В конце 1960-х годов руководители Советского Союза приняли решение о необходимости создания не только автономных всепогодных зенитных ракетных комплексов с радиолокационными системами, но и сравнительно бюджетного всепогодного зенитного ракетного комплекса с оптоэлектронной системой управления ракетами. Это было предназначено для оснащения батарей мотострелковых и танковых полков Красной Армии. Разработка нового комплекса, который стал результатом кардинальной модернизации самоходного ЗРК «Стрела-1», началась в 1969 году, а уже в 1973 году он был отправлен на тестирование.
Зенитный ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ» включал в себя боевые средства (боевые машины 9К35 и 9К34, зенитная управляемая ракета 9КЛ37) и технические средства (контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915, система внешнего электропитания 9Э111). В 1976 году после испытаний и модификаций комплекс был официально принят на вооружение. Боевая машина 9А35 является гусеничным бронированным трактором МТ-ЛБ, в корпусе которого размещены радиоэлектронное оборудование и рабочие места механика-водителя и командира. В задней части машины установлена башня с пусковой установкой, на которой расположена рама с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ЗУР 9М37 (еще четыре запасных контейнера хранятся в грузовом отделении машины). Перезарядка установки четырьмя ракетами выполняется вручную за время до 3 минут. Внутри башни находятся место оператора и оптический визир 9Ш-127.
Передняя часть башни «Стрела-10СВ» изготовлена из бронированного стекла, обеспечивая оператору обзор в 60°. Пусковая установка с помощью электродвигателя может вращаться на 360° по азимуту и наклоняться от -5° до +80° по углу места. Установка оборудована аппаратурой оценки зоны (АОЗ) 9С86, включающей когерентно-импульсный радиолокационный дальномер (его антенна расположена между парами контейнеров с ракетами) и аналоговое вычислительное устройство. АОЗ может действовать на расстоянии до 10 км и предназначена для автоматического определения расстояния и скорости цели, расчёта углов наведения при запуске ракеты, управления пусковой установкой и определения момента запуска ракеты. Боевая машина также оснащена системой идентификации «свой или чужой», навигационной системой, радиостанцией Р-123М и внутренним коммуникационным устройством. В сложенном состоянии пусковая установка убирается на крышу самоходки. Время перехода комплекса из походного в боевое положение составляет 20 секунд. Электроэнергия для работы машины поступает от генератора, работающего от движения или от внешнего источника питания. Кроме того, в отличие от боевой машины 9К34, на боевую машину 9К35 (командирскую машину) установлен пассивный радиопеленгатор 9С16, предназначенный для обнаружения и пеленгации целей с включенной радиолокационной аппаратурой.
Боевые машины 9К35М2 и 9К34М2 комплекса «Стрела-10М2» оборудованы дополнительной радиостанцией и устройством для приема целеуказаний, которое позволяет автоматически получать координаты цели от пунктов управления ПУ-12М (9С482М) или «Ранжир» 9С737 и автоматически поворачивать пусковую установку в направлении цели. Комплекс реализует принцип «выстрелил и забыл». Твердотопливная ракета 9М37 оснащена неконтактным взрывателем на основе лазерных излучателей, боевой частью с штыревыми элементами и пассивной системой самонаведения, работающей в двух режимах: фотоконтрастном (для сопровождения контрастных целей на фоне неба) и инфракрасном (по тепловому излучению цели). У ракеты 9М37М установлена улучшенная система самонаведения, способная выбирать цель по ее траектории на фоне тепловых ловушек. В комплексе «Стрела-10МЗ» (9К35МЗ) применяется новая ракета 9МЗЗЗ с улучшенными характеристиками.
«Стрела-10» имеет ряд преимуществ, таких как низкая стоимость, устойчивость к радиопомехам и невосприимчивость к противорадиолокационным ракетам. Однако, у нее есть и недостатки, включая невозможность стрельбы в неблагоприятных погодных условиях по целям, летящим в направлении от солнца, а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам. «Стрела-10» успешно применялась в конфликтах в Анголе, на Ближнем Востоке и в Югославии. Результаты боевых стрельб на полигонах, проводимых расчетами, обычно были очень высокими.
Тактико-технические характеристики 9К35 «Стрела-10СВ»
Параметр | Значение |
---|---|
Зона поражения по дальности, км | 0,8 — 5 |
Зона поражения по высоте, км | 0,025 — 3,5 |
Зона поражения по параметру, км | до 3 |
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР | 0,1 — 0,5 |
Максимальная скорость поражаемых целей(навстречу), м/с | 415 |
Максимальная скорость поражаемых целей(с курсом), м/с | 310 |
Время реакции, с | 6,5 |
Скорость полета ЗУР, м/с | 517 |
Масса ЗУР, кг | 40 |
Масса боевой части, кг | 3 |
Число ЗУР на боевой машине | 8 |
База | 9А35 МТЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) |
Скорость движения, км/ч | до 60 |
Скорость на плаву, км/ч | до 5 |
Запас хода без дозаправки, км | 450 |
Бронирование | противопульное |