Зенитный ракетный комплекс малой дальности MIM-72 / M48 Chaparral, разработанный в начале 1960-х годов компанией «Филко-Форд» (теперь известной как «Lockheed Martin Aeronutronic»), базируется на модифицированном гусеничном транспортёре M548, построенном на платформе бронетранспортёра M113. На его кормовой платформе установлена пусковая установка для зенитных ракет, которая может вращаться на 360 градусов в горизонтальной плоскости и наклоняться от -5 до +90 градусов.
Комплекс включает четыре ракеты «земля-воздух», готовые к запуску, две с каждой стороны пусковой установки. На момент 1996 года было произведено 700 таких систем, которые используются не только в армии США, но и за пределами страны.
Стандартная конфигурация этого зенитного ракетного комплекса состоит из двух основных частей: гусеничного шасси M730, основанного на M548, и пусковой установки M54. Командование над боевым модулем осуществляют 4 человека: командир отделения, который выбирает цели и определяет порядок их обстрела; старший стрелок, управляющий пусковой установкой и при необходимости заменяющий командира; водитель, который также следит за воздушной обстановкой и может выполнять обязанности радиооператора; и второй (резервный) стрелок, ответственный за обнаружение целей. Если это необходимо, команда может работать непрерывно в течение 24 часов и дольше.
ЗСУ MIM-72 Chaparral способен поражать воздушные цели на максимальном расстоянии до 6000 метров и на высотах от 50 до 3000 метров. Когда угрозы воздушного нападения нет, пусковая установка замаскирована под стандартный гусеничный бронетранспортёр M548, благодаря брезентовому чехлу, натянутому на дуги, и установленной кабине водителя.
При обнаружении угрозы, чехол снимается, дуги перекладываются на переднюю часть машины, кабина водителя закрывается защитным щитом и комплекс переходит в боевое состояние. С помощью панели управления, которая оборудована переключателями и индикаторами, можно контролировать состояние ракет и системы, выбирать ракету для запуска, определять порядок их запуска, а также проводить тестирование систем боевого модуля.
Каждая пусковая установка оснащена системой идентификации «свой—чужой». Зенитные управляемые ракеты «Chaparral» имеют два пары управляющих рулей в передней части и четыре жестко установленных крыла в задней части, два из которых оснащены роллеронами для снижения угловой скорости крена. Ракеты устанавливаются на пусковую установку с помощью креплений, зафиксированных на корпусе ракетного двигателя.
На пусковой установке находится четыре ракеты в боеготовом состоянии, еще восемь ракет — в боезапасе. Разработано несколько вариантов ракет «Chaparral», все они обладают одноступенчатым твердотопливным ракетным двигателем. Последние модели ракет используют малодымные двигатели, что снижает их видимость на поле боя.
Основной вариант ракеты MIM-72A обладает диаметром корпуса 127 мм, длиной 2604 мм, размахом крыла 631 мм и весом 85 кг. Ее боевая часть весит 11,2 кг и наполнена взрывчатым веществом. Ракета может эффективно поражать цели на расстоянии от 500 м до 6000 м, при этом ее максимальная дальность полета достигает 9300 м с временем полета 22 секунды. Высотный диапазон достижения от 15 м до 3000 м.
Снаряжена контактным взрывателем, который гарантирует взрыв боевой части даже без прямого попадания в цель. Благодаря применению принципа «выстрелил и забыл», после отстрела одной цели можно немедленно переходить к поиску и поражению другой.
Скорострельность комплекса достигает четырех ракет в минуту, а полное время перезарядки составляет 5 минут. Шасси M730 оборудовано двигательным отсеком и отделением для боевого расчета, которые расположены в передней части по бокам. Установлены торсионная подвеска и водительская инфракрасная система наблюдения. Шасси является амфибийным, и движение по воде осуществляется за счет гусениц.
Пусковая установка и система управления объединены в модуль M54, включающий двигатель с электрическим генератором, места для хранения ракет, зону размещения экипажа и другое оборудование, а также пусковую платформу.
Отделение для командира стрелков, расположенное в башне, оснащено кондиционером и регулируемым сиденьем. Как и у всех армейских систем, шасси имеет фильтро-вентиляционную установку. Двигатель может быть как бензиновым (M48 и M48A1), так и дизельным (M48A2 и M48A3). Вместе с генератором они обеспечивают электроснабжение всего оборудования. Если энергоблок выходит из строя, то благодаря бортовым аккумуляторам боевые действия могут быть продолжены на некоторое время.
