История разработки самоходной артиллерийской установки «Пион»
История создания самоходной артиллерийской установки «Пион» связана с развитием ядерного оружия. К 1960-м годам стало ясно, что глобальный конфликт с применением ядерных бомб маловероятен. Такая война почти наверняка уничтожила бы всех ее участников.
Что касается этого аспекта, то акцент в вооружении противоборствующих сил сместился в сторону тактического оружия. Такие ядерные заряды должны были поражать только военные объекты и инфраструктуру противника, без учета жертв среди мирного населения.
В связи с этим перед артиллерией назрела новая задача — поражение средств доставки тактического ядерного оружия противника. Также была необходимость уничтожить укрепленные позиции и стационарные орудия.
Первые проекты новой артиллерии стали появляться уже в начале 1960-х годов. Однако к ствольному оружию Хрущев относился скептически, уделяя внимание ракетному оружию. Только во второй половине 60-х годов началась активная разработка нового носителя вооружения.
Основным требованием, которое армия ставила перед новой САУ, было поражение целей на расстоянии до 25 км. В 1969 году конструкторы Кировского завода предложили для этого 203-мм орудие. В это же время поступило предложение о создании самоходки от волгоградского завода «Баррикады.
Кроме них, было предложено несколько других проектов. Например, Ленинградская артиллерийская академия предложила создать 210-мм пушку, считая ее наиболее оптимальной для новой установки. Но Волгоградский завод настаивал на 203 мм, чтобы обеспечить преемственность орудий от орудий Б-4 и Б-4М.
Официально проект создания САУ «Пион» был утвержден 8 июля 1970 года. Основные монтажные работы выполнялись на Кировском заводе, а над пушкой трудились «Баррикады». К 1973 г сформировались требования к орудию: стрельба без рикошета до 35 км, возможность применения ядерных снарядов 3ВБ2 и скорость по шоссе — от 50 км/ч.
К 1974 году было собрано два прототипа. В ходе испытаний появились проблемы с дальностью поражения, но вскоре они были устранены другим типом выстрела и новым составом порохового заряда. Уже в следующем году на вооружение были приняты САУ «Пион», а в 1977 году для них было разработано ядерное оружие.
К середине 1980-х годов встал вопрос о модернизации артиллерийского носителя. Новая машина получила более мощный двигатель В-84Б, который может работать на дизеле, бензине и керосине. Отдельные изменения коснулись ходовой части, что увеличило срок службы до 8-10 тыс м.
Места командира и наводчика были оборудованы дополнительными индикаторами, что сократило время развертывания. Экипаж сократили с 7 до 6 человек, боекомплект увеличили до восьми снарядов. Новая самоходно-артиллерийская установка 2С7М начала выпускаться в 1986 году и получила название «Малка». В документах также может называться «Пион-М».
Основные цели САУ
Артиллерийский транспортер «Пион» изначально проектировался для использования в глобальных и локальных конфликтах. Основной упор был сделан на подавление перевозки тактического ядерного оружия с последующим его применением.
Применение САУ «Пион» направлено на поражение противника в его тактическом тылу и на путях снабжения. Средства доставки боеприпасов, укрепрайоны, узлы связи, здания штабов, оборонительные позиции — все это обстреливается артиллерией на расстоянии до 47 м.
Тактико-технические характеристики позволяют быстро перебрасывать и развертывать эту артиллерию. Именно поэтому САУ «Пион» востребованы как в крупных сражениях, так и в локальных конфликтах.
Конструкция установки
Конструкция САУ «Пион» выполнена по схеме без башни. Установка состоит из механизированной пушки в задней части машины и основного корпуса. Последний состоит из четырех отсеков, в которых во время марша размещается экипаж.
Отделение управления расположено впереди, в нем размещаются командир, механик-водитель и еще один боец. Далее моторный отсек с двигателем, затем бюджетный отсек с боеукладкой и местами для четырех человек, включая наводчика. В задней части — орудие и плуг.
Еще в процессе разработки предлагались различные варианты шасси на базе тягача МТ-Т и танка Т-10. Однако имевшиеся образцы не подходили для артиллерийской стрельбы, из-за чего была разработана собственная установка. Ключевым требованием к его конструкции является максимальная унификация с агрегатами и узлами, состоявшими на вооружении танков.
