В 1952 году арсенал сухопутных войск пополнился новой установкой БМ-14, разработанной в СКВ МОП под руководством инженера В. П. Бармина. Эта установка использовала турбореактивные снаряды М-14 и базировалась на шасси автомобиля ЗИС-151.
БМ-14 был создан для реактивных дивизионов, служа быстрой и мощной системой уничтожения различных целей, будь то открыто расположенные войска, легкая бронетехника, артиллерийские установки или минометные отделения. Эта установка также могла поражать простые укрепления.
С точки зрения дизайна, пусковые установки были гладкими трубами диаметром 140,3 мм, открытыми с обеих сторон и оснащенными контактными рычагами и стопорами. Направляющая система (или люлька) была сварной и размещалась на кронштейнах поворотного механизма, вместе с трубами формируя основную часть установки. Поворот и поднятие установки осуществлялись через специализированные механизмы, а также была система, которая облегчала управление прицеливанием.
Рама установки, которая могла вращаться, включала в себя механизмы наведения, уравновешивающую систему и поддерживающую ферму. Эта рама могла вращаться на основании благодаря специальному механизму и поддерживалась с помощью трёх вертикальных роликов. Ещё шесть горизонтальных роликов обеспечивали стабильность и предотвращали опрокидывание рамы. Конструкция предусматривала дистанционное управление стрельбой на расстоянии до 60 метров. БМ-14 была оснащена механическим прицелом, который также имел боковой уровень.
Снаряд М-14-ОФ состоял из двух частей: ракетной и боевой. Ракетная часть включала камеру, пороховой заряд, элементы для его зажигания и систему стабилизации. Заряд сформирован из семи шашек особого пороха. Для зажигания этого заряда использовался воспламенитель с порохом в алюминиевой оболочке. Присутствовал также элемент, который предотвращал выброс неполностью сгоревшего пороха. Стабильность снаряда в воздухе достигалась благодаря пороховым газам, вытекающим через специальные отверстия под определенным углом.
Для стрельбы на расстояние меньше 7500 метров к снарядам М-14 добавлялись специальные кольца, которые замедляли его полет. Используя меньший размер кольца, снаряд мог лететь на расстояние от 7550 до 5400 метров, в то время как с более крупным кольцом — от 5420 до 1000 метров. Если рассматривать отклонение снаряда М-14-ОФ на максимальной дистанции без использования колец, то по дальности это 30 метров, а по боковому отклонению — 85 метров. Помимо основного боевого снаряда М-14-ОФ, арсенал установки БМ-14 дополнялся дымовым снарядом М-14Д с желтым фосфором. Также в 1955 году был введен в эксплуатацию химический снаряд М-14.
С течением времени установка БМ-14 обновлялась новыми шасси. Изменения отразились в наименованиях моделей: БМ-14М (2Б2) на базе автомобиля ЗИЛ-157 и БМ-14ММ (2Б2Р) на ЗИЛ-131. При этом, артиллерийский компонент установки оставался без изменений. Вес модели БМ-14М достигал 8080 кг, в то время как у БМ-14ММ — 9340 кг. Если говорить о размерах, то у БМ-14М в транспортном состоянии ширина составляла 2330 мм и высота 2560 мм, а при максимальном угле наклона — 3045 мм. Для модели БМ-14ММ эти показатели составляли: ширина 2500 мм, высота 2750 мм и при максимальном угле наклона — 3230 мм.
В 1958 году под руководством А. И. Яскина был разработан новый 140-мм пусковой агрегат БМ-14-17 (8У36) на основе автомобильной платформы ГАЗ-63 или ГАЗ-63А. Отличие между ГАЗ-63 и ГАЗ-63А заключалось в том, что у ГАЗ-63 была лебедка спереди, приводимая в движение мотором.
Количество труб в новой установке увеличилось, однако ее вес уменьшился почти на 3 тонны. В БМ-14-17 блок стволов размещен не в рамке, как в БМ-14, а в специальной коробке-люльке, которая стала основной движущейся частью установки. Эта коробка была крепко сварена и стояла на подставке, напоминающей основание артиллерийской пушки.
