В 2017 году, в августе, Т-50, также известный как Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), был официально назван истребителем пятого поколения Су-57.
Су-57, изначально узнаваемый как ПАК ФА и Т-50, — это истребитель пятого поколения из России, оснащенный новейшим авиационным комплексом и современной радиолокационной системой. Его создала ОАО «Сухой», входящая в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В сравнении с предшествующими истребителями, Т-50 предлагает несколько уникальных особенностей, сочетая в себе свойства ударного самолета и истребителя. В итоге, Т-50 планируется внедрить в ВВС РФ в качестве замены для фронтового истребителя МиГ-29 и многоцелевого истребителя Су-27. Исходная разработка боевых самолетов пятого поколения началась в 80-е, но после распада СССР работа была приостановлена до 2001 года. Су-57 совершил свой первый полет в январе 2010 года, а в 2014 году начались испытания нового истребителя в воздухе.
Салон Су-57 предназначен для одного пилота и из-за спецификации дизайна шире, чем у Су-27. Внутреннее оборудование во многом соответствует оборудованию Су-35С, включая генератор кислорода.
Данные отображаются на двух 15-дюймовых МФИ-35, дополнительном МФИ меньшего размера, резервном индикаторе для текущей информации о полете, широкоугольной коллимационной системе ШКС-5 и голосовом информаторе. Известно также, что некоторые данные будут проецироваться на визор шлема пилота.
правление осуществляется через центральную ручку управления и боковой рычаг газа.
Люк кабины разделяется на два сегмента: передний (козырек) и задний. Открытие происходит путем смещения задней части назад (аналогично Т-10). Задний сегмент люка на Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплет, а на других моделях (Т-50-2, Т-50-4, Т-50-5) он отсутствует. Предполагается, что конструкция кабины может претерпеть значительные изменения в будущем. Внутренняя сторона кабины покрыта радиопоглощающим материалом, который сокращает радиозаметность на 30 %.
Су-57 обладает интегральной схемой воздушного судна с высокорасположенным трапециевидным крылом, которое плавно сливается с фюзеляжем. Примерно половина (визуально около 46%) размаха крыла занимает широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и -14° соответственно. Аэродинамические устройства включают в себя воздухозаборники крыла, флапероны и элероны. Их приводы расположены под крылом и выделяются из его поверхности небольшими удлиненными обтекателями. Концы крыла оснащены скошенными элементами.
Крыло представляет собой развитый профиль с вращающейся передней частью — аналогом ПГО вместо маленькой вращающейся кромки — носка. При отключенных двигателях вращающиеся части профиля находятся в свисающем положении. Более естественным является их неподвижное положение при отключении — на случай отказа в полете. На предыдущих моделях (Су-30, Су-33, Су-34) ПГО использовалось для улучшения маневренности из-за отсутствия двигателей с УВТ. Наличие ПГО увеличивает риск отказа управления. В связи с этим, на Су-35 ПГО не используется — для увеличения маневренности достаточно двигателей с управляемым вектором тяги.
Хвостовое оперение Су-57 включает в себя поворотные стабилизаторы трапециевидной формы и кили, установленные под углом около 26° для снижения видимости. В основании килей установлены небольшие воздухозаборники для охлаждения электроники и другого оборудования на борту. Для увеличения лобового сопротивления и в качестве аэродинамического тормоза используется отклонение килей.
Двигательные установки оснащены регулируемыми подкорпусными воздухозаборниками. Моторные отсеки расположены достаточно далеко друг от друга и отделены плоским дном корпуса шириной примерно 1,3-1,4 м. В этой области последовательно расположены два парных отсека внутреннего вооружения с небольшим промежутком между ними. От поворотного участка крыльевого наплыва, идут назад на несколько метров два гребня триангулярного сечения, которые размещены под соединительными точками крыльев и фюзеляжа. На внешних боковых поверхностях этих гребней находятся крышки внутренних отсеков вооружения.
В хвостовом отсеке корпуса между двигательными соплами расположена протяженная за сопла, как у Су-27, хвостовая перекладина, в которой размещен выдвижной блок с парашютной тормозной системой самолета. Авиационное орудие установлено на правой стороне передней части самолета, на левой – телескопическая дозаправочная штанга.
