В неспециализированных источниках (как, например, в литературе, кинофильмах и некоторых военных изданиях) это устройство для инициирования взрывов часто называют «бикфордовым шнуром» (огнепроводный шнур). Тем не менее, такое наименование нельзя считать точным и соответствующим современной технике. Это подобно называть автомобиль каретой или револьвер пистолетом.
Схожесть между современным «огнепроводным шнуром» и старинным «бикфордовым шнуром» заключается только в их общем назначении — передавать огневой импульс к детонатору или пороховому заряду. Они также имеют некоторые схожие черты в конструкции и внешнем виде.
Прежде чем мы рассмотрим конструкцию и различия между этими двумя типами шнуров, давайте вернемся в историю и рассмотрим их прошлое и предысторию.
История взрывчатых веществ и минного дела восходит к моменту появления пороха, практически совпадающему с этапом развития огнестрельного оружия. Однако, точные сведения об истории открытия пороха чрезвычайно редки и неоднозначны в исторических источниках. Среди различных версий существует та, что связывает открытие пороха с жителями северной Африки, где были естественные накопления селитры на поверхности земли. В процессе смешивания этой селитры с древесными углями, оставшимися после костров, и последующего пропитывания углей селитрой в растворе, возникало природное взрывчатое вещество. Оно случайно взорвалось при повторном поджигании углей на этом основании, что привлекло внимание и послужило отправной точкой для разработки пороха. Следует отметить, что эта версия представляется лишь одной из многих и нет достоверных письменных источников, подтверждающих происхождение пороха.
Известно, что в позднем средневековье порох использовался не только в огнестрельном оружии, но также для взрывания стен и башен замков. В Русском войске XVI века функционировали специальные подразделения, ответственные за производство взрывчатых средств. Эти специалисты в области подрывного дела получили название «горокопы», происходящее от слова «горн» — подземная полость, предназначенная для размещения порошкового заряда. Во время осады Казани в 1552 году русские горокопы создали несколько подкопов под стенами крепости и провели ряд взрывов. Так, 4 сентября им удалось взорвать Муралеевы ворота казанского кремля, 2 октября — стык стен крепости и кремля между Аталыковыми и Тюменскими воротами, 2 октября — стену у озера Гузеева, и 3 октября — стену между Ногайскими и Спасскими воротами крепости. Татары не смогли удержать оборону в разрушенных участках, и Казань была взята. В роли взрывчатого вещества использовался черный дымный порох, а передача огня осуществлялась по порошковой дорожке, проложенной от заряда до безопасного удаления.
С развитием военного дела и более широким использованием минных и взрывных работ стало очевидно, что традиционный метод взрывания не соответствует потребностям. В подземных условиях, где часто было влажно, не всегда можно было создать непрерывный пороховой след (например, из-за неровностей выработки), и сквозняки могли дуть части порошка. Поджигание заряда с помощью горящей свечи было ненадежным (свечу могли задуть) и опасным (искра, падающая на остатки фитиля, могла вызвать нежданный взрыв).
Первой попыткой усовершенствовать огневой метод взрывания (единственный на тот момент) было изготовление кожаной трубки, заполненной порохом. Эта трубка представляла собой предшественника бикфордова шнура.
Позже был предложен так называемый «стопин» — тонкий шнурок, пропитанный смесью селитры и пороха. Стопин также нашел широкое применение при освещении дворцов и театров. Перед началом представлений требовалось одновременно зажечь большое количество свечей, которые были размещены на высоких подвесных люстрах. В таких случаях фитили всех свечей соединяли между собой тонким стопином, а затем поджигали его, и огонь мгновенно переходил на все свечи, освещая их.
Тем не менее, все эти изобретения имели общий недостаток — влага могла попадать к порошку и селитре. Селитра быстро впитывает влагу из воздуха и, как результат, теряет свою способность к воспламенению. Это делало рукава с порохом и стопин не надежными средствами. Кроме того, стопин создавал довольно слабый огневой импульс.
Во второй половине XIX века английский инженер Бикфорд (D. Bickford) предложил объединить стопин с пороховым рукавом, заменив кожаную оплетку текстильной и пропитав ее асфальтом, чтобы предотвратить влагу. Это привело к созданию бикфордова шнура. В его конструкции стопин обеспечивал стабильное горение, пороховая мякоть — мощное пламя, двойная оплетка — гибкость и целостность, а асфальт — защиту от сырости и обеспечивал приток кислорода, когда огонь уходил далеко от начала шнура.
Бикфордов шнур использовался в подрывном деле до начала Второй Мировой войны, но его недостатки стали заметными при массовом применении войсками. Шнур гас под водой, его скорость горения была нестабильной из-за различной влажности и плотности участков, асфальт растрескивался при низких температурах и не обеспечивал герметичности. В результате возникали случаи «прострела», что приводило к преждевременным взрывам.
«Огнепроводный шнур» — история создания
Во второй половине Второй Мировой войны инженеры начали искать более совершенный способ огневого взрывания и разработали огнепроводный шнур. Этот шнур отличался от бикфордова шнура в нескольких аспектах.
Во-первых, в нем отказались от пороховой мякоти, заменив ее пиротехническим составом на основе нитроглицеринового порошка. Этот состав вырабатывал кислород в процессе горения, обеспечивая устойчивое горение даже под водой.
Во-вторых, стопин, который обеспечивал устойчивость горения, был заменен направляющей нитью, скрученной из трех хлопчатобумажных ниток с различной пропиткой, что предотвращало затухание горения и прострел.
Третьим изменением была смена типа оплетки с радиальной на диагональную. Смежные слои оплетки имели разное направление плетения, обеспечивая более высокую прочность и гибкость.
Четвертым изменением стало покрытие асфальтом не только верхнего слоя оплетки, но и промежуточных слоев. Шнур с пятью слоями оплетки получил имя «шнур двойного асфальтирования». В середине 1950-х годов внешний слой асфальта был заменен пластиком.
Огнепроводный шнур, пока не нарушена целостность направляющей нити, невозможно погасить. В СССР (и теперь в России) выпускаются три основных типа огнепроводных шнуров: ОША, ОШДА и ОШП. Они различаются скоростью горения, диаметром и оболочкой, и каждый из них рекомендован для определенных условий использования.