В 1981 году инженеры компании «Викерс шипбилдинг энд инжиниринг» (теперь известной как «Маркони марин, лэнд энд навал системз») разработали прототип 155-мм артиллерийской башни под названием GBT 155. Затем, на основе собственной инициативы, компания начала проектирование новой 155-мм самоходной артиллерийской системы AS90. Первый из двух прототипов этой системы был создан в 1986 году. Через некоторое время AS90 выиграла тендер на замену устаревшей гаубицы «Эббот». В 1989 году Министерство обороны Великобритании выбрало AS90 и заключило контракт на изготовление 179 единиц техники. Поставки завершились в 1995 году, и AS90 стала основной самоходной артиллерией в британской армии. Для действий в пустынных условиях была разработана модификация AS90D, которая в 1994 году прошла тесты в США на полигоне в Аризоне.
Дополнительные испытания, включая огневые, проходили в Кувейте и Саудовской Аравии в 1996 году. Во время испытаний было выпущено 510 снарядов 155-мм калибра. В машине работают четыре человека: командир, водитель, наводчик и заряжающий. Иногда численность может достигать пяти человек. Корпус сделан из бронированной стали, защищающей от пуль 7,62-мм и 14,5-мм, а также от осколков снарядов калибра 152 мм.
Планируется улучшить защиту от современных противотанковых ракет, нападающих сверху. Крыша башни AS90D утеплена, а весь корпус покрыт краской, поглощающей свет. Теплоизоляция защищает экипаж от горячего металла. Место водителя находится впереди слева, рядом с двигательным отсеком, в то время как башня занимает заднюю часть. Вход в неё через большую дверь сзади. Основное вооружение — 155-мм гаубица от «Бритиш Аэроспейс». На испытаниях две такие машины поразили цель, выпустив в течение 10 секунд снаряды весом 261 кг.
Выстрелы гаубицы могут быть разделены на три категории: краткосрочная интенсивная стрельба, долгосрочная интенсивная стрельба и длительный огонь. Это учитывает разнообразие ситуаций на поле боя, где сложно определить продолжительность и интенсивность огня. Гаубица может стрелять под разными углами: от -5° до +70°. Автоматическая система позволяет производить 3 выстрела за 10 секунд, 6 выстрелов в минуту при интенсивной стрельбе и 2 выстрела при длительном огне. Для улучшения точности используются датчик перемещения и компенсатор наклона. Наводчик имеет специализированный прицел от компании “Avimo” с дневным и ночным режимами. Для высокоточной стрельбы используется автоматическая система AGLS, предлагающая высокую точность и скорое целеуказание. Командир также имеет свой прицел. AS90 функционирует без необходимости в сошниках для стабилизации.
Гаубица оснащена устройством для снижения отдачи и гидропневматическим механизмом, позволяющим вращать башню на 360°. Это дает возможность быстро переключаться между разными целями без необходимости перемещения. Зарядка орудия возможна при различных углах наклона, и AS90 всегда держит цель на мушке. Сейчас идут работы над системой охлаждения гаубицы и встроенным баллистическим компьютером для ускорения стрельбы и облегчения задач экипажа.
Артиллерийская установка AS90 совместима со всеми 155-мм боеприпасами, используемыми в НАТО. Стандартные снаряды имеют дальность стрельбы до 24,700 м, в то время как активно-реактивные снаряды увеличивают ее до 30,000 м. Установка длиннее ствола (52 калибра) позволяет увеличить дальность до 40,000 м и более. Планируется добавить автоматическую систему подачи снарядов. Механизмы зарядки для пустынной версии AS90 защищены от песка. AS90 отличается великолепной маневренностью и проходимостью, что уменьшает паузы между огневыми действиями. Она способна преодолевать склоны в 60% и преодолевать препятствия до 0,75 м в высоту и 2,8 м в ширину.
Самоходная артиллерийская установка может пересекать водные преграды глубиной до 1,5 м. Её движет V-образный восьмицилиндровый дизель VTA 903T 660Т от «Камминз», выдающий 485 кВт при 2800 об/мин. С этим двигателем работает автоматическая коробка передач от ZF, имеющая четыре передачи вперед и две — задним ходом. Ходовая часть содержит шесть двойных катков с резиновым покрытием, три опорных ролика, а также передние ведущие и задние направляющие колеса. Песчаная версия AS90 (известная как AS90D) представляет собой новейшую модель с длинным стволом в 52 калибра. В этом варианте усовершенствованы двигатель, трансмиссия и системы смазки и охлаждения. Для повышенной проходимости по песку установлены гусеницы от «Диль». Также машина оснащена системой тушения пожара «Хэлон», фильтровентиляционным оборудованием для работы экипажа в условиях химической угрозы и продвинутой системой кондиционирования, связанной со всеми рабочими местами. На основе AS90 созданы дополнительные модели: бронированная ремонтная машина AS90 ARRV и транспортное средство для перевозки боеприпасов AS90 AASV. ARRV способна эвакуировать тяжелые бронированные транспортные средства и перевозить двигатель и запасные части для ремонта AS90 на местности.
AS90 AASV отвечает за оперативную доставку боеприпасов, вмещая в себя три комплекта снарядов для артиллерийской установки. Компания «Маркони марин, лэнд энд навал системз» заключила соглашение с польской компанией HSW («Huta Stalowa Wola») о производстве десертной версии AS90, которая получила имя “Брэйвхарт” (или “Храброе сердце”). По условиям этого договора, башни AS90, сделанные в Англии, будут сочетаться с шасси, произведенными «Сталёвой волей» для польских военных. Первые 6 из 72 установок будут целиком изготовлены «Маркони». Та же компания также приняла заказ на апгрейд 96 AS90 в контексте программы ERO/MCS для британской армии. Основная задача программы — замена стволов артиллерийских установок на те, что имеют длину 52 калибра и способны увеличить дальность стрельбы до 40 км. Королевский артиллерийский арсенал от «Бритиш аэроспейс» будет производить эти стволы, а систему зарядки будет разрабатывать «Денел» из ЮАР. Ожидается, что обновленные AS90 начнут службу в 2003 году. Хотя на данный момент производство AS90 приостановлено, оно может быть возобновлено при поступлении нового заказа. Вооруженные такими машинами остаются только британские войска.
Тактико-технические характеристики
ТТХ | Значение |
---|---|
Боевая масса, т | 45 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
Длина с пушкой вперед | 9900 |
Длина по корпусу | 7200 |
Ширина | 3400 |
Высота | 3000 |
Клиренс | 410 |
Бронирование, мм | 17, противопульное |
Вооружение: | |
155-мм гаубица с длиной ствола 39/52 клб | |
7,62-мм пулемет | |
2х3 дымовых гранатометов | |
Боекомплект | |
48 выстрелов | |
1000 патронов | |
Дальность стрельбы, м: | |
Ствол длиной 39 клб | 24700-30000 |
Ствол длиной 52 клб | 30000-40000 |
Двигатель | |
“Камминз” VTA 903T 660Т-660, | |
8-цилиндровый V-образный дизель, мощность 485 кВт | |
Удельная мощность двигателя, кВт/т | 10,7 |
Удельное давление на грунт, Мпа | 0,089 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 |
Запас хода по шоссе, км | 370 |
Запас топлива, л | 750 |
Преодолеваемые препятствия: | |
Подъем, град. | 30 |
Высота стенки, м | 0,88 |
Ширина рва, м | 2,80 |
Глубина брода, м | 1,5 |