История
Создание подводных лодок типа «Seawolf» была начата в последние годы двадцатого века. Изначальные планы предусматривали создание целой серии из 29 таких кораблей. Однако, с учетом мировых геополитических изменений, особенно завершением «холодной войны» и снижением напряженности между США и СССР, было решено остановиться всего на трех лодках этого типа.
- SSN-21 «Seawolf», которая дала название всему классу подводных лодок и служит в качестве основы для последующих моделей.
- SSN-22 «Connecticut», вторая лодка этого класса, которая, как и ее предшественница, оснащена рядом передовых технологий и служит важной ролью в американском флоте.
- SSN-23 «Jimmy Carter», третья и наиболее усовершенствованная лодка в этой серии, особенности которой мы также рассмотрим детально в нашей статье.
Интересно отметить, что «Jimmy Carter» пройдет дополнительное оснащение для выполнения определенных, еще неизвестных общественности, специфических миссий. Эти миссии, предположительно, будут похожи на те, которые сейчас выполняет модернизированная АПЛ типа «Sturgeon», включая поисковые задания, технические работы под водой и другие исследования в интересах ВМС США.
На модернизацию «Jimmy Carter», которая включает установку современного оборудования и систем, планируется потратить дополнительный миллиард долларов, что достаточно внушительно, учитывая первоначальную стоимость лодки в 2,5 миллиарда долларов. Разработка этого специализированного оборудования для «Jimmy Carter» ведется в США начиная с 1995 года.
Атомные подводные лодки (АПЛ) IV поколения под названием «Seawolf», разработанные на стыке XX и XXI веков, стали вершиной инженерной мысли в области многоцелевых АПЛ для Военно-морских сил США. Эти современные подводные корабли были специально разработаны с учетом борьбы с новыми низкошумящими подводными лодками и другими кораблями ВМФ России, особенно в регионах, близких к российским военно-морским базам, а также в Арктике.
В сравнении с предыдущими поколениями американских многоцелевых АПЛ, в частности с типом «Los Angeles», АПЛ «Seawolf» выделяются следующими ключевыми характеристиками:
- Они гораздо более скрытные и обладают усовершенствованными способностями по уменьшению различных физических полей, прежде всего звуковых.
- Имеют улучшенные характеристики скорости, позволяя развивать большую максимальную, поисковую и низкошумную скорость под водой.
- Оснащены высокотехнологичными системами обнаружения, что позволяет эффективно находить даже низкошумящие подводные объекты в сложных гидрологических условиях.
- Вооружены большим количеством торпед и крылатых ракет большого калибра, а также имеют увеличенный боезапас.
- Одной из уникальных особенностей является наличие специализированных подводных аппаратов, предназначенных для преодоления минных преград, проведения разведки и скрытной доставки войск с использованием подводных транспортных средств.
Конструкция
Атомные подводные лодки (АПЛ) типа «Seawolf» обладают рядом уникальных характеристик, которые делают их особенно выдающимися среди других кораблей. Одной из ключевых особенностей стала их гидродинамическая форма корпуса. Это означает, что корабль имеет оптимизированную форму для эффективного движения под водой, что, в свою очередь, обеспечивает меньшее гидродинамическое сопротивление. Этот корпус имеет соотношение длины к ширине примерно равное 8, в то время как у АПЛ типа «Los Angeles» это соотношение составляет 10.
Еще одним заметным отличием является увеличенный диаметр корпуса АПЛ «Seawolf», который сравним с диаметром атомных ракетоносных подводных лодок (ПЛАРБ) типа «Ohio». Такая конструкция предоставляет дополнительное пространство для более эффективной компоновки вооружения, различных механизмов и оборудования. Это также дало возможность интегрировать более мощные и технологичные системы акустической и ударной защиты, а также разместить атомные энергетические установки большей мощности, которые производят меньше вибрации.
Структурно корпус АПЛ «Seawolf» разделен двумя поперечными переборками на три отдельных зоны или секции. Это обеспечивает дополнительную безопасность и удобство при размещении различных систем на борту корабля.
В передней части подводной лодки, которая дополнительно защищена водонепроницаемыми палубами, находится основное ракетно-торпедное вооружение. Здесь же располагаются центры управления, откуда осуществляется контроль над движением лодки, ее вооружением и соответствующими техническими системами. Кроме того, в этой зоне находятся жилые помещения для экипажа, а также различные санитарные и бытовые удобства.
Для обеспечения безопасности, реакторное помещение, где находится атомный реактор, выделено в отдельную зону и отделено специальными переборками.
В задней части лодки размещены основные пропульсивные установки, системы электрообеспечения, различные вспомогательные механизмы и прочее оборудование, необходимое для функционирования лодки. Особое внимание уделяется торпедным аппаратам (ТА). Их количество было увеличено вдвое, а их калибр стал больше, что позволяет использовать на этой лодке новейшие и более мощные ракетные и торпедные системы. Дополнительно лодка оборудована автономными и телеуправляемыми подводными аппаратами специального назначения, которые могут выполнять различные задачи, включая спецоперации.
Подводные лодки типа «Seawolf» оснащены современным вооружением, в частности, крылатыми ракетами «Tomahawk» новейших версий. Эти ракеты предназначены для поражения различных наземных объектов, а также морских целей, включая вражеские корабли и суда. Дополнительное количество торпедных аппаратов (ТА) на этих подводных лодках не только увеличивает их огневую мощь, но и позволяет проводить массированный залп ракетами и одновременно защищать себя с помощью торпед.
В сравнении с моделями типа «Improved Los Angeles», «Seawolf» демонстрируют почти в три раза большую эффективность. Однако, за счет этого, они также обладают большим водоизмещением, что делает их более дорогими как в производстве, так и в эксплуатации.
Тактико-технические характеристики
Характеристика | Значение |
---|---|
Водоизмещение, т: | |
— надводное | 8060 |
— подводное | 9140 |
Длина наибольшая, м | 107,6 |
Ширина корпуса наибольшая, м | 12,9 |
Осадка средняя, м | 10,9 |
Архитектурно-конструктивный тип | однокорпусная |
Глубина погружения: | |
— испытательная, м ок. | 600 |
Экипаж, чел. | 134 |
Энергетическая установка: | |
— тип | паротурбинная АЭУ |
ППУ: | |
— число и тип ЯР | 1 ВВР S6W |
ПТУ: | |
— тип | ГТЗА с двумя турбинами |
— число х мощность ГТЗА, л.с | 1×60000 |
— число АТГ | 2 |
— число гребных валов | 1 |
— тип движителя | “pump Jet” |
— тип РСД | 1 ГЭД ф. “Westinghouse” |
Скорость полного хода, уз | более 35 |
Вооружение: | |
Ракетно-торпедное: | |
— число х калибр ТА, мм | 8×660 |
— боезапас ракет и торпед | 50 |
— тип ракет, КР | “Tomahawk” (TU\M-N, TLAM-C Block III), ПКР “Tomahawk” (TASM) |
— тип торпед | Мк 48 ADCAP |
— число мин, принимаемых взамен торпед и КР | 100 |
Радиоэлектронное: | |
— тип АСБУ | AN/BSY-2 с ГАК AN/BQQ-5D |
Специальное (состав): | |
— необитаемые ПА UUVs: | |
— съемный палубный контейнер для десантно-высадочных средств DDS; | |
— подводные средства движения десантников-лекговодолазов ASDS; | |
— шлюзовая камера на 9 легководолазов. |