Авианосцы в мире

Авианосцы

Только у немногих стран есть авианосцы в своем арсенале. Они составляют эксклюзивный клуб, члены которого решили, что их интересы простираются настолько далеко от своих вод, что им необходимо иметь авиационную мощь на море.

В общем, существует три вида авианосцев сегодня: более крупные авианосцы, которые перевозят как самолеты с фиксированным крылом, так и вертолеты; более маленькие авианосцы, на которых базируются только вертолеты; и амфибийные корабли с полноценными палубами для взлета и посадки, ангарами и возможностью перевозки вертолетов. Некоторые авианосцы в мире новые, набитые самолетами и способные обойти земной шар без дозаправки. Другие – полувековой давности или старше, переносят всего несколько устаревших самолетов и редко покидают базу.

Взглянем на флот мира. Неудивительно, что он доминируется ВМС США, которые могут похвастаться 19ю из 36 существующих кораблей подобного типа, плавающих в морских просторах мира.

Соединенные Штаты Америки

Авианосец США

США в настоящее время эксплуатируют 10 суперавианосцев класса «Нимиц», авианосцев, превосходящих все другие такие корабли по размеру и возможностям.

Авианосцы класса «Нимиц» имеют длину 1,092 фута и весят целых 101,600 тонн — на 60 процентов больше, чем их ближайшие аналоги, класс «Королева Елизавета». Каждый корабль развивает скорость свыше 30 узлов с помощью двух ядерных реакторов, что обеспечивает им почти неограниченную дальность. Корабли построены с использованием высокопрочной стали для защиты и имеют слои Кевлара над важными помещениями.

Обычно каждый «Нимиц» несет воздушную группировку, включающую 24 истребителя F/A-18C Hornet, 24 истребителя F/A-E/F Super Hornet, 4-5 самолетов электронной борьбы E/A-18G Growler, 4 самолета раннего предупреждения и управления E-2D Hawkeye, 2 транспортных самолета C-2 Greyhound и 6 вертолетов Seahawk.

Помимо кораблей класса «Нимиц», ВМС США также эксплуатируют девять десантных вертолетоносцев класса «Васп» и «Америка». Эти корабли имеют длину 843 фута и водоизмещение около 40,000 тонн. Они предназначены для перевозки воздушных и наземных элементов десантной группировки морской пехоты США и имеют полноразмерные палубы для взлета и посадки, подобные авианосцам.

Каждый корабль может перевозить 10 транспортных крылатых самолетов MV-22 Оспрей, 4 тяжелых транспортных вертолета CH-53E, 3 вертолета UH-1 Хьюи, 4 атакующих вертолета AH-1Z и 6 вертикально-взлетающих и садящихся истребителей AV-8B Харриер. С минимальными модификациями каждый «Васп» может перевозить 24 Харриера. Корабли класса «Америка» оптимизированы для перевозки авиационных подразделений морской пехоты и могут перевозить немного больше Оспреев. В ближайшем будущем на замену Харриерам по 1:1 придет многофункциональный истребитель F-35B Joint Strike Fighter, и корабли класса «Америка» смогут одновременно поддерживать до 20 F-35B.

В настоящее время строятся два новых авианосца, USS Gerald R. Ford и USS John F. Kennedy, а также корабль класса «Америка», USS Tripoli.

Китай

Авианосец Китая

Несмотря на свою растущую военную мощь, у Китая есть всего один авианосец — Ляонин. Он был создан как советский авианосец «Рига», но так и не был завершен и вместо этого был продан на слом китайскому инвестору, который заявил о намерении переделать его в казино. В конечном итоге корабль перешел во владение китайского правительства. Правительство затем потратило более десяти лет на изучение и модернизацию корабля по современным стандартам, прежде чем он был введен в строй в 2012 году.

Ляонин имеет длину 999 футов и в полностью загруженном состоянии водоизмещает почти 60 000 тонн. Он не имеет катапульт для запуска самолетов, вместо этого используется лыжня для помощи взлету фиксированных крылатых самолетов. К сожалению для Китая, это сокращает дальность полета и вооруженную нагрузку 24 истребителей Шеньян J-15 «Летающая акула». Воздушная группа Ляонина также включает 6 транспортных вертолетов Z-18, 4 противолодочных вертолета Ka-31 и 2 санитарных вертолета Z-9.