Шасси Су-57 трехточечное, по своему дизайну аналогично шасси Су-27. Все стойки прячутся в направлении полета. Благодаря широкому корпусу, колея шасси составляет 5,5 м. Передняя стойка имеет два колеса, два посадочных фонаря и брызгозащитник. Компартмент передней стойки закрывается двумя парами дверей. Передние двери длиннее задних и открываются только при подъеме/спуске шасси, оставаясь закрытыми при опущенной стойке для минимизации воздействия бокового ветра. Главные стойки шасси имеют одно колесо (диаметр колеса – 1 м) и оснащены тормозами. Их компартменты находятся снаружи воздухозаборников. При уборке основные стойки поворачиваются вокруг двух осей.
В большей степени форма воздушного канала Су-57 формировалась с учетом применяемых технологий по снижению радиолокационной заметности, что является типичной особенностью для истребителей пятого поколения. Аэродинамическая схема и элементы конструкции были спроектированы таким образом, чтобы максимально уменьшить отражающую способность самолета и сделать его меньше заметным для вражеской радиолокации.
Это достигается за счет особых конструктивных решений и применения специальных материалов. Например, все элементы внешнего обтекателя самолета имеют специальную форму, а швы и стыки обработаны так, чтобы минимизировать отражение радиолокационных волн. Кроме того, применяются покрытия, поглощающие радиолокационное излучение, которые значительно уменьшают радиозаметность самолета. Все это делает Су-57 одним из самых незаметных истребителей в мире, способным выполнять задачи противовоздушной обороны, а также участвовать в операциях по поражению наземных и морских целей противника.
Вес конструкции самолета был снижен благодаря широкому использованию композитных материалов — как заявил главный конструктор А. Давиденко, композитные материалы составляют 25% веса пустого летательного аппарата, и 70% площади поверхности. Также он подчеркнул, что по сравнению с Су-27, в конструкции Су-57 количество деталей уменьшено в четыре раза. Это позволяет снизить трудозатраты и ускорить процесс производства, что сказывается на снижении стоимости самолета. Для защиты компонентов из углеродного пластика, выходящих на внешнюю поверхность самолета от ударов молнии, для Су-57 было разработано новое молниезащитное покрытие в ФГУП «ВИАМ», что также способствует снижению веса самолета.
Радиоэлектронная система Су-57 будет совершенно новой, не похожей на традиционные авиационные бортовые радиолокационные системы. Так, на борту самолета будет установлен не только основной радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой, но и набор других активных и пассивных радио и оптико-локационных станций, размещенных по всему периметру самолета, образуя так называемую «умную обшивку». Константин Макиенко, редактор журнала Moscow Defense Brief, уточнил, что интегрированная многофункциональная радиолокационная система Су-57 будет включать в себя 5 встроенных антенн.
Радиоэлектронное оснащение Су-57 включает в себя радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой Ш-121 / Н036 «Белка», бортовые и крыловые радиолокационные станции с фазированной антенной решеткой, оптико-локационную станцию ОЛС-50М. Система обеспечивает обнаружение целей в оптическом (телевизионном канале) и инфракрасном (тепловизионном) диапазоне, комплекс средств радиоэлектронного противодействия. Управление самолетом осуществляется с помощью электронной системы управления полетом. Также самолет оснащен системой воздушной заправки, что значительно увеличивает его боевой радиус действия и продолжительность полета.
Важно подчеркнуть, что инновационные технологии и материалы использовались не только в радиоэлектронной системе и конструкции самолета, но и во многих других его компонентах. Это делает Су-57 одним из наиболее продвинутых и мощных истребителей пятого поколения на современном этапе развития авиационной техники.
Система Ш121, созданная в АО «Научно-исследовательский институт радиотехники имени В.В. Тихомирова» в Жуковском, состоит из радиолокационной станции Н036 и системы электронного противодействия Л402. РЛС Н036 «Белка» оборудована пятью антеннами с активной фазированной антенной решеткой, три из которых работают в X-диапазоне, а две в L-диапазоне, обеспечивая контроль пространства на угол 270 градусов (по 135 градусов в каждую сторону от оси самолета). Использование L-диапазона в режиме «воздух-воздух» считается основным методом обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. Согласно заявлению директора НИИП Юрия Белых, последняя выпущенная институтом на опытном производстве РЛС Н036 установлена на самолете Т-50-9. В будущем самолеты будут оснащены РЛС, выпускаемой АО «Государственный Рязанский приборный завод».
