История создания
Штурмовые и противотанковые САУ появились на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (танки по-прежнему имеют преимущество), но они были очень эффективны в поддержке пехоты и наступающих танков. С началом холодной войны у вероятного противника появились совершенные 105-мм артиллерийские системы, по многим параметрам превосходившие советские САУ.
Но доктрина СССР была ориентирована на применение ракет, а САУ не разрабатывались. После ухода Хрущева в трезвых умах возникла доктрина, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожить не только врага, но и себя. А вот применение разрушительного оружия в тактических целях весьма вероятно. В этом смысле применение САУ было одним из лучших способов доставки тактической ядерной боеголовки в нужное место.
На основании этого утверждения, с учетом возможности применения таких зарядов, разработка новой самоходной установки под названием САУ 2С1 «Гвоздика».
По решению Коммунистической партии и постановлению союзного правительства в 1967 году началась разработка артиллерийской системы калибра 122 м.
Это решение было принято на базе исследовательской базы ВНИИ-100. Именно эти исследования определили основные характеристики будущей самоходной гаубицы.
ИИ предложил три варианта шасси: «БМП-1, тягач МТ-ЛБ и «Объект-124». Выбрали тягач, на базе которого была построена САУ «Гвоздика». Харьковскому тракторному заводу поручили разработать новую систему.
1969 г. Начало испытаний четырех опытных образцов 122-мм «Гвоздики» и 152-мм 2С3. Выбор остановили на «Гвоздике» В 1970 году Правительство СССР приняло самоходку «Гвоздика» после ежегодных испытаний и необходимых доработок».
Новая самоходка начала поступать в воинские части, и экипажи постепенно осваивают эту систему. Серийное производство было окончательно освоено в 1971 г. Выпускался в Польше (с 1971 г.) и в Болгарии (с 1979 г.). В 1991 году самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 года было выпущено около десяти тысяч самоходок.
Особенности
Для снижения давления при эксплуатации 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в различных температурных условиях на тормозе отката имеется пружинный компенсатор. Цилиндры элемента закреплены в затворе. Максимальная длина возврата составляет 60 сантиметров. Трубка взаимодействует со стойкой, в состав которой входит пара зажимов. В передней части расположен кожух с противооткатными цилиндрами.
Посередине размещены кронштейны для бронещита с рычагами. За люлькой ставится забор. На правой щеке у боевого командира имеется стопорное устройство для опускания орудия вручную, на левой — рычажный узел с механическим управлением. Между щеками закреплен откидной упор с электромеханическим досылающим устройством.
САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 году в ОКБ-9 через два года после оглашения постановления Совета Министров. В процессе боевых действий в годы Великой Отечественной войны САУ выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны их долгое время заменяли на более боеспособные, хотя и более дорогие танки. Самоходная артиллерия зародилась лишь в 1965 году, когда конструкторы приступили к работе над созданием САУ нового поколения.
Описание конструкции САУ 2С1 «Гвоздика»
Корпус самоходной артиллерийской установки имеет классическую для этих машин схему: в передней части машины расположены отделение привода и отделение управления, а в средней и задней частях — боевое отделение. Корпус сварен из катаных бронелистов, обеспечивает защиту от пуль и осколков, полностью герметичен и позволяет САУ преодолевать водные преграды вплавь. Броня «Гвоздики» держит пулю калибра 7,62 мм на дальности триста метров. 122-мм орудие установлено во вращающейся башне с боевым отделением.
Небольшой вес САУ позволяет осуществлять транспортировку транспортной авиацией.
Энергоотсек артиллерийской установки расположен в носовой части машины с правой стороны, с левой стороны — место механика-водителя, приборы и органы управления. С левой стороны башни предусмотрено место для зарядного устройства и прицельных приспособлений, за ним место командира машины. Место командира установки оборудовано турелью. Заряжающий расположен с правой стороны башни.
В башне САУ 2С1 «Гвоздика» установлена 122-мм пушка 2А31. По своим характеристикам и боекомплекту она полностью идентична 122-мм гаубице Д-30. Стрелковый механизм состоит из ствола, двухкамерного тормоза, выбрасывателя и затвора. Для досылания боеприпасов используется электромеханический досылатель. Углы вертикальной наводки орудия от -3 до +70°. Стрелять можно гранатами с земли, для их подачи используется большой черный ход. При этом скорострельность САУ 2С1 «Гвоздика» составляет от четырех до пяти выстрелов в минуту, при стрельбе «сбоку» она снижается до двух выстрелов в минуту.
