Введение
Ракета Х-59 «Овод» — это российская тактическая ракета класса «воздух-поверхность», разработанная для поражения высокозащищенных наземных целей с высокой точностью. Принадлежащая к семейству высокоточного оружия, эта ракета предназначена для использования с российских истребителей и штурмовиков.
История разработки
Разработка ракеты Х-59 началась в 1970-х годах в Советском Союзе. Она была создана как ответ на необходимость в усовершенствованном прецизионном оружии для поражения укрепленных и мобильных целей, что было особенно актуально в условиях холодной войны.
МКБ «Радуга» отвечало за разработку, а производство осуществлялось на Смоленском авиационном заводе. Ракета Х-59 представляла собой усовершенствованную версию Х-29Т, наследовавшую некоторые успешные технические решения из предшественника Х-58. Попытка адаптировать Х-58 для использования телевизионной головки самонаведения не увенчалась успехом из-за того, что ее высокая скорость полета не позволяла достаточно времени для обнаружения и точного наведения на цель во время подлета.
С начала 1982 года Х-59 подвергалась тестированию на самолете Су-17М4. Во время этих испытаний ракета демонстрировала выдающуюся точность, регулярно поражая цели с отклонением всего в 1-1,5 метра. К 1984 году испытания завершились успешно, и ракета была рекомендована к использованию на истребителях-бомбардировщиках. Тем не менее, в итоге было принято решение размещать ракеты на фронтовых бомбардировщиках Су-24М вместо Су-17М4, в частности из-за предстоящего прекращения производства последнего. В Су-24М наведение ракеты осуществлял штурман, и таким образом, этот тип самолета стал единственной платформой в вооруженных силах СССР, а позже и России, на которую устанавливались ракеты Х-59.
Команда разработчиков, стоявшая за проектом точного авиационного оружия Х-59, была отмечена высокой государственной наградой СССР в 1984 году за свои заслуги.
Х-59 впервые была публично показана на мировой арене в ходе авиационной выставки в Дубаи в 1991 году.
В странах Запада эта ракета известна под наименованием AS-13 «Kingbolt».
Используя Х-59 как основу, были разработаны ее усовершенствованные версии, известные как Х-59М, которые обладают увеличенной дальностью полета и оснащены новыми двигателями.
Конструкция
Ракета Х-59, обладающая двухступенчатой конструкцией, выполнена по концепции «бесхвостки» с Х-образным расположением крыльев и хвостовым оперением переменной геометрии, которое складывается для удобства транспортировки.
Эта ракета оснащена парой твердотопливных двигателей: одним для стартовой стадии, который находится в отделяемом блоке, и одним маршевым двигателем с двумя соплами. Маршевый двигатель, смещенный к бокам из-за расположения антенны в хвостовой части ракеты, срабатывает после отделения стартового двигателя с помощью пиротехнических устройств. Он обеспечивает ракете умеренную скорость полета около 285 м/с. Боевая часть ракеты весом 148 кг предназначена для уничтожения жестких и небольших целей и имеет фугасно-кумулятивный эффект.
Система управления ракетой функционирует благодаря электромеханическим рулевым машинам, энергию которым подает бортовая аккумуляторная батарея и преобразователь. Для навигации на малых высотах в конструкцию включен радиовысотомер. Основные материалы, использованные в конструкции, — это легкие сплавы и высокопрочная нержавеющая сталь для элементов фюзеляжа, в то время как крылья изготовлены из сварного легкого сплава с дополнительными элементами для прочности.
Для защиты от высоких температур грузовой и аппаратные отсеки ракеты изнутри покрыты слоем изоляционного синтетического материала. Кроме того, для увеличения жесткости некоторые части заполнены пенопластом, в который вмонтированы необходимые кабели и соединители.
Чтобы усилить надежность, выживаемость и улучшить условия эксплуатации, ракета Х-59 разделена на отдельные отсеки. В каждом из этих отсеков сгруппированы взаимосвязанные по функционалу системы. Такая модульная структура дает несколько преимуществ:
- Возможность использования антенны с регулируемой направленностью и необходимым диаметром, сохраняя при этом компактные размеры ракеты;
- Облегчение замены боевой части без необходимости разбирать волноводную систему;
- Эффективное использование охлаждающего воздуха, поступающего от самолета-носителя;
- Упрощение доступа к блокам электрооборудования во время технического обслуживания.
Дополнительно, для защиты оптического кожуха системы телевизионного управления от механических повреждений и аэродинамического нагрева при полете, ракета оснащена специальным защитным конусом. Этот конус, вместе с механизмом его отделения и системой раскрытия дестабилизаторов, размещен перед обтекателем, что обеспечивает его безопасность до момента сброса.
