САУ 2С1 «Гвоздика», описание и характеристики.

История создания

Штурмовые и противотанковые САУ появились на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (танки по-прежнему имеют преимущество), но они были очень эффективны в поддержке пехоты и наступающих танков. С началом холодной войны у вероятного противника появились совершенные 105-мм артиллерийские системы, по многим параметрам превосходившие советские САУ.

Но доктрина СССР была ориентирована на применение ракет, а САУ не разрабатывались. После ухода Хрущева в трезвых умах возникла доктрина, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожить не только врага, но и себя. А вот применение разрушительного оружия в тактических целях весьма вероятно. В этом смысле применение САУ было одним из лучших способов доставки тактической ядерной боеголовки в нужное место.

На основании этого утверждения, с учетом возможности применения таких зарядов, разработка новой самоходной установки под названием САУ 2С1 «Гвоздика».

Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика»

По решению Коммунистической партии и постановлению союзного правительства в 1967 году началась разработка артиллерийской системы калибра 122 м.

Это решение было принято на базе исследовательской базы ВНИИ-100. Именно эти исследования определили основные характеристики будущей самоходной гаубицы.

ИИ предложил три варианта шасси: «БМП-1, тягач МТ-ЛБ и «Объект-124». Выбрали тягач, на базе которого была построена САУ «Гвоздика». Харьковскому тракторному заводу поручили разработать новую систему.

1969 г. Начало испытаний четырех опытных образцов 122-мм «Гвоздики» и 152-мм 2С3. Выбор остановили на «Гвоздике» В 1970 году Правительство СССР приняло самоходку «Гвоздика» после ежегодных испытаний и необходимых доработок».

Новая самоходка начала поступать в воинские части, и экипажи постепенно осваивают эту систему. Серийное производство было окончательно освоено в 1971 г. Выпускался в Польше (с 1971 г.) и в Болгарии (с 1979 г.). В 1991 году самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 года было выпущено около десяти тысяч самоходок.

Особенности

Для снижения давления при эксплуатации 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в различных температурных условиях на тормозе отката имеется пружинный компенсатор. Цилиндры элемента закреплены в затворе. Максимальная длина возврата составляет 60 сантиметров. Трубка взаимодействует со стойкой, в состав которой входит пара зажимов. В передней части расположен кожух с противооткатными цилиндрами.

Посередине размещены кронштейны для бронещита с рычагами. За люлькой ставится забор. На правой щеке у боевого командира имеется стопорное устройство для опускания орудия вручную, на левой — рычажный узел с механическим управлением. Между щеками закреплен откидной упор с электромеханическим досылающим устройством.

2С1 «Гвоздика» — 122-мм самоходная гаубица

САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 году в ОКБ-9 через два года после оглашения постановления Совета Министров. В процессе боевых действий в годы Великой Отечественной войны САУ выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны их долгое время заменяли на более боеспособные, хотя и более дорогие танки. Самоходная артиллерия зародилась лишь в 1965 году, когда конструкторы приступили к работе над созданием САУ нового поколения.

Описание конструкции САУ 2С1 «Гвоздика»

Корпус самоходной артиллерийской установки имеет классическую для этих машин схему: в передней части машины расположены отделение привода и отделение управления, а в средней и задней частях — боевое отделение. Корпус сварен из катаных бронелистов, обеспечивает защиту от пуль и осколков, полностью герметичен и позволяет САУ преодолевать водные преграды вплавь. Броня «Гвоздики» держит пулю калибра 7,62 мм на дальности триста метров. 122-мм орудие установлено во вращающейся башне с боевым отделением.

Небольшой вес САУ позволяет осуществлять транспортировку транспортной авиацией.

Боевые машины

Энергоотсек артиллерийской установки расположен в носовой части машины с правой стороны, с левой стороны — место механика-водителя, приборы и органы управления. С левой стороны башни предусмотрено место для зарядного устройства и прицельных приспособлений, за ним место командира машины. Место командира установки оборудовано турелью. Заряжающий расположен с правой стороны башни.

В башне САУ 2С1 «Гвоздика» установлена ​​122-мм пушка 2А31. По своим характеристикам и боекомплекту она полностью идентична 122-мм гаубице Д-30. Стрелковый механизм состоит из ствола, двухкамерного тормоза, выбрасывателя и затвора. Для досылания боеприпасов используется электромеханический досылатель. Углы вертикальной наводки орудия от -3 до +70°. Стрелять можно гранатами с земли, для их подачи используется большой черный ход. При этом скорострельность САУ 2С1 «Гвоздика» составляет от четырех до пяти выстрелов в минуту, при стрельбе «сбоку» она снижается до двух выстрелов в минуту.