Конструктивная схема САУ «Пион»
Броневой корпус
Корпус САУ «Пион» выполнен из наружной и внутренней брони толщиной 13 мм и 8 мм соответственно. Благодаря этой защите расчет внутри машины защищен от пуль и мелких осколков. Учитывается и вероятность применения оружия массового поражения — корпус снижает действие проникающей радиации в три раза.
Вооружение самоходного миномета
Стрельба из установки «Пион
Вооружение артиллерийского транспортера имеет следующие особенности:
- 203-мм орудие имеет скорострельность 1,5 выстрела в минуту, модифицированный вариант — 2,5;
- ствол пушки разборный, представляет собой свободную трубу, соединенную с казенной частью, в которой расположен поршневой затвор;
- Ствол вместе с противооткатным устройством расположен в люльке качающейся части и закреплен на верхнем станке;
- противооткатные устройства включают гидравлический тормоз и два симметрично расположенных пневматических ножа;
- наведение обеспечивается гидроприводами от поста управления САУ и механизмами с ручным управлением;
- для ускорения перезарядки предусмотрен механизм, подающий боеприпасы на уровень заряжания, и обеспечивающий их досылку в камору орудия;
- имеется откидная плита экскаватора, вкопанная в землю и обеспечивающая устойчивость при стрельбе.
Длина отката при стрельбе составляет 1400 мм. Подъемно-поворотный механизм позволяет вести секторную стрельбу в диапазоне 0-60 градусов по вертикали и от -15 до +15 градусов по горизонтали. Собственный транспортный комплект — 4 БК, 2С7М — 8. В транспортной машине перевозится до 40 БК. Помимо пушки имеется еще и 12,7-мм пулемет с боезапасом 300 штук.
Двигатель и трансмиссия
САУ «Пион» В-46-1 V-образный, двенадцатицилиндровый, четырехтактный двигатель работает на дизельном топливе. Жидкостное охлаждение, мощность до 780 л.с С. Разработан на базе силовой установки Т-72 В-46, особенностью является измененное положение вала отбора мощности.
В модернизированном артиллерийском транспортере двигатель заменили на многотопливный В-84Б мощностью 840 л.с S. Имеет механическую трансмиссию с семью передними и одной задней передачей, гидравлическим рулевым управлением и планетарным механизмом поворота.
Средства наблюдения и связи
Наблюдение за местностью обеспечивают семь призматических перископических приборов ТНПО-160. Еще два таких установлены в крышках люков расчетного помещения. При необходимости часть из них заменяется приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.
Наведение орудия обеспечивает панорамный прицел ПГ-1М, позволяющий вести артиллерийский огонь с закрытых позиций. ОП4М-99А используется для наведения на наблюдаемые позиции, в том числе прямой наводкой.
Внешняя связь обеспечивается станцией Р-123М. Он работает в диапазоне УКВ и обеспечивает радиосвязь с аналогичными станциями в радиусе 28 км, в зависимости от высоты антенн. Внутренняя связь между экипажем обеспечивается аппаратурой 1В116.
Ходовая часть гаубицы
Ходовая часть самоходки 2С7 «Пион» была спроектирована на базе танка Т-80. Он состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных колес, а также шести пар одинарных опорных катков. Направляющие колеса находятся в задней части машины, ведущие — в передней. Подвеска индивидуальная торсионная, имеет гидравлические амортизаторы.
В боевом положении направляющие колеса опущены на землю, что позволяет обеспечить лучшую устойчивость при стрельбе. Регулирование осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, расположенных по оси.
Специальное оборудование
В состав специального оборудования САУ «Пион» входят:
- сошник сзади, обеспечивающий устойчивость при стрельбе;
- дизель-генератор 9Р4-6У2 мощностью 24 л.С
Регулировка сошников возможна с помощью двух гидравлических кранов. Дизель-генератор предназначен для работы с гидравликой машины при ее стоянке.
Боевое применение САУ
Несмотря на длительный период эксплуатации в СССР, САУ «Пион» в боевых условиях не использовались. Большое количество установок входило в состав Группы советских войск в Германии (ГСВГ), однако в 1990-1991 годах все они были передислоцированы в Сибирский и Дальневосточный военные округа.
Имеются сведения об использовании Грузией установок 2С7 во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Была задействована батарея из шести САУ, но при отступлении они были брошены. Одна такая гаубица была взята русскими войсками в качестве трофея, остальные уничтожены.
Этот случай является единственным зафиксированным боевым применением артиллерии «Пион». Имеются сведения об использовании Украиной установок на востоке страны, однако документального подтверждения они не имеют. В настоящее время САУ 2С7 «Пион» состоят на вооружении Анголы, Азербайджана, Грузии, России, Узбекистана и Украины.
