Введение
Корабль Tonnerre представляет собой один из крупнейших многофункциональных вертолетоносцев класса Mistral, занимая второе место в этой серии. Во флоте Франции его размеры уступают только атомному авианосцу Charles de Gaulle. Tonnerre может выполнять функции как часть авианосной группировки или же служить десантным судном для транспортировки войск и бронированной техники на берег.
История и строительство
До начала 2000-х годов французский флот нуждался в обновлении и модернизации своего корабельного состава. С этой целью было принято решение о разработке нового класса многофункциональных кораблей, способных справляться с различными задачами, от гуманитарных операций до десантирования войск. Проект получил кодовое название «Tonnerre».
Верфь STX France в Сент-Назере была выбрана для строительства этого величественного судна из-за своего богатого опыта в области судостроения и передовых технологий. Когда в 2003 году первый блок «Tonnerre» был установлен на стапеле, это стало символом новой эры в судостроении Франции. Работы велись в соответствии с самыми современными стандартами безопасности и эффективности.
После тщательного монтажа и сборки, в 2005 году, «Tonnerre» готовился к своему первому плаванию. Спуск на воду был значимым событием, привлекающим внимание многих СМИ и представителей военно-морского флота. После этого этапа начались испытания судна и завершающие работы по установке оборудования и систем управления.
После успешных морских испытаний, в 2007 году, корабль был официально введен в строй и присоединился к флоту Франции. С самого начала своей службы «Tonnerre» участвовал в различных миссиях и учениях, быстро доказав свою эффективность и важность для французского флота.
Таким образом, «Tonnerre» стал воплощением новых технологических решений и стратегического видения французского военно-морского флота на десятилетия вперед.
Конструкция
Корабль обладает огромной верхней палубой, из которой большая часть используется как полётная палуба размерами от 5200 до 6400 м2, в зависимости от источника информации. На ней распределены шесть площадок для одновременного старта и приземления вертолётов. Непосредственно под этой палубой, в задней части корабля, находится вертолётный ангар площадью приблизительно 1800 м2. Есть два подъемника для перемещения вертолётов между ангаром и полётной палубой. Корабль может высаживать войска и технику либо в порту у причала, либо прямо в открытом море с помощью катеров.
Задняя часть корабля также содержит двухуровневый ангар для автомобилей и бронетехники. Нижний уровень ангара на уровне воды, а верхний уровень прямо под вертолетным ангаром. Въезд в ангар находится над водой. Десантные корабли «Mistral» являются первыми в мире военными кораблями с полностью электрической силовой установкой. Три основных дизель-генератора и один вспомогательный генератор обеспечивают все энергетические потребности судна.
Традиционные гребные валы отсутствуют на корабле. Вместо этого его двигают два мощных электродвигателя, и две винторулевые колонки, способные поворачиваться на полный круг, предоставляя отличное управление, быструю скорость и оптимизацию пространства внутри корабля. Такой дизайн раньше можно было найти на современных круизных лайнерах, но «Mistral» стал первым военным кораблем, который использовал этот подход.
Технические характеристики
- Общие данные:
- Длина: приблизительно 199 метров.
- Ширина: около 32 метров.
- Осадка: около 6,5 метров.
- Водоизмещение: около 21 500 тонн при полной загрузке.
- Дальность плавания: 11000 миль.
- Силовая установка:
- Двигатели: Дизельные, с общей мощностью в несколько десятков тысяч лошадиных сил.
- Скорость: Максимальная скорость достигает 19 узлов.
- Вооружение и авиационные средства:
- Вертолеты: В составе авиапалубы могут базироваться до 16 тяжелых вертолетов или до 35 легких.
- Вооружение: 2 ракетных установки Mistral Simbad, 2 артиллерийских установки.
- Транспортные возможности:
- Вместимость: Может разместить до 450 десантников, а в короткосрочных миссиях — до 700.
- Бронетехника: Вместимость для 70 единиц бронетехники, включая 13 танков AMX-56 Leclerc.
- Десантные средства: Корабль оснащен 4 катерами CTM или 2 судами на воздушной подушке LCAC для быстрой и эффективной доставки на сушу.
- Дополнительные особенности:
- Медицинский центр: Включает в себя операционные, реанимационные палаты и больничные койки.
Эти характеристики делают «Tonnerre» мощным и гибким инструментом в руках ВМС Франции, позволяя ему участвовать в разнообразных операциях, начиная от гуманитарных миссий и заканчивая боевыми действиями.
Вместимость
Корабли класса «Mistral» обладают впечатляющими возможностями приема и эксплуатации вертолетов. Они способны размещать любые вертолетные модели, которые находятся в арсенале Вооруженных Сил Франции. Стандартно на борту располагается 16 вертолетов: 8 десантных вертолетов NH90 и 8 штурмовых вертолетов Tigre. Для их размещения и обслуживания предусмотрен просторный ангар площадью 1800 м², который оборудован кран-балкой и специализированной зоной обслуживания. Этот ангар также может размещать вертолеты типов CH-53E Super Stallion и MV-22B Osprey, обладающие крупными размерами.
Вертолетная палуба корабля, или ВПП, площадью в 6400 м², оборудована шестью площадками для посадки, где одновременно могут проходить операции посадки и взлета. Одна из площадок усилена для принятия машины весом до 33 тонн. Для поддержания эффективных взлетов и посадок на борту установлены посадочный радар и оптическая система. Для перемещения между ангаром и ВПП служат два лифта с грузоподъемностью до 13 тонн.
