Компании EADS из Германии и Bofors из Швеции создали авиационную крылатую ракету (КР) KEPD-350 TAURUS. С 1998 года они работали над созданием этой ракеты, которая также известна как TAURUS (Target Adaptive Unitary & Dispenser Robotic Ubiquity System) или KEPD (Kinetic Energy Penetrating Destroyer 350). Эта ракета имеет схожие характеристики с ракетой SCALP-EG/»Storm Shadow». Первый тестовый полет ракеты TAURUS прошел в 1999 году.
В ракете SCALP были приняты меры для уменьшения ее радиолокационной заметности. Ее корпус прямоугольной формы, без острых кромок на стыках поверхностей, и покрыт радиопоглощающим материалом. Турбина двигателя скрыта от земных радиолокационных систем за с помощью изогнутых воздуховодов. Ракета также может оснащаться инфракрасными ловушками и дипольными разбрасывателями для создания помех вражеским системам ПВО.
КР TAURUS оснащена турбореактивным двигателем Williams International P8300 с тягой 6,67 кН и имеет прямоугольные стреловидные складные крылья.
Точность полета КР TAURUS обеспечивается комбинированной системой наведения, которая состоит из трех подсистем: IBN (Image Based Navigation), TRN (Terrain Reference Navigation) и MIL-GPS (Global Positioning System). Эти подсистемы обеспечивают надежную автономную навигацию, позволяющую ракете KEPD 350 лететь на большие расстояния без поддержки GPS. Точность наведения достигается благодаря инерциальной навигационной системе (ИНС), которая корректируется в полете с помощью данных от радара миллиметрового диапазона, сравнивающего рельеф местности с заранее загруженными картами. За несколько километров до цели включается инфракрасная головка самонаведения, которая обеспечивает точное наведение ракеты на последнем участке полета. Планирование маршрута и подготовка к полету происходят на земле, после чего информация загружается в ракету через специальный терминал.
Ракета TAURUS была разработана с учетом последних технологий и обеспечивает высокую эффективность на поле боя. Ее технические характеристики и система наведения позволяют выполнять сложные миссии, минимизируя риски для воздушного судна-носителя. Наличие современных систем обнаружения и уменьшения видимости, а также способность преодолевать системы ПВО противника, делают эту ракету высокоэффективным оружием на современном поле боя.
Разработка и использование таких технологий являются примером того, как современные инновации могут улучшить эффективность и безопасность военных операций, позволяя военным ведомствам и промышленным предприятиям адаптироваться к меняющимся условиям на поле боя и обеспечивая им значительное преимущество перед противниками.
Ракета KEPD-350 TAURUS, способная лететь на расстояние до 350 км, предназначена для полета на низкой высоте со скоростью, приближенной к 0,8 Маха. Эта ракета была создана с целью преодоления густого слоя ПВО и уничтожения хорошо защищенных стационарных объектов.
Во время проектирования ракеты TAURUS предполагалось, что она будет оснащена 500-килограммовой тандемной проникающей боевой частью Mephisto, которая способна эффективно поражать укрепленные объекты, такие как подземные бункеры и убежища. Такая боевая часть, названная MEPHISTO (Multi-Effect Penetrator High Sophisticated and Target Optimised, также известная как «Effector»), была разработана франко-германской компанией TDA/TDW по заказу министерства обороны Германии для использования в авиационных ракетах KEPD-350 и KEPD -150 класса «воздух — земля». Эта тандемная боевая часть содержит два заряда: кумулятивный (45 кг) и фугасный (56 кг).
В боевую часть встроен электромеханический предохранительно-исполнительный механизм и взрывное устройство PTMPF (Programmable Intelligent Multi-Purpose Fuze), созданное по технологии SHAFT (Smart Hard target Attack Fuzing Technology). Особенность этого устройства заключается в его способности распознавать различные типы преград посредством сравнения предварительно загруженных данных с информацией, получаемой от встроенного акселерометра, измеряющего ударные ускорения. Это позволяет устройству определить количество преодоленных преград разной плотности и твердости, а также пройденное расстояние и точно рассчитать время взрыва основного заряда. Глубина проникновения в преграду (грунт + железобетон) составляет 6,1-9,1+3,4-6,1 метра.
Взрывное устройство может быть запрограммировано как на земле, так и в полете для воздушного или подземного взрыва, что дает возможность уничтожать и наземные площадные объекты. В случае воздушного подрыва, оба заряда – кумулятивный и фугасный – детонируют одновременно.