Наведение
Ракета Х-59 использует два режима целеуказания: независимое и комбинированное с участием штурмана.
В режиме независимого наведения координаты объекта вводятся в систему управления ракетой еще до старта. Антенна ракеты выходит на связь с использованием теле- и радиосигналов после отделения стартового двигателя. Затем сигнал с камеры ракеты, отслеживающей маршрут, передается на борт самолета. Ракета летит к заданному району, автоматически подстраивая высоту в диапазоне от 15 до 1000 метров по рельефу местности. Подход к цели контролируется с помощью автопилота системы наведения и прицеливания СНАУ-59, до того как цель обнаружена на экране системы видеонаведения в кабине штурмана. Опознав цель, штурман выравнивает перекрестье прицела с объектом на экране и активирует систему автоматического слежения «Тубус», что позволяет ракете самостоятельно корректировать полет и точно поразить цель.
Метод комбинированного штурманского наведения используется, когда вдоль траектории полета ракеты есть выраженные земные ориентиры или таковые имеются вблизи цели для коррекции курса. При этом способе ракета управляется командами автопилота и одновременно штурман может вмешиваться в процесс управления через ручку механизма управления перекрестием (МУЛ). Прецизионность попадания ракеты Х-59 с использованием этого метода достигает погрешности всего в 2-3 метра. Однако эффективное применение возможно лишь в условиях ясной погоды с хорошей видимостью цели и при наличии на местности хорошо различимых ориентиров для наведения. В ходе испытаний наиболее успешное наведение происходило при использовании контрастных линейных объектов, таких как реки, дороги или железные дороги, указывающих направление на цель, в противном случае корректировка траектории представляла сложность.
Для использования ракеты Х-59 на борту самолета требуется специализированный подвесной контейнер АПК-8. Этот оборудованный контейнер содержит антенны, которые расположены для покрытия как передней, так и задней полусферы, обеспечивая таким образом наведение ракеты даже после того, как самолет-носитель развернулся для ухода с линии огня. Эта система позволяет самолету отступить после запуска ракеты, избегая зоны противовоздушной обороны, в то время как радиокомандное управление в реальном времени обеспечивает поражение целей, которые сложно обнаружить обычными телеуправляемыми головными наведениями (ТГСН). Подвесной контейнер делает возможным применение ракеты Х-59 с разнообразных типов военных самолетов, включая иностранные модели.
Система телеуправления «Текон-1», разработанная МНИИТИ, имеет ряд преимуществ:
- Она позволяет осуществлять поиск и обнаружение целей на больших расстояниях от самолета-носителя, что раньше было возможно только при ограниченной дистанции и визуальном обнаружении цели.
- Точность попадания значительно улучшилась, пилот может выполнять наведение почти до момента удара по цели.
- Система позволяет контролировать ракету в любом направлении, даже когда самолет отходит от цели.
Для запуска и подвески ракеты Х-59 используется стандартное авиационное катапультное устройство АКУ-58-1.
Для транспортировки и хранения ракет используется специальный термоконтейнер, обеспечивающий сохранность оружия в различных условиях.
Технические характеристики
Ниже приведены общие тактико-технические характеристики ракеты Х-59 в базовой версии:
- Тип ракеты: крылатая ракета с оптико-электронной системой наведения.
- Двигатель: два твердотопливных реактивных двигателя (2 РДТТ).
- Дальность полета: около 40 км в базовой версии (данные могут варьироваться в разных источниках и для разных модификаций).
- Высота полета: настраивается на уровне 15, 50-1100 м.
- Вес ракеты: 760-790 кг.
- Боеголовка: от 148 до 320 кг в зависимости от модификации.
- Стартовая масса: примерно 930 кг.
- Длина ракеты: около 5,37 метров.
- Диаметр корпуса: около 38 см.
- Размах крыльев: около 1,26 метров после раскрытия.
- Скорость полета: порядка 900-1050 км/ч.
- Система наведения: комбинированная, включает инерциальную систему наведения на начальном этапе и оптико-электронную с корреляционно-контрастной головкой самонаведения на заключительном этапе.
- Платформы запуска: разработана для использования с широким спектром боевых самолетов, таких как Су-24М, Су-25, Су-30, Су-34, Су-35 и Су-57.
Следует отметить, что модификации Х-59 могут иметь разные характеристики. Например, Х-59МК имеет увеличенную дальность полета до 285 км и обновленную систему наведения. Информация о ТТХ современных версий и модификаций, таких как Х-59МК2, может отличаться и включать дополнительные возможности и улучшения.
Модификации
С течением времени и развитием технологий появились разные варианты этой ракеты:
- Х-59 (изделие 111, НАТО: AS-13 ‘Kingbolt’) — первоначальный вариант ракеты, который использовался с оптико-электронной системой наведения и предназначался для запуска с самолетов типа Су-24М.
- Х-59М (изделие 114, НАТО: AS-18 ‘Kazoo’) — улучшенная версия с увеличенным дальностью полета до 115 км и более мощной боевой частью. Эта модификация имеет телевизионное наведение, где оператор может наводить ракету на цель, используя изображение с камеры, установленной на ракете.
- Х-59МК — более поздняя модификация, разработанная для экспорта. Она оборудована новой системой наведения, которая позволяет использовать ракету в любое время суток и в любых погодных условиях. Ракета также получила новую боеголовку и систему сопротивления радиоэлектронному подавлению.
- Х-59МК2 — дальнейшее развитие Х-59МК с увеличенной дальностью полета и улучшенной боеголовкой.
- Х-59МЕ — экспортный вариант ракеты.
- Х-59М2 — версия ракеты с дальностью полета до 285 км.
- Х-59МК2 — новейшая версия ракеты с дальностью полета до 550 км и возможностью управления по спутниковым данным ГЛОНАСС/GPS, что позволяет ракете самостоятельно корректировать траекторию полета.
Все эти модификации делают ракету Х-59 «Овод» одним из самых многосторонних и адаптируемых противоназемных оружий в арсенале ВКС России. Изменения в системах наведения и боевых частях позволили значительно расширить возможности ракеты по поражению различных типов целей с высокой точностью, а также улучшить их эффективность в сложных метеоусловиях и условиях активного радиоэлектронного противодействия.
Носители ракеты
Ракеты серии Х-59 «Овод» могут использоваться с различными типами боевых самолетов, которые в состоянии нести соответствующие подвесные контейнеры и обеспечивать необходимую электронную и программную интеграцию для наведения ракеты. Вот некоторые из основных носителей ракеты Х-59:
- Су-24М — Советский фронтовой бомбардировщик, способный нести ракеты Х-59 в оригинальной их версии.
- Су-25 — Штурмовик, может быть оснащен ракетами Х-59 для борьбы с укрепленными целями.
- Су-30 — Многоцелевой истребитель, способный выполнять задачи и с использованием тактического вооружения, включая ракеты Х-59.
- Су-34 — Фронтовой бомбардировщик, который спроектирован для замены Су-24, может использовать Х-59 для уничтожения различных наземных целей.
- Су-35 — Усовершенствованная версия истребителя поколения 4++, также способна нести данные ракеты.
- Су-57 — Это российский многофункциональный истребитель пятого поколения, который также способен нести ракеты Х-59 «Овод». Его бортовая электроника и системы вооружения позволяют использовать широкий спектр высокоточного вооружения, включая управляемые ракеты. Это делает Су-57 одной из потенциальных платформ для применения ракет серии Х-59
В дополнение к этим самолетам, любой современный истребитель или бомбардировщик, который может быть оснащен необходимым оборудованием для управления ракетой и обеспечения её целеуказания, теоретически может быть носителем ракеты Х-59. Это включает в себя возможность модификации и адаптации ракеты для экспортных моделей самолетов, предназначенных для экспорта за пределы России.
Важно отметить, что способность самолета выступать в качестве носителя для конкретного вида вооружения определяется не только его физической способностью нести эту нагрузку, но и наличием соответствующего оборудования для целеуказания, управления оружием и интеграции с бортовой электронной системой самолета.
Оперативное применение
«Овод» был задействован во многих военных конфликтах и учениях, демонстрируя высокую эффективность и точность. Его способность поражать цели с малыми радиусами поражения минимизирует коллатеральный ущерб и делает его идеальным оружием для современных боевых операций.
В ноябре 2023 года, во время конфликта России и Украины, Украинское руководство одной из бригад приняло решение о проведении церемонии вручения наград в поселении, находящемся недалеко от линии фронта в Запорожской области Украины. Это мероприятие было приурочено ко Дню артиллериста Украины.
Согласно распоряжению, на церемонию были созваны свыше 100 военнослужащих. Однако сбор большого числа людей в одном месте привел к трагическим последствиям: на место проведения мероприятия была совершена атака российской управляемой ракетой Х-59 «Овод». В результате ракетного удара погибли десятки офицеров, многие получили ранения. Этот инцидент стал причиной серьезных потерь для всей бригады.
Заключение
Ракета Х-59 «Овод» продолжает оставаться одним из ключевых элементов в арсенале высокоточного оружия Воздушно-космических сил России. Сочетание дальности, точности и мощности делает ее важным стратегическим активом, способным эффективно реагировать на современные военные угрозы.
Метки: ВВС России, Ракета Х-59 "Овод", Ракетные удары, ТТХ ракеты Овод, Удар по Украине ракетой Х-59, Характеристики Х59 Овод, Что такое ракета Х-59