Вспомогательное оборудование, противооткатные устройства
Тактическое применение самоходных артиллерийских установок включает ведение огня с защищенных укрытых позиций. На марше САУ защищены противопульной броней, но в боевом положении им нужна защищенная позиция. Специально для этих условий гидравлика подъема ствола, прицеливания и установки противооткатных устройств приводится не от основного, а от вспомогательного двигателя. В качестве него был выбран надежный четырехцилиндровый дизель-генератор 9Р4-6У2. Генератор имеет мощность 18 кВт (24 л.с). Все системы САУ, необходимые для стрельбы, питаются от основного насоса гидросистемы.
Основное возвратное устройство выполнено в виде плуга, закрепленного на задней части машины. Лемех опускается и поднимается с помощью гидравлической системы. Второй элемент обратной связи — опущенная на землю задняя звездочка. Каждая звездочка поднимается и опускается одним гидравлическим цилиндром. После этого гусеницы меняют форму, а у шасси появляется прочный задний упор.
В комплект принадлежностей входит ручная тележка для перевозки ракет. Не требуется при загрузке с транспортного средства. С тележкой возможна подача снаряда с уровня земли под любым наклоном ствола.
100-килограммовый снаряд с тележки или транспортной машины крепится на специальном манипуляторе с правой стороны машины, после чего добивается в казенную часть ствола пушки. Система заряжания оказалась сложной, но она позволяет максимально быстро перезаряжать оружие без изменения угла наклона ствола.
Вооружение
Вот так мы и добрались до самой интересной части «Пиона» — его пушек 2А44 калибра 203 мм. Оружие имеет разборный ствол, что значительно упрощает замену нарезной части.
Отсутствие ствола ствола значительно ослабляло взмах ствола и позволяло экипажу в момент ведения огня находиться на своих рабочих местах. Благодаря механизму заряжания и лафету для заряжания снарядов скорострельность достигает полутора выстрелов в минуту.
Орудие наводится за счет действия гидроприводов, а в экстренных случаях наведение возможно благодаря ручным.
Противооткатные устройства позволяют стрелять под углами от +30 до -30 градусов по горизонтали и от 0 до +60 градусов по вертикали.
Боекомплект в количестве 4 снарядов размещается в расчетном отделении, еще 40 снарядов перевозятся транспортной машиной.
Дополнительно самоходная артиллерийская установка оснащена 12,7-мм пулеметом НСВТ и ПЗРК 9К32 «Стрела-2».
Улучшения САУ “Пион” в САУ “Малка”и боевая служба
В 80-х годах началось производство модернизированных САУ, которым было присвоено наименование «Малка» и индекс ГРАУ 2С7М.
САУ “Пион” с бою
Новая самоходка отличалась от исходного «Пиона» следующим. Двигатель заменили на многотопливный В-84, форсированный до 840 л.с. Экипаж сократили до 6 человек, а боекомплект возимой на машине самоходки (во внутреннем боевом отделении) увеличили вдвое на 4 снаряда.
Усовершенствованный механизм заряжания повысил по сравнению с 2С7 скорострельность и дал возможность заряжать орудие в любом положении. Улучшено управление огнем — данные с КП батареи командир и наводчик теперь получали по радио с помощью цифровых индикаторов.
Иногда модернизированные САУ «Малка» называют «Пион-М», но на самом деле это название получил проект морской пушки на базе «Пиона», которым планировали вооружать эсминцы. Проект не получил развития из-за отказа адмирала перейти на калибр 203 м.
Гусеничное шасси САУ 2С7 стало базой для нескольких машин развертывания фронтового зенитно-ракетного комплекса С-300В (не путать с комплексом С-300П, в котором используется шасси грузового автомобиля МАЗ). Эти гусеничные машины получили индекс ГМ-830.
Уже в 90-х годах шасси «Пион» стало основой для инженерной техники — экскаватора-погрузчика БТМ-4М.
В Советской армии САУ 2С7 стали оружием спецподразделений. Их получили артиллерийские бригады Резервного корпуса Верховного Главнокомандования. Меньшее количество «Пионов» было отправлено в Польшу и Чехословакию в последние годы МВД. В связи с развалом последних орудий они остались в Чехии, где просуществовали до 1994 года, после чего были переданы ангольской армии Советские «Пионы» в бою не участвовали.
