Технический обзор САУ «Объект 268»

Во время Великой Отечественной войны выяснилось, что 152-миллиметровые самоходные пушки обладают высокой эффективностью, что сделало их одними из наиболее перспективных видов военной техники. Некоторые эксперты и военные даже считали их универсальным и мощным оружием. Поэтому после войны продолжились исследования и работы в этом направлении.

Конструкторское бюро Завода №172 в Перми занималось разработкой крупнокалиберных орудий для самоходных артиллерийских установок. В середине 1954 года они завершили проектирование 152-миллиметровой пушки М-64. Это орудие могло выстрелить бронебойным снарядом со скоростью примерно 740 м/с, с максимальной дальностью прямого выстрела в 900 метров по цели высотой в два метра. Максимальная дистанция стрельбы составляла 13 километров. В марте 1955 года военные заинтересовались этим проектом, и Завод №172 получил поручение подготовить всю необходимую документацию, собрать опытный экземпляр пушки и создать самоходную артиллерийскую установку с М-64.

Декабрь того же года был выбран в качестве срока для создания опытного экземпляра самоходной артиллерийской установки «Объект 268». В основу машины легла ходовая часть танка Т-10, сохраняя все основные агрегаты. «Объект 268» был оборудован дизельным двигателем В-12-5 с V-образным расположением 12 цилиндров, мощностью 700 л.с. Эта мощность передавалась через планетарную коробку передач с поворотным механизмом системы «ЗК», обеспечивая восемь передач вперед и две назад. Гусеничный ход не изменился, как и количество опорных катков и поддерживающих валиков на каждую сторону. Бронирование корпуса варьировалось от 50 мм сзади до 120 мм спереди.

Вместо стандартной башни танка Т-10 была установлена бронированная кабина со сварной конструкцией из прямых трапециевидных листов. В те времена она была достаточно толстой: лобовая часть имела толщину 187 мм, боковая часть была вдвое тоньше — 100 мм, а задний лист имел толщину всего 50 мм. Сварными швами были соединены только лоб, борта и крыша кабины. Поскольку «Объект 268» планировался как опытная машина, средняя часть задней плиты кабины закреплялась болтами. Это позволяло быстро демонтировать её для доступа к внутренностям, включая пушку, что было необходимо для возможности замены опытного орудия.

Большой калибр пушки М-64 потребовал от инженеров внедрения нескольких особенностей в её конструкцию. Чтобы уменьшить длину отката, крайне важного параметра для самоходной артиллерийской установки, пушка была оснащена двухкамерным дульным тормозом. Также использовались передовые гидравлические устройства для снижения отката. Для удобства обслуживания пушка была снабжена механизмом подачи снарядов лоткового типа.

Пушка М-64 стала одним из первых советских артиллерийских орудий, оснащенных эжектором, что позволило существенно уменьшить уровень газов в боевом отделении после выстрела. В боевом комплекте «Объекта 268» могло размещаться 35 выстрелов раздельного заряжания, и пушка была совместима со всеми типами боеприпасов калибра 152 мм.

Система крепления пушки обеспечивала возможность наводки в горизонтальной плоскости на 6° от центра и в вертикальной плоскости от -5° до +15°. Для стрельбы на прямую цель «Объект 268» использовал прицел ТШ-2А. Кроме того, с учётом возможности стрельбы с закрытых позиций, был установлен дополнительный прицел ЗИС-3. Командир имел в своём распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, которая была размещена на поворотной командирской башне прямо перед люком.

Самоходная артиллерийская установка включала в свой арсенал зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 мм, который был размещен на крыше рубки с боезапасом в 500 патронов. Была также возможность в будущем оснастить четырехчленный экипаж личным оружием для самозащиты, таким как автоматы Калашникова и гранаты. Хотя рассматривалась идея установки спаренного с пушкой пулемета, особенности использования данного вида бронетехники не позволили ее осуществить.

Эта боевая машина, весом около 50 тонн и оснащенная 152-мм орудием, была готова к началу 1956 года и вскоре направлена на испытания. Новое вооружение и изменения в боевом отделении практически не повлияли на ходовые характеристики, основанные на шасси танка Т-10. Максимальная скорость достигла 48 км/ч, а запас хода на одной заправке составил до 350 км по шоссе.

Что касается топливной системы, то самоходка была оснащена пятью баками: тремя внутренними объемом 185 литров (два из них) и 90 литров (один) и двумя внешними баками по 150 литров каждый. Общий расход топлива составил около 200-220 литров на каждые 100 км. При движении по неровному рельефу скорость, запас хода и расход топлива изменялись, ухудшая общие характеристики.

В ходе опытных стрельб, самоходная артиллерийская установка «Объект 268» полностью доказала эффективность характеристик пушки М-64. Её дальность, сборность и точность оказались значительно выше, чем у гаубицы МЛ-20, которая использовалась на ИСУ-152 во время Великой Отечественной войны. Основным фактором, повлиявшим на это, стала длина ствола пушки. Однако следует отметить, что новая пушка М-64 имела некоторые начальные проблемы, которые тогда только начинали устранять.

К концу длительных испытаний «Объекта 268», американские и британские инженеры разработали танки M60 и Chieftain соответственно. Эти боевые машины обладали отличным вооружением и надежной защитой для своего времени. Советские военные и эксперты пришли к выводу, что «Объект 268» уже не мог бы гарантировать победу над этими новыми зарубежными танками. Тем более, за границей могли появиться еще более продвинутые модели, с которыми «Объект 268» был бы бессилен. В итоге, к концу 1950-х годов, проект «268» был закрыт, а планы по массовому производству новой САУ отменены. Единственный собранный экземпляр был передан в Танковый музей в Кубинке.

Тактико-технические характеристики

ПараметрЗначение
Боевая масса, кг50000
Максимальная скорость по шоссе, км/ч48
Запас хода по шоссе, км350
Вооружение1 пушка М-64, 1 пулемет КПВ
Экипаж, чел.4
Начальная скорость полета снаряда, м/с740
Прицельная дальность, м900
Максимальная дальность полета снаряда, км13
Бронирование корпуса (Лоб верх/середина/борт/корма)120/61°, 120/50°, 60/изогнут, 50/0°
Бронирование рубки (Лоб/борт/корма)187/27°, 100/20°, 50/15°
Днище, мм16
Размеры (Длина корпуса/с пушкой/ширина/высота/клиренс)6950, 9350, 3388, 2423, 458
ДвигательВ-12-5
Мощность двигателя, л.с.700
Удельная мощность, л.с./т15
Тип подвескиторсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
Преодолеваемый подъём, град.32
Метки: , , , , , ,