Такая конструкция и способность взрывного устройства учитывать различные факторы позволяют ракете KEPD-350 TAURUS достигать своих целей с высокой точностью, преодолевая различные преграды и заслонки. Этот подход делает ракету идеальным выбором для уничтожения сложно защищенных стационарных объектов, таких как подземные бункеры, что делает ее ценным инструментом в военных операциях.
Разработанная и произведенная совместно компаниями из Германии и Швеции, ракета TAURUS является замечательным примером международного сотрудничества в области оборонной промышленности. Она продемонстрировала эффективность совместного использования технологических достижений и военного знания для создания высококачественного вооружения, способного справиться с самыми сложными задачами на поле боя.
Альтернативный вариант ракеты предполагает установку кассетной боевой части. Одной из возможных конфигураций является снаряжение суббоеприпасами SMART-SEAD, предназначенными для атаки зон противовоздушной обороны и накопления бронетехники. Такие суббоеприпасы уже используются в артиллерийских снарядах SMArt-155. Немецкий суббоеприпас GIFS «SMArt-155», весом 12 кг, оснащен двухспектральным инфракрасным сенсором для определения целей, радаром миллиметрового диапазона, радиовысотомером, системой стабилизации и торможения, а также тормозным парашютом. Боевая часть работает по принципу «ударного ядра» с бронепробиваемостью 150 мм. Первые тесты этого суббоеприпаса были проведены в 1996 году. Сегодня артиллерийская версия вооружает армию Германии.
В настоящее время ракета вводится в вооружение. Планируется, что к ноябрю 2004 года будет произведено и поставлено 600 ракет для ВВС Германии. Ожидается, что она будет использоваться на бомбардировщиках-истребителях «Tornado-IDS» (2-4 ракеты на борту). В дальнейшем планируется оснастить ею и самолеты EFА-2000 «Typhoon». Помимо этого, планируется экспорт новой ракеты, которая может составить серьезную конкуренцию для франко-британской тактической крылатой ракеты Matra/BAe Dynamics «Storm Shadow» и американской AGM-158. Ориентировочная стоимость ракеты KEPD 350 составляет 675 000 долларов США.
Разработка противокорабельной ракеты KEPD-150SLM основывается на модели KEPD 350. Этот проект, с радиусом действия 270 км, предназначен для замены противокорабельной ракеты «Harpoon» и предполагается к использованию в немецком Военно-Морском флоте. Планируется, что новые германские фрегаты и эскадренные миноносцы будут оснащены этим типом противокорабельных ракет. Ракета будет размещаться в палубных контейнерах прямоугольного сечения, объединенных в блоки по четыре контейнера. Вес ракеты с ускорителями составляет 1,8 тонны, длина — 5,8 метра.
Вариант KEPD-150 для воздушного базирования был выбран ВВС Швеции для установки на многоцелевых истребителях JAS-39 «Gripen». Эта ракета меньше (4,5 метра) и легче (1060 кг), оснащена двигателем с тягой 5,78 кН. Эта управляемая ракета также предлагается для использования в ВВС Австралии и Испании. В октябре 2005 года ВВС Испании приобрели 43 таких ракеты для оснащения истребителей F-18.
Тактико-технические характеристики KEPD-350 TAURUS
ТТХ | Значение |
---|---|
Тип ракеты | Оперативно-тактическая крылатая ракета |
Страна производитель | Германия / Швеция |
Разработчик | TAURUS Systems GmbH |
Год принятия на вооружение | 2004 |
Двигатель | Турбореактивный двигатель Williams International P8300-15 |
Стартовый вес ракеты | 1400 кг |
Длина ракеты | 5.1 метра |
Ширина ракеты | 1.08 метра |
Высота ракеты | 0.805 метра |
Размах крыла | 2.064 метра |
Дальность полета | От 300 до 350 км |
Скорость полета | Между 0,6 и 0,95 Маха |
Траектория полета | Низковысотный полет на высоте около 30 метров, с огибанием рельефа |
Боевая нагрузка | Тандемная бетонобойная боевая часть Mephisto весом 500 кг, содержащая кумулятивный заряд весом 45 кг и фугасный заряд весом 56 кг |
Система наведения | Инфракрасная головка самонаведения с сенсором высокого разрешения и автоматическим распознаванием целей |
Навигационная система | Навигация на основе изображений (IBN), навигация по эталону ландшафта (TRN), милитаризированная глобальная система позиционирования (MIL-GPS) |
Платформы запуска | Истребители, такие как Eurofighter Typhoon, Panavia Tornado, и другие |