САУ “Пион” в военном музее
После начала гражданской войны на востоке Украины правительственные войска вновь открыли несколько Пионов. В то же время достоверных сведений об их реальном использовании до сих пор нет. Единственной страной в «дальнем зарубежье», в которую попали САУ, была Ангола, закупившая списанные чешские пионы. Информации о состоянии африканских САУ нет.
Тактико-технические характеристики
Тактико-технические характеристики САУ «Пион» имеют следующие показатели:
- масса — 46 т;
- длина корпуса — 10500 мм, с пушкой — 13200 мм;
- ширина — 3380 мм;
- высота — 3000 мм;
- клиренс — 400 мм;
- калибр пушки — 203 мм, резная, марка — 2А44;
- боезапас к гаубице – 4 снаряда;
- дальность стрельбы – от 8,4 до 47,5 км;
- скорострельность – 1,5 выстрела в минуту;
- пулемет – 12,7 мм НСВТ;
- двигатель — дизель В-46-1;
- мощность — 780 л.С;
- скорость по шоссе — 50 км/ч;
- запас хода по шоссе – 675 км;
- емкость топливного бака – 1280 л;
- экипаж — 7 человек.
Тактико-технические характеристики модернизированной версии имеют аналогичные характеристики. Основные отличия — двигатель В84Б мощностью 840 л.с, уменьшенный до шести человек экипаж, увеличенный до 8 снарядов боекомплект.
Преимущества и недостатки
По сравнению с отечественными и зарубежными аналогами САУ «Пион» имеют следующие преимущества:
- большая дальность стрельбы, исключающая ответный контрбатарейный огонь;
- отличная мобильность при установке и сворачивании – установка может покинуть позицию еще до того, как снаряд, выпущенный на максимальную дальность, достигнет цели;
- хорошая маневренность и скорость — позволяют перебрасывать артиллерию в зависимости от ситуации.
Есть и конструкционные преимущества. Сошки экскаватора могут заглубляться в землю на глубину до 800 мм, повышая устойчивость техники. Ствол пушки был разобран, что позволило заменить его быстроизнашивающиеся детали во фронтовых мастерских.
Из недостатков выделяют малый угол наведения по азимуту с учетом сильной отдачи орудия. Они также отмечают, что необходимо сдвинуть машину с места, если угол обстрела превышает 30 градусов.
Общая компоновка
Корпус выполнен с минимальной высотой, что обеспечивает хорошую защиту установки при опущенном в походное положение стволе орудия. Конструкция бескаркасная, а опора представляет собой сварную полую конструкцию из пуленепробиваемого листа. Кузов разделен поперечными перегородками на четыре отсека. Кабина расположена в самой передней части, которая выполнена в виде переднего свеса над гусеницами. Следующие за кабиной отсеки — это моторный и трансмиссионный отсеки. Привод осуществляется на передние колеса через два редуктора.
Орудие установлено на корме. В транспортном положении ось ствола пушки параллельна продольной оси в центре шасси. Это обеспечивает хорошую устойчивость. Задняя и задняя части сбалансированы. Это важно при преодолении кювета на 2500 м.
«Бог войны с ядерным гостинцем»
Именно такое прозвище было дано новому артиллерийскому транспортеру, когда его представили конструкторы ленинградского завода в 1975 году. Министерство обороны сразу оценило новую самоходку. И после ряда заводских и полигонных испытаний экспертная комиссия дала добро на его принятие на вооружение и выпуск в серийное производство. В этом же году первые экземпляры поступают в войска. Артиллерийские бригады особой мощности оснащены новым вооружением и предназначены для подавления и удаления артиллерии, ядерного оружия, минометов, тяжелой техники, материально-технического обеспечения, живой силы и командных пунктов противника. Спустя восемь лет, в 1983 году, установка «Пион» прошла первую модернизацию. Обновленная модель получила условное название — «Малка». Индекс ГРАУ остался прежним, только с добавлением: «М»-2С7М. Можно с уверенностью сказать, что советские инженеры опередили свое время своей разработкой, ведь с момента выпуска первого «Пиона» прошло почти 40 лет, но это не мешает ему оставаться самой мощной и востребованной артиллерийской установкой в мир по сей день. По официальным данным, с 1975 года было выпущено более 300 единиц этого оружия. После распада Советского Союза многие комплексы оказались за границей, но продолжают исправно нести службу в армиях стран бывшего СССР. По данным Минобороны, по состоянию на 2010 год в российской армии имелось 130 САУ «Пион».
2С7М «Малка»