Дальность стрельбы самоходной установки составляет от 4070 до 15200 метров.
Боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» насчитывает сорок патронов, часть снарядов расположена вдоль боковых стенок корпуса, часть — вдоль задней и боковых стенок башни. Самоходная установка может использовать широкий спектр боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, химические, пропагандистские, дымовые, осветительные. Ракеты могут быть оснащены различными типами воспламенителей. Специально для артиллерийской установки 2С1 «Гвоздик» был разработан корректируемый боеприпас Китолова».
В 1997 году специально для этой машины был разработан 122-мм активно-реактивный снаряд, позволивший увеличить дальность стрельбы до 21,9 км.
Система управления огнем САУ состоит из комбинированного прицела ТКН-3Б, который можно использовать в любое время суток, а также двух перископических прицелов ТНПО-170А. Все они встроены в командирскую башенку. Наводчик имеет панорамный прицел 1ОП40 (используется для стрельбы с закрытых позиций) и прицел ОП5-37, используемый для стрельбы прямой наводкой. Места водителя и заряжающего оборудованы смотровыми приборами.
Машина оснащена V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-238Н с восемью цилиндрами. Его максимальная мощность составляет 300 л.с. Коробка передач механическая, с шестью передачами вперед и одной назад. Топливные баки расположены в стенках бортов автомобиля, их общий объем составляет 550 литров, чего достаточно для преодоления 500 км по шоссе.
Боеприпасы для САУ разрабатывались специально, так как в Советской армии не было взаимозаменяемых с Гиацинтом выстрелов. Первая опытная серия самоходок «Гиацинт-С» была выпущена в 1976 году. Серийное производство этих САУ началось практически сразу. Самоходка предназначена для борьбы с тяжелой самоходной артиллерией и танками противника, подавления батарей противника, уничтожения долговременных огневых точек и полевых сооружений, а также подавления тыла и командных пунктов противоборствующей стороны.
Самоходки получили гусеничное шасси, аналогичное шасси 2СЗ «Акация». Машина относится к типу открытых установок, поэтому орудие монтируется в задней части шасси без башни. Откидная опорная плита делает «Гиацинт» более устойчивым, что делает практически невозможным стрельбу в движении.
Модификации самоходной установки
С момента запуска САУ в серийное производство было создано несколько модификаций машины:
- 2С1М1 — российская модификация с новой системой управления огнем 1В168-1.
- 2С34 «Хоста» — российская модификация, разработанная в 2003 году. Имеет гаубицу 2А80-1 и 7,62-мм пулемет ПКТ на командирской башенке. В 2008 году принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации.
- 2C1T Goździk. Польская модификация самоходки с усовершенствованной системой управления огнем ТОПАЗ.
- Rak-120. Еще одна польская модификация, которая создавалась в 2008-2009 годах. 122-мм пушку заменили 120-мм минометом с автоматом заряжания. Боекомплект – 60 пуль.
- Model 89 — румынская модификация, созданная в 80-х годах. В машине использовалось шасси БМП МЛИ-84.
- Raad-1 — иранская 122-мм самоходная гаубица, установленная на шасси БМП Boragh.
В Украине также начата модернизация 2С1 «Гвоздика». В 2020 году ХТЗ получил три САУ. На них планировали установить шведский двигатель Volvo, новое электрооборудование, современные системы связи и навигации украинского производства.
Кроме модификаций, на базе САУ «Гвоздик» за эти годы было создано несколько специальных машин: самоходный миномет 2С8 «Астра», самоходная противотанковая пушка 2С15 «Норов», самоходная установка 2С17 «Нона-СВ» пушка, гусеничный вариант РСЗО «Град» и многоцелевой тягач 2С1-Н.
Создание различных машин на базе САУ «Гвоздик» велось и в других странах:
- БМП-23 — боевая машина пехоты болгарского производства. Он был оснащен 23-мм пушкой 2А14 и ПТРК «Малютка».
- LPG — машина управления артиллерийским огнем. Его также можно использовать в качестве скорой помощи.
- ХТЗ-26Н — украинская снегоболотоходная машина на базе шасси самоходной артиллерийской установки «Гвоздика».
