Ми-38: Современные Решения в Авиационной Индустрии

Ми-38

Транспортно-пассажирский вертолет Ми-38, разрабатываемый для замены Ми-8 и Ми-17, предоставит более просторную кабину и удобное место для двух пилотов. Создание вертолета осуществляется через совместное предприятие «Евро-Миль», с начальной версией, оборудованной двигателем Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Ми-38, как вертолет нового поколения, устанавливает высокие стандарты комфорта и безопасности при пассажирских перевозках и работах категории А (FAR-29).

Так как это один из последних проектов конструкторского бюро Миля, в ее структуре широко используются композитные материалы. Кабина пилотов новой машины отличается значительной площадью остекления.

История создания Ми-38

В конце 80-х годов в СССР была запущена программа ускоренного технического развития с целью улучшения техники в соответствии с мировыми стандартами. Этот подход привел к внедрению инноваций в вертолетостроении и, в результате, к созданию совершенно новой многоцелевой машины, получившей название Ми-38.

Чертеж Ми-38

В 1983 году в Казанском филиале Миля начались первые работы и эскизы по будущему вертолету. Однако в 1987 году заказчик выразил желание внедрить более инновационных решений для улучшения технических характеристик. В результате конструкторы из Московского бюро имени Миля, под руководством главного конструктора А.Н. Иванова и затем Н.И. Чкалова, приступили к дальнейшей разработке проекта.

Ми-38 стал первым вертолетом, спроектированным и изготовленным в соответствии с международными стандартами. Это также ускорило формирование законодательства о сертификации вертолетов в России, соответствующих европейским и американским стандартам. Развал Советского Союза временно замедлил развитие, но Российская Федерация возобновила усилия в развитии авиации. Созданная программа развития послужила новым импульсом для вертолета Ми-38.

Особенности и назначение Ми-38

Ми-38 предназначен для перевозки пассажиров, включая VIP-перевозки, грузов внутри кабины и на внешней подвеске, поисково-спасательных операций и эвакуации больных. Оборудован вместительной кабиной, дверью-трапом и грузовой сдвигаемой дверью. Возможна установка бортовой лебедки и использование системы внешней подвески для грузов до 7000 кг. Пассажирский салон на 30 мест с комфортабельными условиями включает буфет, отделение для багажа и туалет. Система кондиционирования, спасательное оборудование, аварийно-спасательная УКВ-радиостанция и система аварийного приводнения обеспечивают безопасность. Новейший пилотажно-навигационный комплекс и спутниковая навигационная система гарантируют точность управления и контроль работы оборудования. Система автоматизированного контроля исправности и технология обслуживания по состоянию снижают удельную трудоемкость технического обслуживания.

При сравнении Ми-38 с предшественниками, такими как EC-225 SuperPuma, S-92 и AW-101UT, российская модель выделяется своей аэродинамикой, превосходя конкурентов в максимальной грузоподъемности, скорости и дальности полета. Декларируемые характеристики делают Ми-38 непревзойденным в сравнении с конкурентами. Однако стоит отметить, что эти параметры касаются версии с моторами PW-127T/S, которые, вероятно, не будут использоваться на данной модели.

Салон вертолёта Ми-38

Сравнивая Ми-38 с Ми-8 в классе вертолетов, затраты на тонно-километр при полете на 800 км на Ми-38 в семь раз ниже, чем у Ми-8 даже в последней модификации. Кроме того, лопасти несущего винта Ми-38, выполненные из композитных материалов, обещают служить на протяжении всей срок службы машины, в отличие от Ми-8, где требуется их замена каждые семь-восемь лет. Это подчеркивает тренд в отечественной авиационной индустрии в использовании композитов.

Двигатель ТВ7-117В

Ми-38 начал свой полет с моторами Pratt & Whitney Canada PW-127T/S, но санкции привели к переходу на отечественный мотор ТВ7-117В. В 2008 году Pratt & Whitney, лишенная права экспорта в Россию, завершила сотрудничество. Этот поворот стал частью госпрограммы импортозамещения, выдвинутой в условиях санкций, подчеркивая важность развития отечественного авиамоторостроения.

Двигатель

Разработка мотора ТВ7-117В началась в 1989 году для Ми-38, но в 90-е канадцы поставили свои двигатели. После их ухода «климовцы» возобновили разработку. В 2011 году стартовали летные испытания. Мотор отличается цифровой системой управления FADEC БАРК-6В, направленной на оптимизацию работы, снижение расхода топлива и увеличение ресурса. Он основан на компактном осецентробежном компрессоре и демонстрирует высокие технологические характеристики.