Китай строит второй авианосец, а также запланированы по меньшей мере два дополнительных авианосца.

Россия

Авианосец России

У России на данный момент есть один авианосец на боевом дежурстве, это «Адмирал Кузнецов». Авианосец был построен на территории, которая сейчас принадлежит Украине, и после долгого периода строительства, осложненного распадом Советского Союза, был введен в российскую эксплуатацию в 1991 году. Технически говоря, Кузнецов является сестринским кораблем китайского авианосца Ляонин.

Кузнецов имеет длину чуть более 1000 футов и в полностью загруженном состоянии водоизмещает 65 000 тонн. Ее авиационная группа состоит из 18 истребителей Su-33 Flanker-D, 4 штурмовых самолетов Su-25 Frogfoot, двух вертолетов дальнего обнаружения и контроля Ka-31RLD, а также 15 противолодочных вертолетов Ka-27PL. В отличие от других авианосцев, Кузнецов также вооружен 12 суперзвуковыми противокорабельными ракетами SS-N-19 «Шквал» и несет морскую версию зенитной ракетной системы «Тор» для самообороны.

Адмирал Кузнецов не особенно надежен в механическом плане, так как в 2012 году он вышел из строя во время нахождения в море. Как большинство крупных кораблей Российского флота, авианосец сопровождается океанским буксиром во время зарубежных крейсерских походов. Просто на всякий случай.

Великобритания

Великобритания

У Великобритании в настоящее время строятся два авианосца. Первый из них — «Королева Елизавета», уже введен в эксплуатацию в 2020 году, а второй — «Принц Уэльс», планируется введение в эксплуатацию в 2022 году. Они являются самыми большими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.

В настоящее время «Королева Елизавета» и «Принц Уэльс» имеют длину 920 футов и водоизмещение 65 000 тонн каждый. Они работают на газотурбинных и дизельных двигателях. Благодаря высокому уровню автоматизации, на каждом корабле требуется минимальное количество матросов — всего 679, а с включением авиационной группы — до 1600.

«Королева Елизавета» и «Принц Уэльс» оснащены рампой для взлета самолетов, что позволяет им обойтись без катапульт. Каждый авианосец способен перевозить примерно 12 истребителей F-35 Joint Strike Fighter и 4 вертолета в мирное время, а в случае войны — до 36 истребителей F-35. Также корабли могут использовать смесь вертолетов Apache, Merlin, Chinook и Wildcat для высадки и поддержки десантных войск Королевских морской пехоты.

Франция

Франция в настоящее время эксплуатирует один авианосец — «Шарль де Голль». Введенный в строй в 2001 году, он имеет длину 856 футов и водоизмещение 43 100 тонн при полной загрузке. «Шарль де Голль» является единственным ядерным авианосцем в мире, не принадлежащим ВМС США. Он имеет практически неограниченную дальность полета.

Обычно на авианосце базируется авиационная группа, включающая 10-14 истребителей многоролевого назначения «Рафаль М», 10-12 штурмовиков «Сюпер Этендар», 2 или 3 самолета раннего предупреждения и управления «Е-2С Хокай», а также 4-5 вертолетов поиска и спасания и транспортных вертолетов. Этот авианосец является одним из немногих неамериканских авианосцев, на которых установлены паровые катапульты для взлета самолетов и сетки арресторов для посадки.

Индия

Авианосец Индии

Первый из двух авианосцев Индии, «Вираат», является бывшим британским легким авианосцем, который до недавнего времени был флагманом Индийского флота. Построенный во время Второй мировой войны, он является самым старым служащим авианосцем в мире. «Вираат» имеет водоизмещение 28 700 тонн и длину 741 фут, и может перевозить 9 истребителей Sea Harrier Индийского флота, а также 15 вертолетов Sea King, Helix и Chetak.

Новым флагманом Индийского флота является авианосец «Викрамадитья» (на картинке). Ранее советский корабль, использовавшийся для противолодочной войны, «Викрамадитья» был оснащен угловой палубой для взлета и посадки самолетов, получил 14-градусный ски-джамп и был полностью модернизирован. Завершенный, он имеет длину 930 футов и водоизмещение 45 000 тонн.

«Викрамадитья» имеет мощную авиационную группу, состоящую из 36 многоцелевых истребителей МиГ-29К — модернизированных версий МиГ-29, оптимизированных для действий с авианосцев. Также на борту находится 12 вертолетов Helix, которые используются для бортового раннего предупреждения и контроля, а также поисково-спасательных операций.

В настоящее время строится замена для «Вираата», также называемая «Вираат», которая будет первым авианосцем, разработанным и построенным в Индии.

Япония

Когда-то Япония была ведущей державой в области авианосцев, и сейчас у нее имеется три судна, которые она называет «вертолетными разрушителями» — авианосцами по сути дела.

В стране имеется два вертолетных разрушителя класса «Хюга». Длиной 646 футов и водоизмещением 18 000 тонн в полной загрузке, «Хюга» и ее сестринский корабль «Исэ» могут выполнять задачи, включая антисубмаринную войну и амфибийную десантировку. Каждый из них может принять на борт до десяти вертолетов, включая антисубмаринные вертолеты SH-60, миноискатель MCH-101, атакующие вертолеты AH-64 Apache, самолеты-вертолеты MV-22 Osprey и транспортные вертолеты CH-47.

Более недавно Япония спустила на воду вертолетный разрушитель «Идзумо» (на картинке), который вступит в строй примерно в 2018 году. «Идзумо» является примерно на 30 процентов больше по размерам, чем старые суда, его длина составляет 814 футов, а водоизмещение — 27 000 тонн. В настоящее время проходят работы по оснащению второго корабля этого класса — «Кага».

Австралия

В Австралии долгое время сохранялась традиция эксплуатации авианосцев, начиная с гидросамолетных авианосцев 1920-х годов и заканчивая последним полноценным австралийским авианосцем HMAS Melbourne, который вышел из эксплуатации в 1982 году. После тридцатилетнего перерыва, корабли класса «Канберра» ознаменовали возвращение авиации на австралийские авианосцы.

Технически являясь амфибийными кораблями, HMAS Canberra и ее сестринский корабль HMAS Adelaide (на картинке) имеют длину 757 футов и водоизмещение 27 830 тонн в полной загрузке. Их корпуса, построенные в Испании, основаны на амфибийных кораблях класса Juan Carlos I испанского ВМФ.

Корабли класса Канберра предназначены для перевозки амфибийных войск, и в этом направлении они имеют полнопалубный взлетно-посадочный палубу, ангар и лифты для перемещения самолетов между ними. Каждый из них может вместить до 12 самолетов, включая вертолеты австралийского ВМС Sea King и Sea Hawk, атакующие вертолеты Tiger австралийской армии, транспортные вертолеты MRH-90 и тяжелые транспортные вертолеты CH-47 Chinook.

Класс Juan Carlos был спроектирован для размещения истребителей с вертикальным взлетом и посадкой. Однако правительство Австралии приняло решение не акцентировать внимание на возможности размещения F-35 на палубах этих двух авианосцев.

Италия

Кавур (изображен на картинке) является одним из пары итальянских авианосцев; вторым является Джузеппе Гарабальди. Кавур имеет длину 774 фута и водоизмещение 27 100 тонн, в то время как меньший Гарабальди имеет длину 590 футов и водоизмещение всего 13 850 тонн. Оба являются судами с обычной силовой установкой и используют газотурбинные двигатели General Electric LM2500 для привода.

Кавур и Гарабальди оснащены истребителями Харриер и вертолетами. Оба авианосца могут отправить в бой 12 вертолетов или 10 истребителей Харриер, но только Кавур имеет 12-градусный наклонный трамплин для помощи Харриерам при взлете. Кавур будет модифицирован для размещения запланированного состава итальянского ВМФ, включающего 15 истребителей F-35B Joint Strike Fighter.

