначена для отработки радиолокационной станции «Сокол», разрабатываемой для истребителей-перехватчиков Як-120 и Ла-200. Ил-28 был выбран для отработки, и для размещения станции была изменена носовая часть, укороченная до кабины штурмана. На модифицированных Ил-28 проводились исследования для первого полета человека в космос, включая отработку катапультного устройства и системы спасения летчика-космонавта космического корабля «Восток».

Ил-28ЗА: Зондировщик атмосферы, предназначенный для метеорологических исследований в атмосфере.

Ил-28 — Почтовый: Часть Ил-28 в СССР была адаптирована для почтовых нужд. Вооружение и прицельное оборудование снимались, и на этих самолетах проводилась подготовка персонала для эксплуатации реактивных самолетов. С 1954 года экипажи Аэрофлота начали регулярные перевозки почты и грузов на этих самолетах.

Ил-28С: Проект модернизации Ил-28 с новыми двигателями ВК-5 и стреловидным крылом был разработан, но не принес решающих преимуществ перед базовой моделью Ил-28. Летные испытания опытных самолетов со стреловидным крылом также не выявили существенных преимуществ в летно-технических характеристиках перед Ил-28.

Ил-28А — Самолет, предназначенный для носителя ядерного оружия, претерпел изменения после появления ядерных бомб. Совершенствование советского ядерного вооружения позволило интегрировать относительно легкие боеприпасы в бомбоотсек Ил-28. Для этого была проведена доработка, включающая установку системы обогрева в бомбоотсеке, необходимого спецоборудования и светозащитных шторок в кабинах экипажа. Конструкция самолета в остальном осталась неизменной.

Ил-28 — Буксировщик мишеней: Этот вариант Ил-28 оснащен специальным буксировочным устройством в бомбоотсеке и направляющей в виде штанги под кабиной кормового стрелка. Это устройство позволяло буксировать специальные планеры-мишени, такие как ПМ-3Ж и 7БМ-2М, для тренировок летчиков пушечных истребителей, а также расчетов зенитных артиллерийских орудий. Самолет также мог подвешивать пикирующие мишени.

Ил-28М — Беспилотная мишень: В 1955 году ОКБ Лавочкина начало проектирование зенитной ракеты «400». Для отработки прицельных систем было решено создать на базе Ил-28 беспилотную летающую мишень. В 1955-56 годах на самолете была отработана система, обеспечивающая беспилотный взлет, набор высоты, горизонтальный полет, некоторые маневры в воздухе и посадку на аэродроме. Эти беспилотные мишени были широко использованы для подобных экспериментов.

Ил-28 на гусеничном шасси: Для расширения эксплуатационных возможностей Ил-28 было спроектировано, построено и испытано гусеничное шасси для движения по земле. Это специальное шасси значительно улучшило проходимость самолета на аэродромах с различными типами грунта, такими как мягкий, мокрый, покрытый водой, тающий снег или грязь. Однако из-за сложности конструкции и большой массы такое шасси не было внедрено в эксплуатацию, и опытный самолет был использован как учебное пособие в одной из лабораторий МАИ.

Ил-28

Технические характеристики Ил-28

Производство: СССР
Класс: Фронтовой бомбардировщик
Год выпуска: 1948
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 2х ВК-1А, 2700 кгс
Макс. скорость: 906 км/ч (крейсерская 700 км/ч)
Практический потолок: 12500 м
Дальность: 2370 км
Масса пустого: 12,89 т
Макс. взлетная масса: 23,2 т (нормальная 18,4 т)
Размах крыльев: 21,45 м
Длина: 17,65 м
Высота: 6,7 м
Площадь крыла: 60,8 кв.м.
Вооружение: 4х 23-мм пушки НР-23, до 3000 кг бомбовой нагрузки

Метки: , , , , , , ,