Двигатель ТВ7-117В представляет собой новое поколение с характеристиками: степень сжатия в компрессоре – 16, температура газа перед турбиной компрессора – 1500 К. Высокие показатели КПД основных узлов (компрессора – 81%, турбины компрессора – 88%, свободной турбины – 92%, полнота сгорания в камере – 99%) обеспечивают высокую топливную экономичность. Модульная конструкция позволяет заменять модули в эксплуатационных условиях. Вертолет с максимальной взлетной массой 15,6 тонн может перевозить 5 тонн груза, превышая по грузоподъемности Ми-8. Дополнительные опоры на шасси обеспечивают посадку на мягкий грунт и снег.

В 2012 году были созданы первые Ми-38-2 ОП-1 и ОП-2 с отечественными моторами. На МАКС-2013 планировали представить, но выявили проблемы при совмещении мотора и редуктора. Узел дорабатывали, прошел 300-часовые испытания перед установкой на вертолет. Первый полет Ми-38 с отечественными моторами состоялся 13 ноября 2013 года, а в мае 2015 успешно прошел сертификацию после 150 часов эксплуатации.

В настоящее время заключен контракт с «климовцами» на поставку 50 вертолетных двигателей ТВ7-117В. Этот двигатель, мощностью 2800 л.с., потенциально может использоваться на вертолетах с выводом вала отбора мощности назад, таких как Ми-28 и Ка-50/52. Вертолет с отечественными моторами носит имя Ми-38-2 (или Ми-382), в то время как версию с канадскими двигателями называют Ми-38-1.

У пылезащитного устройства двигателей ТВ7-117В преимущество перед классическими устройствами грибкового типа, привычными для вертолетов «Ми». Оно более эффективно, не имеет ограничений по рулению в снежном вихре в широком температурном диапазоне. Это устройство обеспечивает очистку воздуха с высокой степенью эффективности в диапазоне 95-98%.

Важным преимуществом вертолета является наличие вспомогательной силовой установки ТА14-038 мощностью 30 кВт от ПАО «НПП «Аэросила». Эта установка является неотъемлемой частью запуска основного мотора, что существенно повышает автономность российского вертолета. В отличие от машин с канадскими моторами, где запуск осуществляется электрически, наличие дополнительной силовой установки обеспечивает работу систем кондиционирования на земле.

Модифицированный Ми-38Т

Первый полет опытного вертолета Ми-38Т состоялся 23 ноября 2018 года, а в мае 2019 года серийная модель была представлена президенту России Владимиру Путину в Казани. В июне тот же год вертолет был впервые представлен на форуме «Армия-2019».

В 2019 году Российское Министерство обороны получило первые партии вертолетов Ми-38Т. Процесс приемосдаточных испытаний включал контроль качества изготовления и работы составных частей в производстве, а также осмотр полностью собранных вертолетов, включая проверку всех систем. Вертолет имеет классическую одновинтовую схему с двумя газотурбинными двигателями ТВ7-117В (2800 л.с. каждый). Несущий винт имеет шесть лопастей и диаметр чуть более 21 метра, а хвостовой винт – Х-образный с диаметром 3,84 метра. Двигатель ТВ7-117 обеспечивает безопасность полета в экстремальных ситуациях с чрезвычайными режимами мощностью 3000-3750 л.с., управляемыми новой цифровой системой управления и контроля типа FADEC, разработанной в России.

Кабина Ми-38

Характеристики Ми-38:

Модификация: Ми-38
Диаметр несущего винта, м: 21,10
Диаметр рулевого винта, м: 3,84
Длина, м: 25,22
Высота, м: 5,56
Ширина, м: 4,50
Масса, кг:
Пустого: 8300
Нормальная взлетная: 14200
Максимальная взлетная: 15600
Тип двигателя: 2 х ГТД PW-127T/S или 2 х ГТД ТВ7-117В
Мощность, л.с.: 2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч: 285
Крейсерская скорость, км/ч: 275
Перегоночная дальность, км: 1350
Практическая дальность, км: 820
Радиус действия, км: 325
Практический потолок, м: 5200
Статический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 32 пассажира или 5000 кг груза в кабине или до 6000 кг груза на подвеске.

Метки: , , , ,