БПЛА А175 «Акула»: История, конструкция, ТТХ

Комплекс беспилотных летательных аппаратов А175 «Акула», созданный компанией «АэроРоботикс», является результатом разработок, начавшихся ещё в 2007 году. После двух лет разработки, в 2009 году, аппарат был запущен в летные испытания. Сборка этого БПЛА ведётся в Троицке на местном производстве.

«Акула» обладает универсальностью в применении. Она способна выполнять задачи дистанционного мониторинга и анализа поверхности Земли, работая без перерыва, днём и ночью, в различных погодных условиях. Это включает в себя зондирование сложных рельефов, анализ водных пространств, длительных и обширных территорий. Кроме того, она применяется для поиска и разведки объектов, идентификации разнообразных активностей, а также определения их координат. Это делает её полезным инструментом для оперативных служб, различных государственных и коммерческих органов.

Дополнительно, «Акула» может служить связующим звеном между мобильными поисковыми командами и центральным командным пунктом. При необходимости, на беспилотник можно установить оборудование для радиоэлектронной борьбы, сбора данных об атмосферных условиях, диагностики лесных массивов в поисках очагов пожаров или обнаружения утечек газа в крупных газопроводах.

Основой для создания БПЛА А175 «Акула» стал планер, который первоначально был разработан компанией ООО Истринский экспериментально-механический завод (ИЭМЗ) для использования в рамках беспилотного комплекса «Истра-012», предназначенного для разведки и наблюдения. Этот планер был передан фирме «АэроРоботикс» и подвергся ряду модификаций. Несмотря на то что базовая структура планера была взята из «Истра-012», весь набор бортового оборудования, а также целевая нагрузка и наземные управляющие системы были разработаны и внедрены специалистами «АэроРоботикс».

Материалы, используемые для изготовления А175 «Акула», в основном, композитные, что обеспечивает прочность и легкость устройства. Особенностью дизайна является парашютная система торможения и уникальное расположение двигателя на штанге, выступающей над передней частью фюзеляжа. Это не просто стилистический элемент: благодаря этому конструкторскому решению, БПЛА массой до 75 кг способен перевозить груз массой до 15 кг.

Что касается силовой установки «Акулы А175», то она оснащена поршневым двигателем внутреннего сгорания с мощностью 20 л.с. Этот двигатель позволяет беспилотнику развивать скорость до 150 км/ч. Величина максимальной дистанции полёта данного аппарата достигает 700 км, когда он находится в автоматическом режиме управления.

Данный комплекс включает в себя два беспилотных летательных устройства типа самолет, мобильную наземную станцию управления и катапультный механизм с прицепом для его транспортировки. Основное преимущество этого комплекса заключается в его мобильности и способности быстро адаптироваться к различным условиям. Его конструкция позволяет автоматизировать процесс работы, сокращая при этом необходимость активного участия человеческого фактора. Благодаря инновационным инженерным решениям, комплекс может функционировать без необходимости базирования на аэродроме, что делает его чрезвычайно гибким в быстро меняющихся условиях эксплуатации.

Самолет, входящий в состав комплекса, способен выполнять автономный полет по заранее заданному маршруту и параметрам, а также может управляться в ручном режиме пилотом-оператором, который задает направление и зону патрулирования.

В качестве дополнительной опции предусмотрена возможность установки на борту летательного аппарата средне-точной инерциальной навигационной системы. Это позволяет дрону осуществлять автономные полеты без необходимости коррекции от GPS/ГЛОНАСС вплоть до одного часа.

Что касается оборудования для мониторинга и наблюдения, то оно встроено в модульную конструкцию летательного аппарата, что позволяет легко менять и адаптировать его в соответствии с конкретными задачами и потребностями миссии.