Механизм поворота позволял наводить стволы горизонтально в диапазоне от -33°30′ до +166°30′ относительно главного направления стрельбы установки. Это направление (76° относительно длинной оси машины со стороны левого борта) задавалось соответствием маркеров на определенных частях установки.
Сам поворотный механизм был собран из червяка и колеса с червячной передачей, прикрепленного к определенному валу, находящемся на подвижной части, а также другого колеса на стационарной части установки.
Механизм, предназначенный для поднятия, имел винтовое исполнение. С его помощью стволы могли менять угол наклона в пределах от 0° до +50° в определенных угловых секторах, относительно главного направления обстрела. Присутствовал также уравновешивающий пружинный механизм, который уменьшал необходимое усилие при использовании рукоятки. Основание устройства включало в себя тяжелый стержень, расположенный в кожухе, который был закреплен к шасси транспортного средства. Арсенал вооружения оставался без изменений.
Боевые установки разных модификаций БМ-14 входили в состав стрелковых дивизий. С 1948 по 1953 год, каждый из этих дивизий имел дополнительный артиллерийский полк, в котором были машины БМ-14. Этот полк состоял из трех дивизионов, каждый из которых имел три батареи. В каждой батарее находилось четыре машины, что в сумме давало 36 машин на один полк.
Помимо этого, пусковые установки из модели БМ-14-17 устанавливались на речных бронированных катерах проекта 1204.
В середине 1950-х в ГСОКБ-43 была создана буксируемая пусковая установка РПУ-14 для ракет модели М-14. Прототипы этой установки прошли заводские тесты в 1956 году. С 3 мая по 27 июня 1957 года две таких установки успешно завершили тесты на полигоне, преодолев на автомобильном прицепе ГАЗ-63 расстояние в 3000 км.
РПУ-14 размещена на основании 85-мм дивизионного орудия Д-44. Подвижная часть аппарата включает в себя 16 стволов и металлическую колбу, соединенную с верхней платформой при помощи двух соединительных элементов. На этой платформе установлены механизмы для поднятия секторного вида и вращения винтового стиля. Прицел для установки представляет собой минометный панорамный МП-46М.
Базовая платформа с амортизацией выполнена из стального литья, содержащего в себе торсионную подвеску и систему выравнивания. Эта платформа служит основой для вращающейся части пускового устройства. Трубчатые опоры с неподвижными опорами соединены с этой базовой платформой. Амортизация основана на торсионной системе, активируется и деактивируется при соединении и разъединении опор. Колеса заимствованы у грузовика ГАЗ-АА и оснащены шиной ГК, в то время как ступица происходит от пушки Д-44.
Пусковое устройство можно транспортировать на борту самолета и сбрасывать на парашютах, используя стандартные контейнеры.
РПУ-14 может быть отбуксирована автомобилями или тракторами. На короткие дистанции ее можно перемещать вручную. Для ручной транспортировки под установку устанавливается специальный валик, который при транспортировке крепится к опорам.
Управление выстрелами из РПУ-14 осуществляется через дистанционный пульт управления, расположенный на расстоянии 50-60 м от устройства.
РПУ-14 использовалась во многих региональных столкновениях и до сих пор остается в строю.
ТТХ пусковой установки — БМ-14 | Значение |
---|---|
Индекс ГАУ | 8У32 |
Транспортная база | ЗИЛ-151 |
Число направляющих | 16 |
Калибр ствола, мм | 140,3 |
Длина направляющих, мм | 1370 |
Угол вертикального наведения, град | 0°; +50° |
Угол горизонтального наведения, град | 140° |
Габариты установки в походном положении, м | Длина: 6,92 |
Ширина: 2,30 | |
Высота: 2,65 | |
Вес незаряженной установки (без расчета), кг | 7000 |
Вес заряженной установки, кг | 8200 |
Время перехода из походного положения, мин | 1,5-2 |
Время заряжания, мин | 1,5-2 |
Продолжительность залпа, с | 7-10 |
Максимальная скорость передвижения по шоссе, км/ч | 60 |