Бортовой комплекс защиты Л402 «Гималаи», созданный в АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производимый ставропольским ПАО «Сигнал», обладает собственными антеннами, однако использует антенны Н036, поскольку работает на тех же частотах, что и РЛС.
Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл», разработанный в АО «Производственное объединение ‘Уральский оптико-механический завод'» (УОМЗ) в Екатеринбурге, позволяет мониторить воздушное пространство в оптическом диапазоне вокруг самолета и защищает самолет от атак ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенной перед двигательными гондолами, четырех датчиков обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне с обзором 360 градусов, а также двух датчиков 101КС-О, которые, согласно информации от УОМЗ, являются устройствами для создания помех в инфракрасном диапазоне. Дополнительный датчик — 101КС-П — представляет собой компактное устройство инфракрасного обнаружения, которое помогает пилоту при выполнении маневров на низкой высоте или при посадке. В настоящее время также ведется разработка навигационного контейнера 101КС-Н, предназначенного для целеуказания.
Таким образом, сочетание различных технологий и комплексов позволяет Су-57 обеспечивать высокую степень обнаружения и защиты в условиях современной боевой обстановки, включая противостояние с малозаметными воздушными целями. Эта интеграция различных систем на одной платформе также позволяет оптимизировать работу экипажа и упрощает управление бортовыми системами.
5 декабря 2017 года, истребитель Су-57 с двигателем нового поколения АЛ-41Ф1 («изделие 30») впервые взлетел в ЛИИ имени М.М. Громова. Такой двигатель, как и его предшественники АЛ-41Ф («изделие 117»), по сути, является модифицированной версией двигателей АЛ-31, которые были установлены на истребителях Су-27 предыдущего поколения.
Двигатель АЛ-41Ф1 («изделие 30») разрабатывается с нуля и предполагается, что он сможет развивать тягу в 16-17 тонн, что больше текущих 14,5 тонн. В то же время, планируется уменьшение массы, снижение числа деталей и эксплуатационных затрат. Двигатель будет характеризоваться уменьшенной заметностью. Холодная часть двигателя будет состоять из трехступенчатого компрессора (в отличие от четырехступенчатого на «изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть будет оборудована пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбиной.
Су-57 оснащен 30-мм пушкой 9А1-4071К (версия пушки ГШ-30-1), установленной в правом крыле. Это орудие было разработано специалистами из тульского КБП и является обновленной версией 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производившейся с 1980-х годов.
Боевая нагрузка Су-57 составляет от 1310 до 10000 кг. Точки подвески: внутренние 8 или 10; внешние 8 или 2. Су-57 может использовать широкий ассортимент вооружений. Для воздушного боя внутри отсеков вооружения могут находиться ракеты «воздух-воздух» типов РВВ-МД, РВВ-СД (Изделие 180) и РВВ-БД (Изделие 180-БД), обычно 8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД. Против наземных целей, в отсеках вооружения истребитель может нести до 4220 кг управляемых ракет «воздух-поверхность», таких как противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, высокоточная Х-38МЭ и современная крылатая ракета Х-59МК2. Эта последняя была испытана в Сирии в феврале текущего года и относится к классу высокоточного оружия, способного обходить рельеф местности в полете и поражать цели на расстоянии до 300 км. Она одна из немногих в российском арсенале ракет, работающих по принципу «выстрелил и забыл».
Кроме того, Су-57 может перевозить корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, стандартные авиабомбы и контейнеры с различной боевой нагрузкой. Обычно стандартная загрузка составляет 8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД.
Вероятно, истребитель Су-57 будет оснащён «воздух-воздух» ракетами типа КС-172 на внешних пунктах подвески. Для этого боевого самолёта разрабатываются 14 видов вооружений, включая ракеты «воздух-воздух» для малых, средних, больших и сверхбольших дальностей, а также управляемые ракеты «воздух-поверхность» разнообразного использования и авиабомбы с возможностью коррекции.