Дальность стрельбы самоходной установки составляет от 4070 до 15200 метров.

Боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» насчитывает сорок патронов, часть снарядов расположена вдоль боковых стенок корпуса, часть — вдоль задней и боковых стенок башни. Самоходная установка может использовать широкий спектр боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, химические, пропагандистские, дымовые, осветительные. Ракеты могут быть оснащены различными типами воспламенителей. Специально для артиллерийской установки 2С1 «Гвоздик» был разработан корректируемый боеприпас Китолова».

В 1997 году специально для этой машины был разработан 122-мм активно-реактивный снаряд, позволивший увеличить дальность стрельбы до 21,9 км.

Система управления огнем САУ состоит из комбинированного прицела ТКН-3Б, который можно использовать в любое время суток, а также двух перископических прицелов ТНПО-170А. Все они встроены в командирскую башенку. Наводчик имеет панорамный прицел 1ОП40 (используется для стрельбы с закрытых позиций) и прицел ОП5-37, используемый для стрельбы прямой наводкой. Места водителя и заряжающего оборудованы смотровыми приборами.

На учениях

Машина оснащена V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-238Н с восемью цилиндрами. Его максимальная мощность составляет 300 л.с. Коробка передач механическая, с шестью передачами вперед и одной назад. Топливные баки расположены в стенках бортов автомобиля, их общий объем составляет 550 литров, чего достаточно для преодоления 500 км по шоссе.

Боеприпасы для САУ разрабатывались специально, так как в Советской армии не было взаимозаменяемых с Гиацинтом выстрелов. Первая опытная серия самоходок «Гиацинт-С» была выпущена в 1976 году. Серийное производство этих САУ началось практически сразу. Самоходка предназначена для борьбы с тяжелой самоходной артиллерией и танками противника, подавления батарей противника, уничтожения долговременных огневых точек и полевых сооружений, а также подавления тыла и командных пунктов противоборствующей стороны.

Самоходки получили гусеничное шасси, аналогичное шасси 2СЗ «Акация». Машина относится к типу открытых установок, поэтому орудие монтируется в задней части шасси без башни. Откидная опорная плита делает «Гиацинт» более устойчивым, что делает практически невозможным стрельбу в движении.

Модификации самоходной установки

С момента запуска САУ в серийное производство было создано несколько модификаций машины:

  • 2С1М1 — российская модификация с новой системой управления огнем 1В168-1.
  • 2С34 «Хоста» — российская модификация, разработанная в 2003 году. Имеет гаубицу 2А80-1 и 7,62-мм пулемет ПКТ на командирской башенке. В 2008 году принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации.
  • 2C1T Goździk. Польская модификация самоходки с усовершенствованной системой управления огнем ТОПАЗ.
  • Rak-120. Еще одна польская модификация, которая создавалась в 2008-2009 годах. 122-мм пушку заменили 120-мм минометом с автоматом заряжания. Боекомплект – 60 пуль.
  • Model 89 — румынская модификация, созданная в 80-х годах. В машине использовалось шасси БМП МЛИ-84.
  • Raad-1 — иранская 122-мм самоходная гаубица, установленная на шасси БМП Boragh.

В Украине также начата модернизация 2С1 «Гвоздика». В 2020 году ХТЗ получил три САУ. На них планировали установить шведский двигатель Volvo, новое электрооборудование, современные системы связи и навигации украинского производства.

Кроме модификаций, на базе САУ «Гвоздик» за эти годы было создано несколько специальных машин: самоходный миномет 2С8 «Астра», самоходная противотанковая пушка 2С15 «Норов», самоходная установка 2С17 «Нона-СВ» пушка, гусеничный вариант РСЗО «Град» и многоцелевой тягач 2С1-Н.

Создание различных машин на базе САУ «Гвоздик» велось и в других странах:

  • БМП-23 — боевая машина пехоты болгарского производства. Он был оснащен 23-мм пушкой 2А14 и ПТРК «Малютка».
  • LPG — машина управления артиллерийским огнем. Его также можно использовать в качестве скорой помощи.
  • ХТЗ-26Н — украинская снегоболотоходная машина на базе шасси самоходной артиллерийской установки «Гвоздика».
  • ТГМ-126-1 — украинская транспортная машина на базе шасси 2С1.
Гвоздика
Вооружение самоходной гаубицы 2С1

Достоинства и недостатки

Преимущества:

  • повышенная живучесть и маневренность артиллерии;
  • возможность ведения огня прямой наводкой и наличие в боекомплекте кумулятивного снаряда расширяет боевые возможности САУ;
  • высокая маневренность и относительно малая масса, что в совокупности с БТР и БМП позволяет преодолевать водные преграды.