В состав оборудования дрона входит:

  • Современная камера с возможностью поворота и автоматической стабилизацией. Она способна транслировать видео высокой четкости и обладает оптическим и цифровым зумами. Камера размещена под корпусом устройства на специальной стабилизированной платформе. Записывающее устройство может быть размещено как в наземной пункте управления, так и прямо на дроне.
  • Фиксированная камера, направлена вниз, перпендикулярно горизонтальным строительным осям самолета. Она используется для определения географических координат объектов на местности.
  • Высококачественный цифровой фотоаппарат для создания детализированных фотоснимков местности, что полезно для обновления картографических данных.
  • Лазерный дальномер, интегрированный в поворотную камеру, позволяющий измерять расстояние до объектов на земле.
  • Тепловизионный датчик, основанный на болометрических приемниках. С его помощью можно выявлять объекты по их тепловому излучению — например, людей, животных или технику.
  • Опциональное оборудование для радиоэлектронной борьбы.
  • Газоанализатор, также являющийся дополнительной опцией, предназначен для выявления утечек газа на объектах газоснабжения, включая трубопроводы и газохранилища.

Дрон А175 «Акула» в основном собран из деталей и комплектующих, произведенных компанией «АэроРоботикс». Это касается всего: от компонентов наземной станции до внутренней электроники самого БПЛА. Единственное исключение – инерциальная навигационная система (ИНС) и автопилот, которые предоставляет ООО «ТеКнол». Отметим, что автопилот прошел модернизацию в «АэроРоботикс».

Что делает «Акулу» уникальной по сравнению с другими дронами этого класса, так это ее мобильность. Для его эксплуатации не требуется специализированный аэродром. Он способен взлетать и садиться даже на неподготовленной территории. Необычной особенностью является отсутствие у него шасси, что редко встречается среди БПЛА такого размера. Дрон оснащен системой контроля и автоматического спасения (СКАС), что позволяет вовремя выявлять технические проблемы и, при необходимости, активировать аварийный парашют для безопасного спуска. Это особенно важно при эксплуатации в плотно населенных зонах, обеспечивая безопасность полетов.

Тактико-технические характеристики

Характеристики силовой установки:Значение
Тип силовой установкиПоршневой, 20 л.с.
Максимальная тяга30 кгс
Расход топлива в крейсерском режиме~ 2-3 л/ч
Электростартересть
Генераторесть
Мощность генератора (ном. / макс.)500 / 1200 Вт
Режимы взлета:
Взлет с пусковой установки (катапульты)в автоматическом режиме
Взлет с разгонной тележкив ручном режиме
Тип пусковой установкипневмо-катапульта
Режимы посадки:
Посадка по самолетномув автоматическом режиме
Посадка с парашютом (+ пневмоамортизатор)в автоматическом режиме
Характеристики БПС:
Тип парашютаКруглый
Площадь купола32 м2
Максимальная вертикальная скорость снижения6 м/с
Расположение контейнера БПСв хвосте ЛА
ХарактеристикаЗначение
Схема ЛАнормальная
Расположение крылаверхоплан
Хвостовое оперениедвухколенное
Максимальная эксплуатационная перегрузка+8/-7
Размах4 м
Длина4 м
Высота0,7 м
Максимальная взлетная масса75 кг
Масса пустого снаряженного45 кг
Масса полезной нагрузки5-15 кг
Крейсерская скорость120-150 км/ч
Максимальная скорость250 км/ч
Скорость подлета200 км/ч
Максимальная вертикальная скорость15 м/с
Скорость взлета80 км/ч
Скорость посадки70 км/ч
Эксплуатационная высота100-1000 м
Практический потолок4000 м
Минимальная высота в автоматическом режиме100 м
Контролируемый радиус действия по командной радиолинии100 км
Максимальная дальность с заранее запрограммированной посадкой700 км
Максимальное время полета (с полезной нагрузкой 5 кг)7 часов
Максимальное время полета (с полезной нагрузкой 15 кг)4 часа
Температура применения БЛА-30…+55 ˚С
Расширенный температурный режим (опция)-40…+60 ˚С
Температура хранения и транспортировки-40…+80 ˚С
Метки: , , , , , , ,