Мир узнал о «Посейдоне» после выступления президента Владимира Путина перед федеральным парламентом 1 марта 2018 года. Однако еще в декабре 2016 года ЦРУ сообщило, что Россия провела испытания глубоководного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой. С тех пор проект «Статус-6» находится в центре внимания западного разведывательного сообщества. В 2018 году Минобороны России провело публичное голосование, по результатам которого «Статус-6» был переименован в «Посейдон».
Читайте так же: Что такое СВО, расшифровка СВО, СВО в армии.
Этот аппарат представляет собой крошечную роботизированную атомную подводную лодку. Похоже на большую торпеду. При диаметре 2 метра, длине 24 метра и массе около 100 тонн «Посейдон» является самой большой торпедой в мире. Она в 30 раз тяжелее стандартной торпеды. «Посейдон» настолько велик, что его могут нести только специально модифицированные подводные лодки.
Эта «торпеда судного дня» с миниатюрным ядерным реактором имеет практически неограниченный радиус действия. В отличие от межконтинентальной баллистической ракеты или сверхзвуковой ракеты нового типа, «Посейдону» требуется несколько часов, чтобы достичь цели. По разным данным, БПЛА развивают огромные, недостижимые для подводных лодок скорости, которые составляют от 110 до 200 км/ч. По информации, полученной из неназванных военных источников, такая же технология суперкавитации используется в российских сверхбыстрых торпедах «Шквал» и «Хищник». Эти ракеты приводятся в движение прямоточными гидрореактивными движителями. Они движутся внутри заполненной газом полости, что позволяет им снижать лобовое сопротивление при достижении скорости 320 километров в час.
Однако утверждения «Посейдона» об использовании технологии суперкавитации неубедительны, по словам эксперта по подводным лодкам Г. Саттона, создавшего веб-сайт Covert Shores Submarine Technology. По словам Саттона, несколько особенностей, таких как размер системы рулевого управления, форма носовой части и длина «Посейдона», делают суперкавитацию невозможной для этой конфигурации.
Посейдон погружается на километровую глубину, самостоятельно рассчитывает оптимальный маршрут до места назначения. Дальность хода — неограниченная. Все это делает подводные беспилотники крайне сложной мишенью для противолодочной обороны стран НАТО. Если ему удастся добраться до вражеского берега или боевого порядка вражеского корабля, он нанесет огромный урон.
Насколько мощная эта торпеда? Согласно сообщениям, «Посейдон» изначально нес боеголовку мощностью 100 мегатонн, больше, чем Царь-бомба, сброшенная Советским Союзом. Идея состоит в том, что взрыв мог бы создать мощное цунами вдали от берега, т.е Посейдону даже не нужно было бы находиться рядом с берегом, чтобы разрушить прибрежный город.
Теоретически габариты «Посейдона» позволяют нести такую мощь. Однако в мае 2018 года сообщалось, что мощность ядерной боевой части «Посейдона» может достигать не более 2 мегатонн».
Помимо ядерных боеголовок, «Посейдон» имеет и обычную боеголовку. Дрон могут использоваться для уничтожения крупных надводных целей, в том числе авианосцев. Благодаря своему неограниченному радиусу действия «Посейдон» готов охотиться на «крупную рыбу» сколь угодно долго, выжидая подходящего момента для атаки. В ядерном или термоядерном устройстве он способен буквально разрушить берега противника.
Подводная лодка «Белгород» — первый носитель «Посейдона». Еще в 1992 году корабль был заложен на Севмаше как атомный крейсер с крылатыми ракетами проекта «Антей». Из-за финансовых трудностей корабль не был достроен, но в 2012 году корабль передислоцировали по спецпроекту 09852. Корпус значительно удлинили — со 154 до 184 метров. Подводное водоизмещение – 30 000 тонн. Это один из крупнейших атомоходов в мире.
Важной особенностью является необычная конструкция ходового винта, который работает очень тихо. То есть атомоход способен незаметно выйти на рубеж атаки и выпустить «Посейдон». По разным данным, одна подводная лодка может нести от двух до шести подводных беспилотников. На нем может не быть другого оружия.
Вполне вероятно, что «Посейдон», «Скиф» и многие другие глубоководные боевые беспилотники являются частью одного и того же проекта. По крайней мере, их связывает один носитель — АПЛ «Белгород».