Недостатки:

  • слабая бронезащита;
  • низкая скорострельность 1-2 выстрела из брони, 4-5 с земли, против 9-10, например, у британских САУ FV433);
  • отсутствие зенитного пулемета на боевой рубке;
  • плохая видимость для водителя.

Как показывает практика современных боевых действий в различных региональных конфликтах, самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» до сих пор вполне приемлема для использования в танковых и мотострелковых подразделениях сухопутных войск. По крайней мере, не было сведений о его массовой замене более современными аналогами.

Наблюдение и связь

Точное наведение орудия, разведка местности в любое время суток осуществляется с помощью комбинированного прицела ТКР-3Б с рефлектором и парой призматических обзорных перископов ТНПО-170А. Эти устройства расположены в командирском отделении.

В отделении наводчика установлены панорамный прицел 1ОП-40, предназначенный для стрельбы с закрытых точек, и аналог прямой наводки ОП5-37 для стрельбы по наблюдаемым целям. Перед люком заряжающего с правой стороны башни установлен вращающийся смотровой прибор типа МК-4. Место механика-водителя оборудовано двумя приборами ТНПО-170А с электроподогревом. Кроме того, предусмотрен прибор ночного видения ТВН-2Б. Смотровое стекло также снабжено электрическим обогревом и защищено бронированным кожухом.

Наружную связь обеспечивает радиостанция Р-123М, работающая на УКВ волнах, что гарантирует устойчивую связь с идентичными аналогами на расстоянии до 28 километров в зависимости от высоты антенны приемника и передатчика. Члены экипажа общаются друг с другом с помощью переговорных устройств Р-124.

САУ 2С1 «Каранфил» — 122-мм самоходная гаубица

Автомобиль смонтирован на шасси трактора МТ-ЛБ. Резиновые гусеницы и катки с индивидуальной торсионной подвеской обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение над водными преградами осуществляется за счет перематывания гусениц с резинометаллическими шарнирами. Автомобиль способен развивать скорость на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/ч с.

САУ 2С1 «Каранфил» — 122-мм самоходная гаубица

Корпус САУ выполнен из листовой стали. Бронебойный «Гвоздик» выдерживает попадание пули 7,62-мм винтовки Б-32 с дистанции 300 м. Кабина механика-водителя и моторно-трансмиссионное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в кормовой. В башне, вращающейся на 360* с электрическим или ручным приводом, размещаются командир, наводчик и заряжающий.

Машина оснащена 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-238В в форме буквы V. Коробка передач имеет 6 передач переднего хода и 1 передачу заднего хода. Топливные баки общей емкостью 550 литров расположены в боковых стенках корпуса, соединенных последовательно, по три с каждого борта.

САУ 2С1 «Каранфил» — 122-мм самоходная гаубица

Гвоздика вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным стволом с тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. Для облегчения заряжания гаубицы используется электромеханический механизм заряжания. Если для стрельбы принимаются лежащие на земле снаряды, то их загрузка в боевое отделение осуществляется с помощью транспортного устройства через большую заднюю дверь. Углы возвышения ствола гаубицы от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. Система управления огнем состоит из перископического прицела ПГ-2, панорамного и оптического прицелов.

2С1 «Гвоздика» — 122-мм самоходная гаубица

Боекомплект орудия включает 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряда. При этом используется широкий спектр ракет: осветительные, пропагандистские, химические, дымовые, радиоэлектронного противодействия со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 году конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с патронным заряжанием: Д-16 и Д-16М, но в серию эти орудия не пошли.

Схема 2С1

Схема 2С1 «Гвоздика»

Самоходка благодаря небольшому весу может перевозиться самолетами Ан-12, Ан-124 и Ил-74. В этом случае уменьшение высоты достигается подъемом и фиксацией колес (со второго по седьмое) специальными приспособлениями. Эта машина давно стоит на вооружении и до сих пор стоит на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика» имеет ракету с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанную для САУ. Снаряд способен с высокой вероятностью поражать неподвижные и движущиеся цели.

