Спроектированный с учетом опыта войны в Корее, самолет Микоян-Гуревич МиГ-21 изначально обладал отличными всепогодными характеристиками. В 1955 году был разработан самолет Е-50, первый из серии экспериментальных летательных аппаратов. Благодаря небольшой массе удалось установить на самолет новый двигатель от Туманского, чуть крупнее, чем РД-9. Первый полет был выполнен с использованием одного двигателя Туманского РД-9Е с тягой на форсаже 37,3 кН (8378 фунтов) и одного ракетного двигателя С-155, установленного в гондоле у основания киля.
Первыми самолетами, оснащенными новыми турбореактивными двигателями Туманского Р-11, стали экспериментальные Е-2А и Е-5 (май и 16 июня 1956 года соответственно). Е-2А имел стреловидное крыло, а вариант Е-5 — новое треугольное крыло. Заказ на серийное производство под наименованием МиГ-21 последовал за этим. Первый предсерийный опытный самолет, Е-6, поднялся в воздух в 1957 году, а серийное производство стартовало в 1958 году.
Самолет получил кодовые наименования от НАТО: «Фишбед» («Fishbed») для одноместной версии и «Монгол» («Mongol») — для двухместной тренировочной модификации. Военно-воздушные силы 39 стран были оснащены самолетами МиГ-21, и общее число произведенных самолетов оценивается примерно в 11000. МиГ-21 имел многочисленные вариации.
История создания Миг-21
Первичная проверка на годность к эксплуатации МиГ-21 произошла в 1953 году. Успехи МиГ-15 и МиГ-17 подтвердили, что советские авиаконструкторы способны конкурировать с западными коллегами, а МиГ-19 стал первым советским сверхзвуковым истребителем. Однако в первые два десятилетия эры реактивной авиации технологии развивались настолько быстро, что истребители, применявшиеся в Корейской войне, к середине 1950-х годов уже оказались устаревшими. МиГ-15 мог разгромить строй В-29, но не мог догнать более современные американские бомбардировщики.
Советское руководство рассчитывало, что создание МиГ-21 изменит эту ситуацию, обеспечив превосходство в воздухе. МиГ-21 (по классификации НАТО — Fishbed) способен развивать сверхзвуковую скорость M=2. Он оснащен встроенной пушкой и может перевозить от двух до шести ракет (самолет был введен в эксплуатацию раньше, чем ракеты). Как и большинство истребителей, со временем его начали использовать в роли штурмовика, где он мог перевозить ограниченное количество бомб и неуправляемых реактивных снарядов.
Как и в случае с многими другими истребителями, советские военные предпочитали управлять МиГ-21 с земли, что позволяло избежать необходимости использования громоздкого и сложного радиолокационного оборудования.
Руководство проектированием, постройкой, испытаниями и совершенствованием будущего истребителя МиГ-21 принадлежало А.Г. Брунову, который с марта 1957 года занимал должность главного конструктора самолетов-истребителей.
Первый прототип МиГ-21 (Е-1) был разработан с использованием стреловидного крыла и изначально предполагал установку двигателя АМ-11, созданного А.А.Микулиным. Однако из-за нехватки времени, так как АМ-11 не был готов, его пришлось заменить на АМ-9Б, предназначенный для МиГ-19. Этот модифицированный прототип получил название Е-2 и впервые поднялся в воздух 14 февраля 1955 года, выполнив испытания под руководством летчика-испытателя Г.К.Мосолова.
В то же время разрабатывался ещё один самолет (Е-5) с треугольным крылом, но с тем же двигателем АМ-9Б по тем же причинам. Этот самолет, переименованный в Е-4, поднялся в воздух 9 января 1956 года, выполнив испытания под руководством летчика-испытателя В.А.Нефёдова.
Благодаря рациональной конструкции многорежимного воздухозаборника новый истребитель МиГ-21, даже с использованием тех же двигателей, что и МиГ-19, достиг впечатляющей скорости, превосходящей предшественника на 700 км/ч. Треугольное крыло также доказало свою эффективность по сравнению со стреловидным. С момента этого момента Е-5 был официально переименован в МиГ-21, и после завершения испытаний в 1957 году, получив долгожданный двигатель АМ-11 (или Р-11Ф-300, также известный как «изделие 37Ф»), стал представителем новой модификации прототипа (Е-6 или МиГ-21Ф), выполнив свой первый полет 20 мая 1958 года под руководством В.А.Нефёдова.
Дизайн Миг-21
Истребитель МиГ-21 обладает треугольным крылом с углом стреловидности передней кромки в 57°, используя аэродинамический профиль ЦАГИ С-12. Угол падения равен 0°, а двугранный угол составляет -2°. Элероны на задней кромке имеют площадь 1,18 м², а закрылки — 1,87 м². Между элеронами и передней частью крыла размещены небольшие ограждения.
Фюзеляж МиГ-21 представляет собой полумонокок с эллиптическим профилем и максимальной шириной 1,24 м (4 фута 1 дюйм). Подача воздуха в двигатель регулируется впускным конусом в воздухозаборнике. В ранних моделях МиГ-21 конус имеет три положения. При скоростях до 1,5 Маха конус полностью убирается в максимальное положение кормы. Для скоростей от 1,5 до 1,9 Маха конус перемещается в среднее положение. При скоростях выше 1,9 Маха конус перемещается в максимальное переднее положение. В более поздних моделях, таких как МиГ-21ПФ, положение конуса автоматически регулируется в соответствии с реальной скоростью, вычисляемой системой УВД-2М на основе давления воздуха перед и за компрессором двигателя.