Машина оснащена шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением 6V53 от «Детройт дизель». При 2800 оборотах в минуту этот двигатель генерирует мощность 154 кВт, что позволяет машине развивать максимальную скорость 67,2 км/ч на дорогах с твердым покрытием.
Ходовая часть зенитного ракетного комплекса MIM-72 Chaparral аналогична транспортеру M548, она включает пять больших обрезиненных опорных катков на каждый борт, передние ведущие и задние направляющие колеса. Комплекс может преодолевать водные препятствия, при этом гусеницы обеспечивают движение на воде со скоростью до 6 км/ч.
Система оборудована прибором ночного видения для механика-водителя, который позволяет управлять машиной в условиях плохой видимости. В передней части машины находится лебедка, приводимая в действие от двигателя.
Вооружение MIM-72 Chaparral американской армии оснащено системой FLIR, расположенной на левой стороне пусковой установки, что позволяет вести обстрел целей в ночное время.
В рамках программы улучшения самоходной базы было разработано новое шасси M730A1. Отличительной чертой этой модификации является использование более мощного 202-киловаттного дизельного двигателя 6V53T от «Детройт дизель», который работает в паре с автоматической трансмиссией Х-200-4.
Зенитный ракетный комплекс MIM-72 Chaparral сейчас не выпускается. Он находится в арсеналах армий США, Египта, Израиля, Марокко, Португалии, Тайваня и Туниса. Военное применение MIM-72 Chaparral было впервые отмечено во время боевых действий израильской армии на Голанских высотах, где он уничтожил самолет МиГ-17 в заключительной фазе войны 1973 года, а также в 1982 году в период израильской оккупации Ливана, где ракетный комплекс был использован против сирийского самолета.
Модификации
Система MIM-72 Chaparral была разработана на базе нескольких модификаций. Ниже приведены основные модификации:
- MIM-72A/E Chaparral: Базовая модификация ракеты, которая была в серийном производстве с 1969 по 1982 год.
- MIM-72B Chaparral: Улучшенная модификация, которая была разработана для борьбы с низколетящими целями и была в серийном производстве с 1973 по 1980 год.
- MIM-72C Chaparral: Улучшенная модификация с повышенной точностью и скоростью. Производилась с 1974 по 1982 год.
- MIM-72D Chaparral: Эта модификация имеет повышенную точность и обновленный двигатель. Производилась с 1976 по 1982 год.
- MIM-72F/G Chaparral: Последние модификации, производившиеся с 1989 года. Они имеют улучшенную электронику и ракетный двигатель. Эти модели также имеют улучшенную систему наведения и более дальний радиус поражения.
- MIM-72J Chaparral: Это была последняя модификация Chaparral, выпущенная в 1990-х годах. Она имеет улучшенную систему наведения и детектирования целей.
- M730/M730A1 Chaparral Fire Unit: Это пусковые установки, оснащенные четырьмя пусковыми установками MIM-72.
Обратите внимание, что даты производства и спецификации могут варьироваться в зависимости от источника. Кроме того, некоторые модификации могут быть разработаны специально для определенных стран или вооруженных сил.
Тактико-технические характеристики ЗРК М48А1 Chaparral
Параметр | Значение |
---|---|
Боевая масса, т | 13,024 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
— длина | 6060 |
— ширина | 2690 |
— высота с дугами | 2680 |
— высота в боевом положении | 4021 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | нет |
Вооружение | ПУ с 4 ЗУР “Чапарэл” |
Боекомплект | 12 ЗУР “Чапарэл” |
Двигатель | “Детройт дизель” 6V53, 6-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, кВт при 2800 об/мин | 154 |
Удельная мощность двигателя, кВт/т | 11,8 |
Удельное давление на грунт, Мпа | 0,058 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 67,2 |
Запас хода по шоссе, км | 504 |
Запас топлива, л | 401 |
Преодолеваемые препятствия: | |
— подъем, град. | 30 |
— высота стенки, м | 0,62 |
— ширина рва, м | 1,68 |
— глубина брода, м | плавает |