РСЗО БМ-24: Конструкция, применение и ТТХ

В 1955 году Советская Армия обогатилась новейшим оружием – боевой машиной БМ-24, оснащенной турбореактивными снарядами М-24Ф и МС-24. Этот уникальный образец военной техники был разработан в СКВ МОП под началом В. П. Бармина. Как основа для нового военного средства был выбран автомобиль ЗИС-151, известный своей высокой проходимостью.

БМ-24 была создана с целью быстрого и эффективного подавления вражеских укреплений, а также для уничтожения артиллерийских батарей и войск противника. Эти боевые машины стали ключевым элементом в составе бригад и полков корпусного уровня, обеспечивая стрелковым и механизированным корпусам мощную огневую поддержку.

Дизайн БМ-24 включал в себя 12 направляющих специального каркасного типа на поворотной основе. Эта конструкция позволяла максимально точно нацелиться на цель. Приводы механизмов управления были ручными, а для устойчивости использовался уравновешивающий механизм.

Двигатель БМ-24, работающий на карбюраторе, развивал мощность в 95 л.с. Это позволяло машине с полной боекомплектацией проезжать на шоссе до 600 км без дозаправки. Отдельное внимание уделялось защите: кабина и топливные баки были защищены от возможного воздействия газовой струи при запуске снарядов.

При подготовке к стрельбе на землю из боевой машины опускались два подпорных устройства, расположенные сзади. Они служили для стабилизации машины и снятия нагрузки с задних колес во время выстрелов.

Патронник боевой машины заряжался вручную. Для этого служил специализированный инструмент — захват, а также лоток. Двое из команды занимались поднятием снаряда с помощью захвата, в то время как третий обеспечивал его поддержку с задней стороны. После этого снаряд помещали на лоток и отправляли в направляющую до его фиксации.

Помимо модели БМ-24, была разработана модификация БМ-24Т, основанная на шасси гусеничного артиллерийского тягача АТ-С. Эта версия была предназначена для использования в танковых войсках Советской Армии.

Несмотря на то что БМ-24Т обходилась дороже своего колесного собрата и имела некоторые ограничения в скорости и долговечности двигателя, она заслуживала уважения благодаря своей выдающейся проходимости. Это позволяло ей с легкостью перемещаться по пересеченной местности и выполнять свою роль даже в сложных условиях бездорожья.

БМ-24Т была оснащена дизельным двигателем В-54Т мощностью 275 л.с., работающим на оборотах до 1600 в минуту. Ее два топливных бака вмещали 420 литров топлива, что позволяло машине проехать до 300 км по средней местности без дополнительной заправки.

Вместо кузова стандартного тягача на машине была установлена специальная сварная рама, предназначенная для установки артиллерийского оборудования. Отличительной особенностью БМ-24Т по сравнению с БМ-24 было использование трубчатых направляющих вместо сотовых. Преимущество этого типа направляющих заключается в том, что газовый поток от выстрела одного снаряда не воздействует на соседние снаряды. При этом, у трубчатых направляющих длина меньше, чем у сотовых при сохранении одинаковых характеристик.

12 направляющих диаметром 241 мм были закреплены на специальной поворотной платформе, которая, в свою очередь, была соединена с базовой стойкой. Эта стойка прочно прикреплена к основной раме машины. У машины была ручная система наведения с использованием винтового механизма.

Изначально, в 1955 году, для БМ-24 были разработаны ракеты типов М-24Ф, М-24ФУД и МС-23. Однако в 1962 году их заменили моделями МД-24Ф и МС-24УД.

Эти 240-мм ракеты состояли из двух частей: боевой и ракетной. В ракетной части располагался пороховой заряд из 19 шашек особого пороха. Снаряды имели 16 сопел с углом наклона в 15° относительно оси ракеты, что создавало вращательное движение при полете.

Снаряд М-24ФУД был модификацией М-24Ф и отличался меньшим количеством взрывчатки и особенностями конструкции реактивного двигателя. Внутри М-24ФУД было 7 шашек пороха типа РСИ-12К.

Когда этот снаряд выпускался под углом 45° с задержанным детонатором, он создавал в земле воронку диаметром от 5 до 6 метров и глубиной от 3 до 4 метров.

Снаряды МС-24 и МС-24УД содержали химические вещества. В частности, МС-24 был наполнен 19 кг вещества «Р-35», в то время как МС-24УД мог лететь дальше, но имел меньше химической нагрузки — всего 12 кг.