На обеих сторонах носа расположены жабры, через которые воздух поступает в двигатель при нахождении на земле и во время взлета. В начальной версии МиГ-21 трубка Пито крепится к нижней части носа, а в МиГ-21П — к верхней части воздухозаборника. Более поздние модификации имеют смещенную точку крепления трубки Пито на 15 градусов вправо (с точки зрения пилота) и аварийную головку Пито справа перед куполом, ниже линии обзора пилота.
Кабина МиГ-21 герметизирована и кондиционирована, с навесом спереди до МиГ-21ПФМ. При катапультировании кресло SK-1 соединяется с куполом, формируя защитную капсулу. После катапультирования капсула открывается, позволяя пилоту спрыгнуть с парашютом. На МиГ-21ПФМ фонарь навешивается справа.
В нижней части самолета три пневматических тормоза: два спереди, один сзади. Передние тормоза имеют площадь 0,76 м², угол отклонения 35°, задний — 0,46 м², угол отклонения 40°. Задний тормоз блокируется при наличии внешнего топливного бака. За тормозами — отсеки для шасси. В нижней части фюзеляжа — точки крепления двух ракет JATO. Передняя часть фюзеляжа заканчивается на №28, задняя (от №28а) — съемная для обслуживания двигателя.
Оперение МиГ-21 включает вертикальный стабилизатор, центроплан и небольшой плавник на нижней части хвоста для улучшения контроля поворотов вокруг вертикальной оси. Вертикальный стабилизатор с углом стреловидности 60° и площадью 5,32 м² (на ранних версиях — 3,8 м²) оснащен рулем направления. Стабилизатор имеет угол стреловидности 57°, площадь 3,94 м² и размах 2,6 м.
Шасси МиГ-21 трехколесного велосипедного типа. Основные шасси используют шины диаметром 800 мм и шириной 200 мм, за исключением МиГ-21Ф, где используются шины размером 660 × 200 мм. Колеса основных стоек шасси складываются в фюзеляж после поворота на 87°, а амортизаторы убираются в крыло. Передняя стойка складывается в фюзеляж под радаром. Носовое колесо можно опустить вручную через люк внутри кабины. Поэтому посадка с заблокированным в верхнем положении шасси из-за неисправности не представляет серьезной проблемы, с множеством успешных посадок на носовое колесо или на воздушный тормоз.
Вооружение
Самолет был вооружен встроенной пушкой НР-30 (позже замененной на ГШ-23Л) калибра 30 (23) мм, а также носил ракеты и бомбы на балочных держателях БДЗ-58-21. Можно было устанавливать два блока УБ-16-57 с 16 реактивными снарядами АРС-57М, два АРС-212 или АРС-240, две свободнопадающие бомбы или зажигательные баки. Впоследствии были введены ракеты К-13, размещаемые на пусковых установках АПУ-28. Также создан пушечный контейнер ГП-9 с пушкой ГШ-23, подвешиваемый в центре под фюзеляжем.
Для воздушной разведки истребитель мог быть оборудован аэрофотоаппаратом АФА-39. Некоторые модификации допускали установку двух стартовых твердотопливных ускорителей СПРД-99 с тягой 2300 кгс.
Смотрите также: Фронтовой бомбардировщик Ил-28 : Штурмовик Су-25
Общие характеристики:
Количество двигателей: 1
Экипаж: 1 человек (кроме двухместных учебных модификаций)
Длина: 14,10 м
Высота: 4,71 м
Размах крыла: 7,15 м
Площадь крыла: 22,95 м²
МиГ-21бис
Три проекции МиГ-21
Технические характеристики:
Масса пустого: 5460 кг
Нормальная взлетная масса: 8726 кг
Максимальная взлетная масса: 10 100 кг
Масса топлива: 2750 кг
Двигатель: ТРДДФ Р-25-300
Тяга максимальная без форсажа: 4100 кгс
Тяга на форсаже: 6850 кгс
Тяга на чрезвычайном форсаже: 7100 кгс
Летные характеристики:
Максимальная скорость на высоте: 2230 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1300 км/ч
Крейсерская скорость: 1000 км/ч
Дальность полета:
без ПТБ: 1225 км
с ПТБ: 1470 км
Практический потолок: 19 000 м
Скороподъемность: 235 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
Вооружение:
Метки: Fishbed, Миг-21, Микоян-Гуревич, Сверзвуковой истребитель, Советский истребитель, ФишбедПушечное: 23-мм встроенная пушка ГШ-23Л (боезапас — 200 снарядов)
Точки подвески: 5 (четыре под крылом и одна под фюзеляжем)
Масса подвесных элементов: 1300 кг
Управляемые ракеты:
воздух-воздух: Р-3С, Р-3Р, Р-13М, Р-13М1, Р-60, Р-60М
воздух-поверхность: Х-66
Неуправляемые ракеты: калибром 57 и 240 мм
Свободнопадающие бомбы: различные типы весом до 1000 кг