Южная Корея

Авианосец Южной Кореи

ROKS Докдо — это амфибийный корабль, способный осуществлять воздушные и морские наступления. Докдо имеет длину 653 фута и водоизмещение 18 800 тонн, и является самым крупным военным судном, когда-либо построенным для Военно-морского флота Республики Корея.

Полнопалубная палуба ROKS Докдо может одновременно принять до пяти вертолетов. Она имеет внутренний ангар под палубой и два больших лифта для перемещения вертолетов туда и обратно. Корабль может одновременно отправить в бой до десяти вертолетов UH-60 Blackhawk для перевозки войск.

В дополнение к функции вертолетного авианосца, Докдо также может выступать в роли командного корабля. В настоящее время планируется строительство еще двух судов этого класса.

Бразилия

Бразилия купила свой единственный авианосец Сан-Паулу у Франции в 2000 году. Изначально построенный в 1963 году, Сан-Паулу является одним из самых старых авианосцев в эксплуатации и единственным, действующим в Южной Америке.

Корабль имеет длину 869 футов и водоизмещение 33 000 тонн при полной загрузке самолетами, вооружением и топливом. В дополнение к паровым катапультам для запуска самолетов, у него также есть выдвижные спортивные трамплины, которые дают дополнительный толчок запускающимся самолетам. Его авиационная группа состоит из 12 истребителей A-4 Skyhawk, старых штурмовиков, которые считаются устаревшими, но недавно модернизированными бразильским производителем авиационной техники Embraer. Кроме того, на борту будут размещены четыре транспортных самолета C-1A Trader и примерно 20 вертолетов различных типов.

Сан-Паулу страдает от проблем с механикой с момента перехода от французского флота. Несмотря на модернизацию системы пропульсии, корабль неоднократно подвергался пожарам на борту и, как сообщается, не может справиться с плаванием продолжительностью более трех месяцев.

Испания

Названный в честь испанского короля, отрекшегося от престола в 2014 году, Хуан Карлос I — это амфибийный корабль с выделенной авиационной ролью. С его длиной 754 фута и водоизмещением 27 082 тонны при полной загрузке, корабль может доставить почти тысячу испанских морской пехоты с помощью воздушного и морского транспорта.

У Хуан Карлоса I также есть полноценная палуба для взлета и посадки самолетов, а также пара лифтов и ангар. Корабль оснащен 12-градусным ски-джампом для запуска истребителей-самолетов Sea Harrier. Он может перевозить до 30 вертолетов или 10-12 истребителей Sea Harrier, или комбинацию из них.

На веб-сайте испанского флота говорится, что Хуан Карлос I может перевозить F-35B, вертикально взлетающую и садящуюся версию истребителя Joint Strike Fighter, хотя пока нет официальных планов со стороны испанского правительства на его приобретение.

Тайланд

Авианосец Таиланда Чакри Нарубет был назван в честь тайской королевской династии. Он является не только единственным авианосцем в Юго-Восточной Азии, но и единственным с построенной королевской резиденцией для короля.

Чакри Нарубет был построен на испанской верфи и основан на испанском корабле «Принсипе де Астуриас» (в настоящее время выведен из эксплуатации). С его длиной 597 футов и полным водоизмещением 11 400 тонн, он является одним из самых маленьких авианосцев. Изначально на Чакри Нарубет был размещен авиаотряд из 9 истребителей Харриер, но из-за нехватки запчастей весь авиапарк был выведен из эксплуатации. В настоящее время на борту корабля работают только 4 вертолета SH-60 Сила Ястреба.

Как авианосец с плоской палубой, Чакри Нарубет находится в минимальной операционной готовности. Сокращение бюджета привело к тому, что корабль выходит из базы в Саттахипе только один день в месяц. Без истребителей Харриер корабль больше подходит для перевозки короля и его свиты во время королевских круизов, чем для участия в военных учениях. Из-за этого его называют «Самой Большой Королевской Яхтой в Мире».

Метки: , , , , ,