- ТГМ-126-1 — украинская транспортная машина на базе шасси 2С1.
Достоинства и недостатки
Преимущества:
- повышенная живучесть и маневренность артиллерии;
- возможность ведения огня прямой наводкой и наличие в боекомплекте кумулятивного снаряда расширяет боевые возможности САУ;
- высокая маневренность и относительно малая масса, что в совокупности с БТР и БМП позволяет преодолевать водные преграды.
Недостатки:
- слабая бронезащита;
- низкая скорострельность 1-2 выстрела из брони, 4-5 с земли, против 9-10, например, у британских САУ FV433);
- отсутствие зенитного пулемета на боевой рубке;
- плохая видимость для водителя.
Как показывает практика современных боевых действий в различных региональных конфликтах, самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» до сих пор вполне приемлема для использования в танковых и мотострелковых подразделениях сухопутных войск. По крайней мере, не было сведений о его массовой замене более современными аналогами.
Наблюдение и связь
Точное наведение орудия, разведка местности в любое время суток осуществляется с помощью комбинированного прицела ТКР-3Б с рефлектором и парой призматических обзорных перископов ТНПО-170А. Эти устройства расположены в командирском отделении.
В отделении наводчика установлены панорамный прицел 1ОП-40, предназначенный для стрельбы с закрытых точек, и аналог прямой наводки ОП5-37 для стрельбы по наблюдаемым целям. Перед люком заряжающего с правой стороны башни установлен вращающийся смотровой прибор типа МК-4. Место механика-водителя оборудовано двумя приборами ТНПО-170А с электроподогревом. Кроме того, предусмотрен прибор ночного видения ТВН-2Б. Смотровое стекло также снабжено электрическим обогревом и защищено бронированным кожухом.
Наружную связь обеспечивает радиостанция Р-123М, работающая на УКВ волнах, что гарантирует устойчивую связь с идентичными аналогами на расстоянии до 28 километров в зависимости от высоты антенны приемника и передатчика. Члены экипажа общаются друг с другом с помощью переговорных устройств Р-124.
Автомобиль смонтирован на шасси трактора МТ-ЛБ. Резиновые гусеницы и катки с индивидуальной торсионной подвеской обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение над водными преградами осуществляется за счет перематывания гусениц с резинометаллическими шарнирами. Автомобиль способен развивать скорость на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/ч с.
Корпус САУ выполнен из листовой стали. Бронебойный «Гвоздик» выдерживает попадание пули 7,62-мм винтовки Б-32 с дистанции 300 м. Кабина механика-водителя и моторно-трансмиссионное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в кормовой. В башне, вращающейся на 360* с электрическим или ручным приводом, размещаются командир, наводчик и заряжающий.
Машина оснащена 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-238В в форме буквы V. Коробка передач имеет 6 передач переднего хода и 1 передачу заднего хода. Топливные баки общей емкостью 550 литров расположены в боковых стенках корпуса, соединенных последовательно, по три с каждого борта.
Гвоздика вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным стволом с тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. Для облегчения заряжания гаубицы используется электромеханический механизм заряжания. Если для стрельбы принимаются лежащие на земле снаряды, то их загрузка в боевое отделение осуществляется с помощью транспортного устройства через большую заднюю дверь. Углы возвышения ствола гаубицы от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. Система управления огнем состоит из перископического прицела ПГ-2, панорамного и оптического прицелов.
Боекомплект орудия включает 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряда. При этом используется широкий спектр ракет: осветительные, пропагандистские, химические, дымовые, радиоэлектронного противодействия со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 году конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с патронным заряжанием: Д-16 и Д-16М, но в серию эти орудия не пошли.
Схема 2С1 «Гвоздика»
Самоходка благодаря небольшому весу может перевозиться самолетами Ан-12, Ан-124 и Ил-74. В этом случае уменьшение высоты достигается подъемом и фиксацией колес (со второго по седьмое) специальными приспособлениями. Эта машина давно стоит на вооружении и до сих пор стоит на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика» имеет ракету с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанную для САУ. Снаряд способен с высокой вероятностью поражать неподвижные и движущиеся цели.