«Tonnerre» также служит десантным кораблем, способным размещать значительное количество вооруженных сил. Ангар площадью 2650 м² может содержать 13 танков Leclerc и 60 легковесных бронированных машин при отсутствии вертолетов в его пространстве.
Корабль оснащен внутренним доком площадью 2650 м², который может размещать два десантных судна воздушного каверна типа LCAC или четыре десантных катера меньшего размера. Еще один док площадью 885 м² предназначен для быстроходных десантных катеров типа CMT с грузоподъемностью до 150 тонн.
Вооружение
Корабли класса «Mistral» оборудованы двумя зенитными ракетными комплексами SIMBAD, предназначенными для защиты от воздушных угроз, летящих на низкой высоте. Эти комплексы включают в себя ручные пусковые установки с двумя ракетами Mistral и системой детектирования целей на основе инфракрасных и телевизионных датчиков, что позволяет их использование круглосуточно. Ракеты способны быть запущенными за 10 секунд. Улучшенное управление позволяет комплексу SIMBAD принимать данные от других радаров на корабле. Этот ЗРК может быть быстро установлен на корабле в течение 48 часов.
Что касается артиллерийского вооружения, корабли «Mistral» оснащены двумя артиллерийскими установками Breda-Mauser калибром 30 мм, а также двумя орудиями 20 мм. Кроме того, для ближнего боя на кораблях установлены четыре тяжелых пулемета калибра 12,7 мм и два пулемета 7,6 мм, эффективные против низколетящих и легкобронированных целей.
В области радиоэлектронного оборудования, на мостике корабля установлены различные радиолокационные системы, включая приемник Thales ARBR 21, два навигационных радара и радар обнаружения целей MRR3D-NG. Корабли класса «Mistral» могут служить в качестве командных постов, и их командный центр вмещает до 150 членов штаба. Все данные с корабельных систем собираются в системе SENIT, которая анализирует информацию о морской обстановке, получаемую от трехмерных радаров. Система также связана с данными НАТО. Коммуникации обеспечиваются через спутниковую систему SYRACUSE, работающую с французскими спутниками, обеспечивающими большую часть связи НАТО.
Экипаж
На борту каждого корабля типа «Mistral» служит экипаж из 160 человек. Из них 20 являются старшими офицерами, 80 — младшими офицерами, а оставшиеся 60 — матросами. Старшим офицерам предоставляются отдельные одноместные каюты, в то время как младший офицерский состав размещается по двое в двухместных каютах. Матросы и морские пехотинцы живут в более просторных кубриках, рассчитанных на 4-6 человек.
Особенностью конструкции корабля является его способность обеспечить комфортное размещение экипажа благодаря выбору винторулевых колонок вместо традиционных движителей. Это освободило дополнительное пространство на борту, избавив жилые отсеки от необходимости вмещать различные трубы и механизмы. В результате, каюты для экипажа на «Mistral» по своему уровню комфорта и удобства сопоставимы с пассажирскими каютами на круизных лайнерах.
Но не только комфорт делает «Mistral» выдающимся: корабль также оснащен современным госпиталем, соответствующим стандартам НАТО Role 3 medical facility. Внутри этой медицинской зоны площадью 900 кв. м расположены 20 помещений с общим числом койко-мест в 69. Из них 7 мест выделены для интенсивной терапии. Госпиталь оборудован двумя операционными, в которых установлено современное рентгеновское и ультразвуковое оборудование. Также на борту присутствуют стоматологический кабинет и кабинет психологической помощи. Если потребуется дополнительное медицинское пространство, 50 койко-мест можно быстро развернуть прямо в вертолетном ангаре корабля.
Операционная деятельность
«Tonnerre», входящий в состав ВМС Франции, активно участвовал в многочисленных операциях с момента своего запуска. Его операционная деятельность охватывает различные миссии — от гуманитарных до военных. Рассмотрим более подробно некоторые из этих операций:
- Гуманитарные миссии в Гаити (2010 год):
- После разрушительного землетрясения, которое произошло в Гаити в январе 2010 года, «Tonnerre» был одним из многих кораблей, направленных для оказания помощи. Землетрясение привело к большим разрушениям и сотням тысяч погибших и раненых.
- На борту корабля находились медицинские команды, специалисты по логистике и инженеры. Кроме того, «Tonnerre» мог доставить гуманитарную помощь, включая продовольствие, воду и медицинские принадлежности.
- Вертолеты на борту «Tonnerre» использовались для быстрой доставки помощи в труднодоступные районы.
- Операции против пиратства у побережья Сомали:
- Пиратство стало серьезной проблемой у побережья Сомали в начале 2000-х. «Tonnerre» присоединился к международным усилиям по борьбе с пиратами, захватывающими суда и требующими выкуп.
- Корабль выполнял задачи по патрулированию вод, разведке и, при необходимости, проведению операций по освобождению заложников.
- Операции в Ливии (2011 год):
- В 2011 году Ливия стала ареной военного конфликта, когда против правления Муаммара Каддафи вспыхнуло восстание. Международное сообщество решило вмешаться в конфликт.
- «Tonnerre» участвовал в международной военной операции в Ливии, выполняя задачи по поддержанию морской блокады, а также участвуя в атаках на военные цели режима Каддафи на суше.
Заключение
Корабль «Tonnerre» демонстрирует важность многофункциональных судов для современных морских операций. Благодаря своей универсальности и возможности быстро адаптироваться к различным миссиям, «Tonnerre» стоит во главе французской десантной группы и является ключевым элементом в стратегии Франции по обеспечению морской безопасности.
Метки: Tonnerre, Вертолетоносец, Военно-морской флот, Десантные корабли, История создания 'Tonnerre', класс Mistral, Французские корабли