САУ 2С1 «Каранфил» — 122-мм самоходная гаубица
САУ 2С1 «Каранфил» — 122-мм самоходная гаубица

Технические характеристики

Экипаж, чел.четыре
Масса, т15,7
Длина, м7,26
Высота, м2,74
ширина, м2,85
Максимальная скорость: 
по трассе, км/ч60
по воде, км/ч4,5
Запас хода по шоссе, км500
Оружие122-мм гаубица Д-32 (2А31)
Боеприпасы, снаряды40
Тип орудиягаубичная пушка
Дальность стрельбы, кмдо 5.2
ДвигательЯМЗ-238Н
Мощность двигателя, л.с300
БронированиеПуленепробиваемое и антиосколочное

Боевое применение САУ 2С1 «Гвоздика»

Самоохотка пережила несколько локальных конфликтов, первым из которых стал Афганистан. В этой войне, как правило, самоходки применялись для подавления огня противника прямой наводкой, что значительно снижало потери в частях. Наиболее успешные операции с использованием установки были проведены при взятии Шингара, Хаки-Цафед, а также в 1986 году при наступлении на Кандагар.

В Чечне, в обеих ротах, в ходе боевых действий «Гвоздика» активно применялась и успешно справлялась с поставленными задачами.

Боевое применение

Самоходка использовалась в конфликте в Приднестровье, в Югославии, на юго-востоке Украины обеими воюющими сторонами. Во время ирано-иракской войны 2С1 и 2С3 использовались иракской армией.

Во время гражданской войны в Ливии 2010-2011 годов правительственные войска активно использовали установку против повстанцев.

Война в Сирии выявила использование этой установки практически всеми воюющими сторонами, как правительственными войсками, так и различными террористическими группировками, включая ИГИЛ. Установка используется хуситами в Йемене для борьбы с интервентами, вторгшимися в страну.

Отличие САУ от буксируемой артиллерии

Самоходные артиллерийские установки имеют как преимущества, так и недостатки по сравнению с буксируемыми орудиями.

Преимущества должны включать:

  • Большая подвижность по сравнению с буксируемыми орудиями, скорость постановки и складывания огневой позиции.
  • В случае закрытой рубки, башни или бронированного ограждения большая безопасность экипажа от огня противника.
  • Наличие силовой установки позволяет механизировать операции прицеливания, заряжания орудия и обращения с боеприпасами.
  • Наличие самоходного шасси позволяет установку самоокапывающего оборудования.
  • Автоматизация заряжания и наведения позволяет значительно повысить скорострельность орудия и реализовать ее, приблизившись к тактическим возможностям пушечной артиллерии с залповыми ракетными комплексами.
  • При наличии закрытой рубки или кабины экипажа можно защитить экипаж от вредных факторов ОМУ и неблагоприятных погодных условий.
  • Самоходные артиллерийские установки меньше зависят от машин поддержки.
  • На самоходных зенитно-артиллерийских установках наличие самоходного шасси позволяет устанавливать радиолокационные станции обнаружения и наведения на цели.
  • Возможность использования слишком громоздких для буксирующего шасси артиллерийских систем.

Недостатками по сравнению с буксируемой артиллерией являются:

  • Высокие производственные и трудозатраты.
  • Ограниченная стратегическая и оперативная мобильность.
  • Зависимость от наличия и ремонтопригодности ГСМ.
  • В случае установки орудия в закрытой рубке или башне, стесненных условиях работы экипажа, загазованности боевого отделения.
  • Более ограниченный выбор огневых позиций, связанный с ограниченной маневренностью и сложностью маскировки САУ.

Высокая автономность, возможность быстрой смены позиции и наличие брони обеспечивают высокую живучесть самоходок на поле боя, их большую устойчивость к контрбатарейному огню, что частично компенсирует их высокую стоимость.

Применение буксируемой артиллерии сильно усложняется в условиях применения оружия массового поражения, что привело к массовому развитию САУ с закрытыми боевыми отделениями в послевоенное время.

При этом САУ (особенно тяжелые орудия) значительно крупнее и тяжелее своих буксируемых собратьев. Что значительно усложняет их транспортировку железнодорожным и воздушным транспортом, преодоление водных преград, требует наличия ремонтной базы и значительных запасов горюче-смазочных материалов.

Возможность передвижения самоходок в составе механизированных соединений позволяет значительно повысить их огневую мощь в наступательных действиях, а в обороне они быстро реагируют на движения и прорывы противника.

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *