Созданная для эффективного уничтожения радиолокационных систем противовоздушной обороны противника, сверхзвуковая авиационная ракета Х-31П оснащена пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Эта ракета специализируется на обезвреживании РЛС зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности, таких как «Patriot», «Improved Hawk», «Nike Hercules» и других. Х-31П выделяется среди ракет предыдущего поколения своей увеличенной дальностью стрельбы, высокой скоростью в маршевом режиме, а также способностью надежно наводиться на цели даже при интенсивных помехах или кратковременном отключении радиоизлучающих объектов.
История
Разработка Х-31П началась в 1975 году в ОКБ «Звезда» под руководством Главного конструктора Г.И. Хохлова. Требование к созданию новой ракеты возникло из-за недостатков ее предшественницы, Х-27ПС, которая не соответствовала требованиям по дальности пуска и скорости полета. Это ограничение заставляло летательный аппарат запускать ракету в пределах досягаемости таких ЗРК, как «Improved Hawk» и «Nike Hercules», при этом выполняя маневр ухода. Это давало возможность операторам ЗРК отключать РЛС, нарушая таким образом процесс наведения ракеты. Ожидалось, что новая ракета обладает дальностью пуска примерно 60 км и массой менее 400 кг. Ее высокая скорость, достигающая приблизительно 750 м/с при запуске с малой высоты на дальность 25 км, позволяла бы поразить РЛС ЗРК «Improved Hawk» фугасной боевой частью еще до того, как зенитная управляемая ракета (ЗУР) достигла бы самолета-носителя. Что касается РЛС ЗРК «Nike Hercules», предполагалось наносить удары по ним за пределами зоны досягаемости их ЗУР.
Предполагалось оснастить противорадиолокационными ракетами (ПРР) ударные самолеты третьего поколения, такие как МиГ-27, Су-17М и Су-24. На каждом из этих самолетов планировалось устанавливать не менее двух таких ракет. Для достижения необходимой средней скорости ракет при заданной массе было решено применить прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Чтобы разогнать ракету до скорости, при которой активируется ПВРД, использовался стартовый твердотопливный ускоритель, который инженерам удалось интегрировать в камеру сгорания ПВРД.
Смотрите также: Ракета Х-59 «Овод»
В ходе проектирования стало очевидно, что уложиться в массу менее 400 кг не представляется возможным, в основном из-за сложностей с созданием компактного ПВРД. В результате вместо легкой ПРР была разработана ракета средней дальности для подавления ПВО, способная поражать цели на расстоянии, в два раза превышающем первоначально планируемое. Также был расширен список РЛС-целей для ракеты Х-31, включив в него РЛС зенитно-ракетного комплекса SAM-D (будущий «Patriot») и обзорные РЛС, работающие в диапазонах частотных литер В и С. Для этого Омскому НПО «Автоматика» было поручено разработать три головки самонаведения (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), функционирующих в этих диапазонах частот.
Заводские летные испытания ракеты Х-31П начались в мае 1982 года с использованием самолета МиГ-27М. В ходе испытаний ракета представлялась в нескольких вариантах: Пр1 и Пр2, а также в виде габаритно-массовых макетов, которые использовались для тестирования аварийного сброса ракеты.
Ракета Х-31Пр1, оснащенная стартовым двигателем и макетом маршевого двигателя, была предназначена для проверки процессов отделения ракеты от самолета, ее запуска и стабилизации на начальном этапе полета. Этот этап испытаний был ключевым для оценки надежности механизмов отделения и запуска ракеты, а также для проверки ее стабильности в воздухе сразу после старта.
Второй вариант, Х-31Пр2, включал в себя как стартовый, так и маршевый двигатели. Этот вариант ракеты был предназначен для более комплексных испытаний, включая активацию маршевого двигателя, оценку его характеристик, проверку эффективности системы стабилизации, а также изучение аэродинамических и баллистических свойств ракеты во время полета. Эти испытания были направлены на подробное изучение работы ракеты в полете, включая ее поведение при активации основного двигателя и во время дальнейшего полета к цели.
Конструкция
Ракета Х-31П, спроектированная по нормальной аэродинамической схеме, имеет Х-образное расположение крыльев и рулей. Она состоит из трех основных отсеков, каждый из которых является самостоятельным конструктивно и функционально законченным блоком. На корпусе ракеты, в районе несущих поверхностей, установлены четыре боковых круглых сверхзвуковых воздухозаборника, оборудованные сбрасываемыми в полете коническими заглушками, что способствует более эффективному воздушному потоку и повышению эффективности двигателя.
Х-31П оснащена осколочно-фугасной боевой частью, а ее модификация Х-31ПД – кассетной универсальной боевой частью весом 110 кг, обладающей увеличенной мощностью.
Двигатель модели 31ДПК, прямоточный воздушно-реактивный, был разработан в МКБ «Союз» в Тураево Московской области. Этот двигатель включает в себя систему воздухозаборников, топливные баки с механизмом вытеснения и оборудованием для дозирования топлива, фронтовое устройство, камеру сгорания с нерегулируемым сверхзвуковым соплом, а также электрогидравлическую систему для регулирования процесса воспламенения. Данный двигатель обеспечивает ракете высокую скорость и эффективность при выполнении боевых задач.
В маршевом двигателе ракеты установлен твердотопливный стартовый ускоритель, который активируется сразу после отделения ракеты от самолета-носителя, эффективно разгоняя ее до необходимой скорости для включения маршевого ПВРД. По завершении работы, стартовый ускоритель отделяется от ракеты под действием воздушного потока. Эта уникальная интеграция двигательной системы повышает среднюю скорость ракеты на протяжении всего полета и увеличивает ее дальность стрельбы, одновременно сокращая размеры ракеты.
Камера сгорания маршевого двигателя оснащена системой охлаждения воздушно-завесного типа, что значительно продлевает время ее работы и расширяет возможности модификации ракеты. Удельный расход топлива в ПВРД 31ДПК на порядок ниже, чем в твердотопливных двигателях, что делает его более экономичным и уменьшает видимость ракеты в полете. Это решение позволило ракете осуществлять самостоятельный старт с ПВРД, который обычно требует дополнительных ускорителей, и обеспечивает стабильность при высоком удельном импульсе.
Простота конструкции 31ДПК, его компактность и экономичность в производстве делают его надежным и эффективным. Применение твердого топлива в ПВРД также упрощает хранение и эксплуатацию ракеты. В испытаниях ракета показала способность к маневрированию с высокими перегрузками, достигая в некоторых случаях до 10g.
Система наведения обновленной версии ракеты Х-31ПД состоит из инерциальной системы наведения и многофункциональной пассивной радиолокационной головки самонаведения модели Л-112Э, произведенной в НПО «Автоматика».
Оригинальная модель ракеты Х-31П была способна начать применение после того, как цель была захвачена при подвешивании ракеты под самолетом-носителем. В отличие от нее, модификация Х-31ПД предлагает два режима использования: один включает захват и автоматическое сопровождение цели при подвеске под самолетом-носителем, а другой – автономный режим, в котором захват цели происходит во время полета ракеты после ее запуска. Экипаж самолета-носителя выбирает режим в зависимости от высоты полета и дистанции до цели. Пассивная радиолокационная головка самонаведения обладает способностью самостоятельно искать и захватывать цель, а также сопровождать ее, формируя сигналы для точного наведения ракеты. После обнаружения цели летчик нацеливает самолет на нее и вводит соответствующие данные в систему ракеты. После запуска ракета поднимается на заданную высоту по заранее заданной программе, затем, при достижении нужного угла наведения на цель, радиолокационная головка самонаведения разворачивается в сторону цели и осуществляет пикирование, управляя ракетой по сигналам от собственной системы.
Обслуживание ракет на земле осуществляется с помощью комплекса подготовки авиационных средств поражения «Ока-Э-1». Для транспортировки и хранения ракет используются специализированные герметичные контейнеры.
Модификации
Ракета Х-31П и её модификации представляют разнообразный арсенал вооружений для выполнения различных боевых задач. Вот основные модификации ракеты Х-31П:
- Х-31П («изделие 77П»): Это базовая версия противорадиолокационной ракеты. Она оснащена модульными пассивными радиолокационными головками самонаведения разработки НПО «Автоматика», которые эффективно работают во всем частотном диапазоне РЛС, являющихся потенциальными целями ракеты. Разработана для уничтожения РЛС из состава ЗРК большой и средней дальности и принята на вооружение в 1988 году.
- Х-31ПД: Эта версия ракеты обладает широкополосной пассивной головкой самонаведения, аналогичной используемой в Х-58УШКЭ, с дальностью пуска до 250 км. Увеличена масса боевой части до 110 кг и стартовая масса до 715 кг. Серийное производство началось с 2012 года.
- Х-31ПК: Это модернизированная версия Х-31П, оснащенная неконтактным датчиком подрыва и увеличенной по мощности боевой частью. Разработана для эффективного поражения РЛС, включая те, у которых антенны расположены на высоте.
- Х-31А («изделие 77А»): Противокорабельная версия ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения, предназначенная для поражения кораблей с водоизмещением до 4500 т. Принята на вооружение в 1989 году и экспортируется, в том числе, в Индию.
- Х-31АД (Х-31М): У этой модификации увеличена дальность пуска до 120-160 км, усилена боевая часть и добавлена инерциальная система наведения. В данный момент находится в стадии испытаний.
- МА-31 (М-31): Ракета-мишень, разработанная на базе Х-31А для имитации сверхзвуковых ракет при испытаниях ПВО. Она используется без головки самонаведения и боевой части, что позволяет имитировать различные виды угроз.
- МА-31Д: Это вариант мишени МА-31 с увеличенной дальностью полета, также предназначенный для имитации сверхзвуковых ракет в военных учениях и испытаниях.
Характеристики ракеты Х-31П
Ракета Х-31П является одним из ключевых элементов вооружения современной авиации, особенно эффективна в борьбе с системами ПВО противника. Она обладает следующими техническими характеристиками:
- Дальность стрельбы: Ракета может поражать цели на расстояниях от 15 до 110 километров, что обеспечивает ей гибкость в использовании и позволяет атаковать цели на значительных расстояниях.
- Скорость полета носителя: Ракета способна запускаться с самолетов, летающих на скоростях от 600 до 1250 км/ч, что соответствует диапазону скоростей от 0.65 до 1.5 Маха.
- Высота пуска: Эффективная высота пуска ракеты варьируется от 0.1 до 15 км, что позволяет использовать её в широком диапазоне высотных условий.
- Точность стрельбы (КВО): Ракета обладает высокой точностью, с круговой вероятной погрешностью (КВО) 5-7 метров.
- Габариты ракеты:
- Длина: 4700 мм
- Максимальный диаметр корпуса: 360 мм
- Размах крыльев: 779-780 мм
- Размах рулей: 1005-1125 мм
- Стартовый вес: Вес ракеты в момент пуска составляет 599-600 кг.
- Вес боевой части: Боевая часть ракеты весит примерно 87-90 кг.
- Авиационная пусковая установка (АКУ-58):
- Разработчик: МКБ «Вымпел»
- Вес пустой пусковой установки: 185 кг
- Габариты ПУ: Длина — 3810 мм, Ширина — 130 мм, Высота — 220 мм
Эти характеристики делают ракету Х-31П мощным и гибким инструментом для поражения разнообразных целей, включая радиолокационные станции и элементы систем ПВО противника.
Метки: акеты Х-31П в современной авиации, дальность ракеты х31п, модификации х-31п, Противорадиолокационная ракета Х-31П, ракета х31, Х-31П, Х-31П характеристики