Боевая машина БМ-24 и ее вариант БМ-24Т, используя осколочно-фугасные снаряды, могли разрушать вражеские укрепления и уничтожать противника и его технику. Одним залпом химическими снарядами эта машина способна была поражать противника на территории размером в несколько гектаров.

Модификации

В разные годы на базе БМ-24 создавались различные модификации, включая:

  1. БМ-24Т: Это была модификация на гусеничном шасси АТ-С вместо колесного шасси ЗИС-151 (и позднее ЗИЛ-157). Этот вариант имел лучшую проходимость по бездорожью, что позволяло ему действовать в сложных погодных и географических условиях.
  2. Модификации направляющих: Оригинальная БМ-24 имела сотовые направляющие для снарядов, однако в БМ-24Т эти направляющие были заменены на трубчатые. Такое изменение улучшало надежность и исключало возможное воздействие газов одного стартующего снаряда на другие.
  3. Модификации снарядов: С течением времени для БМ-24 разработали различные типы снарядов. Некоторые из них были предназначены для поражения живой силы и техники, другие содержали отравляющие или зажигательные вещества, третьи предназначались для создания дымовых завес.

Также стоит отметить, что РСЗО БМ-24 активно использовались не только в Советской Армии, но и экспортировались в многие страны, где они также могли подвергаться модификациям в соответствии с национальными требованиями.

В целом, РСЗО БМ-24 оставалась одной из наиболее мощных и эффективных систем своего времени, а ее модификации позволяли адаптировать ее к различным боевым задачам и условиям эксплуатации.

Испытания

На 1 января 1950 года стало известно, что в июле 1949 года снаряд успешно прошел государственное тестирование.

Когда документ был составлен, заводы активно работали над созданием серии снарядов для испытаний в войсках.

По информации из 1977 года, эксперты из военно-промышленной группы Израиля (Israel Military Industries) создали 240 мм снаряд для 12-зарядной пусковой установки.

Корпус взрывной части создавался методом точной ковки. Когда этот корпус взрывается, он создает около 1200 осколков, которые могут поразить цели на территории 12 000 кв. м. При выстреле 12 снарядами на расстояние 10 000 метров площадь поражения увеличивается до 125 000 кв. м. Средняя погрешность при стрельбе составляет 0,8% от заданного расстояния.

Турбореактивный снаряд может быть оснащен быстродействующим или отложенным взрывателем (с задержкой 0,5 секунды). При необходимости можно установить дистанционный взрыватель.

Двигатель снаряда содержит 16 сопловых отверстий, которые обеспечивают вращение снаряда для его стабилизации при выходе продуктов сгорания. Внутри него также находятся семь блоков твердого топлива и система электрического зажигания. Давление в камере сгорания достигает 150 атмосфер, тяга – 4000 кг, время горения составляет 1.2 секунды, общий импульс тяги – 4800 кг/с.

Основные характеристики снаряда

Длина1290 мм
Вес, кг: 
     снаряда 
          полный110,5
          после выгорания топлива85,8
     боевой части30
     ВВ (ТНТ)18,3
     топлива24
Дальность стрельбы, м (при угле возвышения 45°)10 700
Скорость снаряда, м/с 
     начальная40
     в конце горения топлива400
     при встрече с преградой270

Для хранения и транспортировки снаряд помещают в контейнер из полистирола, взрыватели укладывают в деревянные контейнеры.

ТТХ РСЗО БМ-24Значение
ШассиЗИС-151
Годы производстваС 1951
Годы эксплуатацииС 1951
Количество выпущенныхБолее 700 шт.
Расчёт БМ8 человек
Габаритные размеры БМ-24
Длина в походном положении, мм6930
Ширина в походном положении, мм2320
Высота в походном положении, мм2800
Клиренс, мм260
Вес БМ-24
Масса без снарядов и расчета, кг7140
Масса в боевом положении, кг8910
Вооружение БМ-24
Калибр, мм240,9
Длина ствола, мм2000
Количество направляющих12
Максимальный угол возвышения, град50°
Прицел51-ОП-211
Перевод в боевое положение, мин1,5..2
Время залпа, с6..8
Дальность стрельбы БМ-24
Максимальная дальность стрельбы, м17 500
Двигатель БМ-24
Тип двигателяКарбюраторный
Мощность двигателя, л. с.95
Максимальная скорость по шоссе, км/чДо 60
Запас хода по шоссе, км600
Колёсная формула6 × 6
Метки: , , , , , , , , ,