Корабли типа «Королева Елизавета» служили эталоном для оценки других линкоров Первой мировой. Главный корабль этой серии, первый оснащенный мазутной паровой машиной, установил новый стандарт. Вторым в этом классе был HMS линкор Ворспайт. Кроме головного корабля, он также участвовал в Ютландском сражении, определяя будущие тенденции судостроения. В битве получил серьезные повреждения, но пережил её.
После 1936 года, характеристики корабля изменились следующим образом:
Водоизмещение: стандартное – 27 500 т, полное – 36 450 т.
Главные размеры: длина (общая) – 196,9 м, ширина (на уровне ватерлинии) – 27,6 м, осадка – 10,08 м.
Энергетическая установка: 18 котлов Эдмерелти с тройными теплообменниками, четыре турбины Парсонса суммарной мощностью 80 000 л.с., вращающие четыре гребных винта.
Максимальная скорость: 23,5 узла.
Бронирование: толщина бортового пояса – от 330 мм до 102 мм, надстроек – от 152 мм до 102 мм, башен главных орудий – от 330 мм до 127 мм, башен универсальных орудий – 152 мм.
Вооружение: восемь 15-дюймовых (381-мм) орудий главного калибра, восемь 6-дюймовых (152-мм) орудий, восемь 4-дюймовых (102-мм) скорострельных орудий, 32 – 2-фунтовых (40-мм) зенитных автоматических установки (позднее 40 – 2-фунтовых и 35 – 20-мм зенитных орудий).
Команда: 925 человек.
Страна-изготовитель: Великобритания.
Линкоры типа «Королева Елизавета» оснащались 15-дюйм. (381-мм) орудиями, в то время как их соперники имели 14-дюйм. (356-мм) орудия. Благодаря использованию нефтяных энергоустановок, инженерам удалось увеличить толщину бронирования судов.
В период Первой мировой войны линкоры данного типа действовали совместно, образуя особую эскадру быстроходных линкоров. По окончании войны они оставались в числе лучших судов Британского флота и в 1920-х годах прошли существенную модернизацию. HMS «Ворспайт» в период с 1924 по 1926 годы был реконструирован, получив новое универсальное артиллерийское вооружение, противолодочные средства, а также объединение двух дымовых труб в одну.
С 1934 по 1936 год начался следующий этап модернизации, в рамках которого усилилось бронирование средней палубы над помещением боеприпасов и машинной частью. Кроме того, линкор был оборудован новой зенитной артиллерией и катапультой для четырех самолетов (в 1943 году катапульту сняли).
Во время Второй мировой войны все корабли типа «Королева Елизавета» сыграли важную роль, несмотря на то, что HMS «Бархем» был атакован и подорван немецкой подводной лодкой U-331 в 1941 году. HMS «Ворспайт» активно участвовал в Норвежской кампании, битве за Атлантику и в сражениях в Индийском океане. Также он поддерживал огнем высадку союзников на Сицилии. В ходе сражений на Средиземном море, 16 сентября 1943 года, «Ворспайт» стал объектом налета немецких бомбардировщиков и получил значительные повреждения от управляемых ракет FX1400 «Fritz-Х».
Судно набрало воды в объеме 5000 тонн и с большим трудом достигло Мальты. После спешных ремонтных работ линкор был восстановлен в строю с шестью работоспособными 15-дюймовыми (381-мм) орудиями главного калибра, однако без универсальных пушек 6-дюймового (152-мм) калибра и другой артиллерии.
В день высадки десанта в Нормандии, 6 июня 1944 года, «Ворспайт» оказывал огневую поддержку высаживающимся войскам, а 13 июня 1944 года корабль снова получил серьезные повреждения, столкнувшись с миной. Несмотря на это, он оставался на плаву до конца войны. С 1916 по 1945 годы «Ворспайт» пострадал от боевых повреждений чаще, чем любой другой британский линкор. В 1946 году корабль был продан.
Метки: warspite, Великобритания, ВМФ, Ворспайт, Корабль, Линкор, Флот