Технические характеристики
Экипаж, чел. | четыре |
Масса, т | 15,7 |
Длина, м | 7,26 |
Высота, м | 2,74 |
ширина, м | 2,85 |
Максимальная скорость: | |
по трассе, км/ч | 60 |
по воде, км/ч | 4,5 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Оружие | 122-мм гаубица Д-32 (2А31) |
Боеприпасы, снаряды | 40 |
Тип орудия | гаубичная пушка |
Дальность стрельбы, км | до 5.2 |
Двигатель | ЯМЗ-238Н |
Мощность двигателя, л.с | 300 |
Бронирование | Пуленепробиваемое и антиосколочное |
Боевое применение САУ 2С1 «Гвоздика»
Самоохотка пережила несколько локальных конфликтов, первым из которых стал Афганистан. В этой войне, как правило, самоходки применялись для подавления огня противника прямой наводкой, что значительно снижало потери в частях. Наиболее успешные операции с использованием установки были проведены при взятии Шингара, Хаки-Цафед, а также в 1986 году при наступлении на Кандагар.
В Чечне, в обеих ротах, в ходе боевых действий «Гвоздика» активно применялась и успешно справлялась с поставленными задачами.
Самоходка использовалась в конфликте в Приднестровье, в Югославии, на юго-востоке Украины обеими воюющими сторонами. Во время ирано-иракской войны 2С1 и 2С3 использовались иракской армией.
Во время гражданской войны в Ливии 2010-2011 годов правительственные войска активно использовали установку против повстанцев.
Война в Сирии выявила использование этой установки практически всеми воюющими сторонами, как правительственными войсками, так и различными террористическими группировками, включая ИГИЛ. Установка используется хуситами в Йемене для борьбы с интервентами, вторгшимися в страну.
Отличие САУ от буксируемой артиллерии
Самоходные артиллерийские установки имеют как преимущества, так и недостатки по сравнению с буксируемыми орудиями.
Преимущества должны включать:
- Большая подвижность по сравнению с буксируемыми орудиями, скорость постановки и складывания огневой позиции.
- В случае закрытой рубки, башни или бронированного ограждения большая безопасность экипажа от огня противника.
- Наличие силовой установки позволяет механизировать операции прицеливания, заряжания орудия и обращения с боеприпасами.
- Наличие самоходного шасси позволяет установку самоокапывающего оборудования.
- Автоматизация заряжания и наведения позволяет значительно повысить скорострельность орудия и реализовать ее, приблизившись к тактическим возможностям пушечной артиллерии с залповыми ракетными комплексами.
- При наличии закрытой рубки или кабины экипажа можно защитить экипаж от вредных факторов ОМУ и неблагоприятных погодных условий.
- Самоходные артиллерийские установки меньше зависят от машин поддержки.
- На самоходных зенитно-артиллерийских установках наличие самоходного шасси позволяет устанавливать радиолокационные станции обнаружения и наведения на цели.
- Возможность использования слишком громоздких для буксирующего шасси артиллерийских систем.
Недостатками по сравнению с буксируемой артиллерией являются:
- Высокие производственные и трудозатраты.
- Ограниченная стратегическая и оперативная мобильность.
- Зависимость от наличия и ремонтопригодности ГСМ.
- В случае установки орудия в закрытой рубке или башне, стесненных условиях работы экипажа, загазованности боевого отделения.
- Более ограниченный выбор огневых позиций, связанный с ограниченной маневренностью и сложностью маскировки САУ.
Высокая автономность, возможность быстрой смены позиции и наличие брони обеспечивают высокую живучесть самоходок на поле боя, их большую устойчивость к контрбатарейному огню, что частично компенсирует их высокую стоимость.
Применение буксируемой артиллерии сильно усложняется в условиях применения оружия массового поражения, что привело к массовому развитию САУ с закрытыми боевыми отделениями в послевоенное время.
При этом САУ (особенно тяжелые орудия) значительно крупнее и тяжелее своих буксируемых собратьев. Что значительно усложняет их транспортировку железнодорожным и воздушным транспортом, преодоление водных преград, требует наличия ремонтной базы и значительных запасов горюче-смазочных материалов.
Возможность передвижения самоходок в составе механизированных соединений позволяет значительно повысить их огневую мощь в наступательных действиях, а в обороне они быстро реагируют на движения и прорывы противника.
Метки: Боевое применение САУ 2С1, История создания, Модификации самоходной установки, описание, Описание конструкции САУ 2С1 «Гвоздика», САУ 2С1, САУ 2С1 «Гвоздика», Технические характеристики, характеристики