Танк Маус (Panzerkampfwagen VIII Maus) был немецким тяжелым танком, разработанным во времена Второй мировой войны. Он был одним из самых массивных танков в истории, с массой около 188 тонн и оснащен 128-мм пушкой. Впрочем, проект не был завершен во времена войны. Танк не участвовал в активных боевых действиях, но он интересен как пример экстремального развития бронетехники.
В период Второй мировой войны были созданы всего несколько образцов сверхтяжелых танков. Из планировавшихся проектов, таких как Е-100, «Крупп-Маус» (VK 7001 (K)), «Ваr» (Медведь) и «Маус», был завершен и подвергнут испытаниям только последний.
Немецкий сверхтяжелый танк «Маус» был задуман для разрушения укреплений, имел массивную броню и огромное орудие. Этот «чудо-оружие» должно было спасти Германию, но в итоге существует всего один экземпляр в музее. Статья расскажет, почему так произошло и что было бы, если бы Германия имела больше ресурсов.
Танк Маус — Начало истории
В начале 1942 года немецкая разведка получила информацию о новых советских танках, которые предполагалось, будут превосходить КВ, причинившие вермахту много бед. Берлин поспешил разработать аналогично мощное оружие, чтобы не уступать противнику.
Исходно в техническом задании стояли требования к максимальной массе в 120 тонн и массивной броне, превышавшей 200 мм. Однако по ходу разработки стало очевидным, что соблюсти ограничения по весу невозможно. Вместо уменьшения ожиданий, военные согласились на увеличение массы танка. В процессе конструирования его вес нарастал поэтапно: с 120 тонн он достиг 150 и далее до 188 тонн. Этот монстр получил прозвище «Maus» (по-немецки «мышь») — самая крупная «мышь» в мире.
При разработке «Мауса» рассматривались разнообразные варианты вооружения. Вариант с 170-миллиметровой пушкой был внимательно рассмотрен, но в итоге было решено использовать 128-миллиметровое орудие, чтобы не допустить дополнительного увеличения массы танка. Это орудие оставалось мощным, исключая случаи установки его на самоходные артиллерийские системы, вроде «Ягдтигра».
Кроме того, «Маус» был оборудован спаренным 75-миллиметровым орудием для борьбы с второстепенными целями, а также пулеметом. Изначально рассматривались варианты установки автоматической «зенитки» и огнеметов, но отказались от этой идеи из-за риска дополнительного увеличения массы танка.
Создание «объекта 205»
Летом 1942 года фирма «Порше» получила заказ на разработку сверхтяжелого танка с высоким уровнем бронирования и огневой мощи. Исходно проект включал броню: лоб корпуса — 200 мм, башни — 220 мм, борта корпуса — 180 мм и борта и кормы башни — 200 мм. Танк должен был весить 160 тонн, развивать скорость 15 км/час и вооружаться 150-мм орудием в передней башне и 128-мм орудием в кормовой башне. Проект получил обозначение Projekt Nr.205 или «объект 205», и был назван «Mauschen» (Мышонок). В июле 1942 года Гитлер одобрил проект и потребовал усилить броню днища корпуса до 100 мм.
Инженеры компании «Порше» были ответственны за разработку шасси и дизельного двигателя воздушного охлаждения для нового танка. Первые испытания были назначены на 5 мая 1943 года. Для ускорения процесса вместо дизельного двигателя использовался авиационный карбюраторный двигатель DB 603А2 с непосредственным впрыском топлива. В декабре 1942 года Фердинанд Порше сообщил Гитлеру о завершении подготовительных работ и готовности построить первый образец танка к лету 1943 года. Полный деревянный макет «Mauschen» был представлен Гитлеру 4 января 1943 года. Это стало поводом для созыва совещания 21 января в Берлине, где рассматривались проекты сверхтяжелых танков «Порше» и «Крупп». Было решено завершить изготовление двух опытных образцов танка «Порше» к концу 1943 года и, в случае успешных испытаний, начать серийное производство.
2 февраля 1943 года, в процессе активных работ по созданию танка, Управление вооружения внесло изменения в проект. В качестве дополнительного вооружения предлагалась огнеметная установка с баком объемом 1000 литров огнесмеси. Это вызвало протест разработчиков, опасавшихся задержек в производстве. Тем не менее, Управление настаивало на этом требовании. Изначально планировалось использовать подвеску опытного танка VK 4501(P) в системе подрессоривания танка весом 179 тонн. Однако установка огнемета весом 4900 кг привела к увеличению общей массы танка на 5,5%. Это потребовало дополнительных узлов подвески и увеличения длины корпуса. Поэтому было принято решение совместно с фирмой «Шкода» установить пружинно-спиральную подвеску.
6 апреля 1943 года министр вооружения А. Шпеер посетил Штуттгарт, чтобы оценить изменения, внесенные в деревянный макет танка. 10 апреля было дано указание отправить макет в Берхтесгаден. Однако 16 апреля поступил новый приказ — собрать макет заново. 1 мая 1943 года деревянный макет с огнеметной установкой был осмотрен Гитлером в Главной штаб-квартире в Растенбурге. С этого момента «Мышонок» стал именоваться «Маус» (Мышь).
В Берлине был собран первый опытный экземпляр танка «Маус» (или объект 205/1), однако без установки вооружения. Несколько известных фирм участвовали в производстве этого танка. Фирма «Крупп» в Эссене изготовила корпус и башню с вооружением. «Шкода» в Пльзене занялась ходовой частью, включая опорные катки, подвеску и гусеницы, а также механическую часть трансмиссии. Силовую установку поставила фирма «Даймлер-Бенц» в Штуттгарте, а на заводах «Сименс-Шукерт» в Берлине собрали электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационную аппаратуру для управления электромеханической трансмиссией танка.
На заводе «Алкет» было изготовлено и отправлено в Штуттгарт два опытных образца танка «Маус». Первый из них, «объект 205/1», имел специально отлитую кубическую нагрузочную башню, в то время как второй танк, «объект 205/2», был отправлен без башни. Позже, на второй танк была установлена боевая штатная башня с вооружением, которая была доставлена в Штуттгарт. Завершительные заводские испытания опытных образцов прошли на заводском полигоне фирмы «Порше» под руководством Главного конструктора профессора Ф. Порше.
Однако в конце 1944 года прекратили доработку танков, поскольку немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийное производство сверхтяжелых «Маусов», даже при минимальном объеме — 10 машин в месяц.
Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с Куммерсдорфского полигона, было принято решение уничтожить танки. Однако только один из двух «Маусов» был значительно поврежден. После капитуляции Германии, специалисты Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР обнаружили оба сверхтанка. Один из них (объект 205/1 с нагрузочной башней) находился около западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой (объект 205/2) был на площадке Штаммлагеря недалеко от Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, и один из них был собран из двух поврежденных образцов для отправки в СССР для подробного анализа его конструкции. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка), и его экспонат по сей день можно увидеть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники.
Танк Маус — неудобство применения
На поле боя, сверхтяжелый танк массой 200 тонн мог достигать скорости 15-20 км/ч и переправляться через реки, хотя не каждый мост мог выдержать его вес. Немцы предусмотрели систему подводной передвижения для этого монстра. Однако конструкция «Мауса» стала вызовом для вермахта, и его размещение на конкретной боевой территории оказалось сложной задачей.
«Маус» не был легкой задачей даже для немецких логистов. Ему требовалось огромное количество топлива для каждой сотни километров, отсутствовали тягачи, способные перевозить 200-тонный гигант, и его габариты делали маскировку сложной. Однако это не остановило немецкие планы. Они настолько серьезно рассматривали возможность серийного производства «Мауса», что могли бы осуществить его до 1944 года, несмотря на ухудшающуюся обстановку на фронтах. Возможно, лишь атака союзной авиации на город Эссен в 1943 году, где располагался немецкий танковый завод, привела к остановке программы по строительству сверхтяжелых машин.
Немцы уже имели опыт создания и использования огромных орудий, которые перевозили в разобранном состоянии с использованием железнодорожных эшелонов.
Все эти неудобства можно было бы преодолеть, если бы «Маус» был действительно неуязвимым танком, способным гарантированно изменить ход любого боя. Однако это не соответствовало действительности. Большая и неуклюжая цель, представленная танком, легко становилась добычей для авиации.
Прямое попадание полутонной бомбы не просто уничтожало танк, оставляя только горящие обломки, а разрывало его на части. Даже сверхтяжелый «Маус» не мог устоять, так как его верхнее бронирование составляло всего 65 миллиметров — толщина, которая была уязвима для бомб даже меньшего калибра.
Технические Характеристики: Танк Маус
Метки: E-100, Panzerkampfwagen VIII Maus, Projekt Nr.205, Крупп-Маус, Объект 205, Орудие Вермахта, Танк гигант, Танк МаусОсновные характеристики:
Боевая масса: 188 тонн
Экипаж: 6 человек
Удельная мощность: 9,6 лошадиных сил на тонну
Среднее давление на грунт: 1,6 килограмма на квадратный сантиметрОсновные размеры:
Длина с пушкой вперед: 10200 мм
Длина с пушкой назад: 12500 мм
Высота: 3710 мм
Ширина: 3630 мм
Длина опорной поверхности: 5860 мм
Клиренс по основному днищу: 500 ммВооружение:
Пушка: KWK44 (128 мм) / KWK40 (75 мм)
Боекомплект пушки: 61 выстрел / 200 выстрелов
Пулемет: 1xMG.42 (7,92 мм)
Боекомплект для пулемета: Не указанБроневая защита (толщина брони/угол наклона):
Лоб корпуса: 200 мм (52°) / 200 мм (35°)
Борт корпуса: 185 мм (0°) / 105 мм (0°)
Корма: 160 мм (38°) / 160 мм (30°)
Крыша: Различные толщины
Днище: 105 мм / 55 мм
Лоб башни: 210 мм
Борт башни: 210 мм (30°)
Крыша башни: 65 ммПодвижность:
Максимальная скорость по шоссе: 20 км/час
Запас хода по шоссе: 186 километровСиловая установка:
Двигатель: DB603 A2 (авиационный, карбюраторный)
Максимальная мощность: 1750 лошадиных силСредства связи:
Радиостанция: 10 WSc/UKWE (УКВ)
Дальность связи (телефоном/телеграфом): 2-3 километра / 3-4 километраСпециальное оборудование:
Система противопожарной защиты (ППО): Ручная
Число баллонов (огнетушителей): 2
Оборудование для подводного вождения: Комплект ОПВТ
Глубина преодолеваемой водной преграды: 8 метров
Продолжительность пребывания экипажа под водой: До 45 минут