Ожидается, что Су-57 будет укомплектован новой управляемой ракетой средней дальности К-77М. Она разрабатывается на основе ракеты Р-77, которая была введена в эксплуатацию ещё в 1994 году. Базовая ракета Р-77 имеет дальность полёта около 110 км, в то время как дальность К-77М будет на 80 км больше. Главной целью К-77М является перехват высокоманевренных целей с низкой радиолокационной заметностью. Это становится возможным благодаря более современной головке самонаведения с ячеистой антенной решеткой, которая позволяет самостоятельно отыскивать и захватывать цель, а встроенный в ракету компьютер рассчитывает возможные траектории движения вражеского самолёта. Это обеспечивает возможность преследования цели даже при активном радиоэлектронном помехе.
Низкая обнаружимость является ключевым требованием к истребителям пятого поколения и подразумевает комплекс мер, применяемых для снижения шансов обнаружения самолёта в радио-, инфракрасном и видимом диапазонах, а также акустически. Это значительно повышает шансы истребителя на выживание в бою.
Снижение радиолокационной заметности Су-57 достигается благодаря специфической форме, материалам, поглощающим и отражающим радиоволны, используемых в конструкции и покрытии самолёта, а также средствам радиоэлектронной борьбы. Например, края крыла и другие элементы воздушного судна ориентированы в нескольких строго определённых направлениях, а поверхности наклонены под чётко определёнными углами. В дизайне также избегается расположение поверхностей под углом 90°, чтобы предотвратить эффект углового отражателя. Радиопоглощающие материалы, использованные в конструкции и покрытии корпуса, значительно уменьшают интенсивность отражённых сигналов. В некоторых случаях (например, в остеклении кабины) используются материалы, отражающие радиоволны.
Помимо этого, уменьшение радиолокационной видимости стало ключевым фактором для размещения части оружия внутри самолёта. Данные меры существенно снижают отражённый сигнал и направляют его вне радиуса действия источника. В итоге радиолокационная станция врага не получает данные о положении и скорости самолёта. Так как абсолютная невидимость недостижима, всегда остаётся сигнал, отражающийся от самолёта и возвращающийся к источнику. Его характеристика определяется значением эффективной площади рассеяния (ЭПР), снижение которой является основной целью мер, направленных на снижение радиолокационной видимости. ЭПР самолёта сильно зависит от направления радиационного потока. Обычно у истребителей с низкой заметностью ЭПР намеренно снижается спереди, что определяется основными тактическими приемами их использования в бою. Стоит отметить, что упомянутые меры наиболее эффективны против радиолокационных станций с объединёнными приёмниками и передатчиками, каковыми оборудуются истребители и другие боевые самолёты любого противника, а также системы ближней зоне ракетной обороны.
Уменьшение видимости в видимом свете достигается благодаря камуфляжной окраске корпуса самолёта. Камуфляжная окраска может быть защитной (сливающейся с окружением) и деформирующей (искажающей визуальное восприятие формы самолёта). Последнее достигается путём окраски более выделяющихся частей и краев корпуса в более темные оттенки, и, наоборот, менее заметных центральных частей — в более светлые. Первый летный образец Су-57 имеет зимнюю деформирующую окраску.
Снижение тепловой (инфракрасной) и акустической (звуковой) заметности в большой степени обусловлено конструкцией двигателей самолета.
Кроме того, важную роль в обеспечении низкой видимости истребителя играет его способность быстро собирать информацию о противнике, оставаясь при этом незамеченным. Для этого самолет должен быть оборудован системой пассивных датчиков и сенсоров, а также надежными каналами обмена информацией.
Тактико-технические характеристики | Су-57 |
---|---|
Размер крыла, м | 14.00 |
Длина самолета, м | 19.70 |
Высота самолета, м | 4.80 |
Площадь крыла, м2 | 82.00 |
Масса пустого самолета, кг | 18500 |
Нормальная взлетная масса, кг | 30610 |
Максимальная взлетная масса, кг | 3700 |
Масса топлива, кг | 11100 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1 (Изделие 30) |
Максимальная тяга, кгс | 2 х 8800 |
Тяга на форсаже, кгс | 2 х 15000 |
Максимальная скорость, км/ч | 2600 |
Практическая дальность на дозвуковой скорости, км | 5500 |
Практическая дальность на сверхзвуковой скорости, км | 2000 |
Практический потолок, м | 20000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 10-11 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение | одна 30-мм пушка 9А1-4071К (150 патронов); боевая нагрузка – 10000 кг |
Стандартное вооружение | УРВВ 8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД; 8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД |