ЗРК 9К330 «Тор»: Технический обзор и ключевые особенности

История

Разработка автономного самоходного зенитного ракетного комплекса «Тор» (9K330) была начата в 1975 году по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР и продолжалась до 1983 года. Параллельно с созданием этого комплекса для сухопутных войск, велась работа над частично унифицированным корабельным комплексом «Кинжал». Комплексы были предназначены не только для борьбы с воздушными силами противника, но и для уничтожения авиационных средств поражения, включая ракеты «воздух-земля», планирующие авиабомбы, крылатые ракеты и дистанционно-управляемые летательные аппараты. Эффективное выполнение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы и использования более современных радиолокационных систем. Новые представления о характере боевых действий исключили требование возможности переправы через водные преграды, но подчеркнули необходимость обеспечения для боевых машин зенитных комплексов такой же скорости и проходимости, как у танков и БМП.Из-за необходимости увеличения количества ракет в комплекте, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) перешел с колесного шасси на более тяжелое гусеничное. Это было во многом обусловлено опытом, полученным при разработке зенитно-ракетных систем С-300, где применялась схема вертикального запуска ракет. В ЗРК «Тор» этот подход был применен аналогично: восемь ракет были вертикально размещены вдоль оси башни боевой машины, обеспечивая их защиту от неблагоприятных погодных условий и поражения осколками снарядов и бомб. Разработкой ЗРК «Тор» занимался Институт электромеханики (бывший НИИ-20), при этом главным конструктором комплекса был В.П. Ефремов, а боевой машины 9А330 — И.М. Дризе. Ракеты 9М330 для комплекса «Тор» разработало конструкторское бюро «Факел» под руководством П.Д. Грушина.

Конструкция

Ракеты находятся прямо в пусковом устройстве боевого транспортера, отсутствуют перевозочные контейнеры, а для вертикального запуска используются пороховые катапульты. Устройства запуска и антенны боевого транспортера объединены в одно вращающееся антенно-пусковое устройство. Это все установлено на самоходной гусеничной платформе с высокой проходимостью, разработанной Минским тракторным заводом GM-355, и совместимой с шасси зенитного комплекса «Тунгуска». Машина с восемью ракетами и четырьмя операторами весит 32 тонны.

Ракета 9М330, работающая на твердом топливе, выполнена по схеме «утка» и оснащена устройством для газодинамического наклона. У ракеты есть складные крылья, которые после запуска разворачиваются и фиксируются. В транспортном состоянии, крылья сгибаются внутрь. Ракета оборудована активным радиовзрывателем, автопилотом с приводами, радиоблоком, осколочно-фугасной боевой частью с предохранительным устройством, системами электропитания, газопитания и газодинамическими рулями для стартового участка. На поверхности корпуса установлены антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также пороховое катапультирующее устройство. Зарядка ракет в боевую машину осуществляется с помощью специального транспортно-заряжающего транспорта.

При запуске ракета катапультируется вертикально со скоростью примерно 25 м/с. Угол, величина и направление наклона ракеты, задаваемые перед стартом с помощью системы наведения, достигаются до включения двигателя ракеты за счет выхода продуктов сгорания из специального газогенератора через четыре двухсопловых устройства, расположенных у основания аэродинамического руля. В зависимости от угла поворота руля, перекрываются газопроводы, ведущие к противоположно направленным соплам. Интеграция аэродинамического руля и устройства для распределения газа позволила исключить использование специального привода для системы наклона. Устройство газодинамического наклона направляет ракету в нужном направлении и затем, перед включением твердотопливного двигателя, останавливает ее поворот.

Запуск двигателя ракеты происходит на высоте 16-21 метр от земли (или после односекундной задержки после запуска, или когда угол отклонения оси ракеты от вертикали достигает 50°). В результате весь импульс двигателя тратится на ускорение ракеты в направлении цели. После запуска ракета увеличивает скорость, достигая 700-800 м/с на расстоянии 1,5 км. Процесс командного наведения начинается с расстояния 250 м.

Из-за широкого диапазона размеров (от 3-4 до 20-30 метров) и характеристик движения целей (от 10 до 6000 метров по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости), для оптимального покрытия высоколетящих целей осколками боевой части с системы наведения на борту ракеты передаются значения задержки срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости сближения ракеты с целью. На низких высотах обеспечивается отбор целей на фоне земной поверхности и активация радиовзрывателя только по цели.

Станция для обнаружения целей представляла собой когерентно-импульсный радар с круговым обзором, работающий на сантиметровых волнах, с возможностью управления частотой луча по углу места. Луч, или «парциал», обладал шириной 4° по вертикали и 1,5° по горизонтали, и мог занимать восемь различных положений в плоскости наклона, охватывая сектор в 32°. Был возможен одновременный обзор по углу наклона в трех парциалах. Порядок обзора по парциалам определялся специальной программой компьютера.

Основной режим работы предполагал сканирование области обнаружения за 3 секунды, причем нижняя часть области сканировалась дважды. Если требуется, можно было сканировать пространство в трех выбранных парциалах со скоростью 1 секунда. Данные о местоположении до 24 обнаруженных целей могли быть связаны в трассы (до 10 трасс).

На дисплее командира цели отображались в виде точек с векторами, указывающими скорость и направление движения. Рядом с этими точками отображались данные, содержащие номер трассы, степень опасности цели (на основании минимального времени до вхождения в зону поражения), номер парциала, где находится цель, и статус действующей операции (поиск, отслеживание и т. д.).

При работе в условиях сильных пассивных помех, радар мог блокировать сигналы из направления, перегруженного помехами, и диапазона расстояний до цели. Если требовалось, можно было вручную ввести координаты цели из сектора блокирования в компьютер для получения указаний на цель, нанося маркер на цель, скрытую помехами, и вручную скаливая метку.

Разрешающая способность радара была не хуже 1,5°-2° по горизонтали, 4° по вертикали и 200 м по расстоянию. Максимальные ошибки в определении координат целей были не больше половины указанных значений разрешающей способности.

Средняя мощность передатчика станции для обнаружения целей составляла 1,5 кВт, а коэффициент шума приемника был между 2 и 3. Эта станция могла обнаруживать самолеты типа F-15, летающие на высоте от 30 до 6000 м, на расстоянии 25-27 км с вероятностью не менее 0,8. Для беспилотных летательных аппаратов вероятность обнаружения на расстояниях от 9 до 15 км составляла не менее 0,7.

Вертолеты на земле с вращающимися пропеллерами могли быть обнаружены на расстоянии от 6 до 7 км с вероятностью от 0,4 до 0,7. Вертолеты, находящиеся в полете, обнаруживались на расстоянии 13-20 км с вероятностью от 0,6 до 0,8, а те, что подпрыгивали от земли на высоту 20 метров, на расстоянии 12 км с вероятностью не менее 0,6.

Система станции обнаружения целей могла подавить отраженные от местных объектов сигналы на 44 дБ в цифровых каналах и 40 дБ в аналоговых. Станция также могла обнаруживать и уничтожать противорадиолокационные ракеты своими собственными ракетами.

Станция наведения была когерентно-импульсным радаром сантиметрового диапазона с антенной, формирующей луч шириной 1° по горизонтали и вертикали, и обеспечивающей электронное сканирование луча.

Станция обеспечивала поиск целей в секторе 3° по горизонтали и 7° по вертикали, автоматическое отслеживание одной цели с помощью моноимпульсного метода, запуск одной или двух ракет с интервалом в 4 секунды и их наведение. Команды передавались на борт ракеты через общий передатчик станции. Антенна также обеспечивала одновременное измерение координат целей и двух ракет, нацеленных на них, благодаря электронному сканированию луча. Частота обращения луча к каждому объекту составляла 40 Гц.

Станция наведения имела разрешающую способность, которая была не хуже 1 метра по горизонтали и вертикали, и 100 метров по расстоянию. Стандартные отклонения при автоматическом отслеживании истребителя не превышали 0,3 единицы измерения по горизонтали и вертикали, 7 метров по расстоянию и 30 метров в секунду по скорости. Стандартные отклонения при отслеживании ракет были сопоставимыми по горизонтали и вертикали, но не превышали 2,5 метра по расстоянию.

При средней мощности передатчика 0,6 кВт и чувствительности приемника 4х10E-13 Вт, станция наведения могла перейти на автоматическое отслеживание истребителя на расстоянии 23 км с вероятностью 0,5 и на расстоянии 20 км с вероятностью 0,8.

Боевая машина модели 9A330 включала в себя следующие компоненты:

  • Станцию для обнаружения целей, оснащенную системами для определения их национальной принадлежности и стабилизации основания антенны;
  • Станцию для наведения, которая имела один целевой канал, два ракетных канала и канал для координатора захвата ракет;
  • Специализированный компьютер;
  • Устройство для запуска, которое обеспечивало последовательный вертикальный запуск восьми ракет, размещенных на боевой машине;
  • Оборудование для различных систем автоматики запуска, навигационной системы и системы связи с геодезическими сетями, документирования процесса боевых действий, системы контроля функционирования боевой машины, автономного электроснабжения (на основе газотурбинного генератора) и системы обеспечения жизнедеятельности.

Тактико-технические характеристики

ПоказательЗначение
Зона поражения по дальности, км1,5 — 12
Зона поражения по высоте, км0,01 — 6
Зона поражения по параметру, км6
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР0,26 — 0,75
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу), м/с700
Время реакции с позиции, с8,7
Время реакции с короткой остановки, с10,7
Скорость полета ЗУР, м/с700 — 800
Масса ракеты, кг165
Масса боевой части, кг14,5
Длина ракеты, мм2898
Диаметр корпуса ракеты, мм235
Размах крыльев, мм650
Год разработки1986
Метки: , , , , , ,