Основной боевой танк Т-64 был создан в Харьковском конструкторском бюро имени Морозова и оказал значительное влияние на развитие танкостроения в то время. Он был инновационным, сочетая в себе минимальный забронированный объём, многослойную броню, оппозитный двигатель и возможность вести огонь управляемыми ракетами в более поздних модификациях.
Начиная с начала 1960-х годов, этот танк получил множество модификаций и по-прежнему находится в вооружении России, Украины и нескольких других стран. Однако, как и в случае с любой теорией, на практике возникают проблемы, которые нельзя было предвидеть при разработке Т-64. Тем не менее, этот танк остается одним из наиболее значимых в истории танкостроения.
Создание танка
Все началось с экспериментального танка «Объект 430», созданного в 1957 году. Он отличался дифференцированной бронезащитой, новым дизельным оппозитным двигателем 5ТД и общими улучшениями традиционной компоновки. Впоследствии началась разработка танка Т-64, который в 1964 году был запущен в серийное производство. Главной его особенностью стала плотная компоновка и небольшой объем бронирования. Это стало возможным благодаря новому механизму зарядки, двигателю и трансмиссии.
Изначально Т-64 был классифицирован как средний танк и выпускался вместе с Т-55 и Т-62. В 1968 году появилась модификация Т-64А, которая получила улучшенную броню и 125-мм пушку, что превратило её в симбиоз среднего и тяжелого танка. Такая классификация стала устаревать, и появилось понятие Объект Боевой Танк (ОБТ). Т-64 стал инновационным танком своего времени и задал направление развития танкостроения. В настоящее время он находится на вооружении России, Украины и других стран. Однако, как и в случае с другими танками, теория не всегда совпадает с практикой, и Т-64 не лишен своих недостатков.
Танк-Т64 Бронезащита
Танк Т-64 стал первым в мире танком, который обладал многослойной бронёй корпуса из разных материалов, включая стальные листы толщиной 80 мм и 20 мм, а также две стеклопластиковые панели толщиной 52 мм между ними. Для производства башни применяли литье с особыми полостями спереди, которые заполняли специальными вставками. В ходе исследований использовались различные материалы, такие как алюминий, ультрафарфор, уралит и стеклопластики.
Благодаря многослойной броне танк обеспечивал защиту от большинства западных боеприпасов, при стрельбе с дальности более 500 метров. Кроме того, использование многослойной брони позволило снизить вес танка на 20% по сравнению с аналогичными танками, имеющими монолитную броню.
В 1975 году был изменен наполнитель башни на корундовый, что позволило достичь лобовой защиты около 450 мм. Многослойная броня Т-64 позволила решить несколько задач одновременно, обеспечивая максимальную прочность защиты при достаточной ее вязкости и минимальном весе.
В 1985 году появились новые Т-64, которые были оснащены более чем 200 блоками реактивной защиты, схожей с израильской технологией «Блейзер». Считается, что технологии были заимствованы у захваченных сирийцами танков M-48, M-60 и Центурионов.
Танк-Т64 Вооружение
Первая модификация Т-64 была оснащена пушкой 2А21 калибром 115 мм и механизмом заряжания, который позволял выбирать типы снарядов. Это позволило уменьшить экипаж до трех человек и повысить скорострельность до 10 выстрелов в минуту.
В 1968 году было решено установить на Т-64 пушку калибром 125 мм 2А26, что превратило его в ОБТ. В 1976 году появился Т-64 с комплексом управляемого вооружения, став первым танком в мире, который мог стрелять как снарядами, так и ракетами. В 1979 году пушку заменили на 2А46 такого же калибра.
Механизм заряжания с гидравлическим приводом является предметом споров из-за своих преимуществ и недостатков. Он может содержать до 28 выстрелов и располагается в башне, что создает риск взрыва боекомплекта при попадании снарядов, ракет или гранат в башню и пробития брони. Однако этот недостаток присутствует во всех советских и современных российских танках, так как является особенностью автоматических механизмов заряжания, которая сохраняется с периода СССР.
Танки Т-72 и Т-90 оснащены электрическим приводом автоматического заряжания, в то время как у Т-64 применяется гидравлический привод, который требует периодического обслуживания и считается опасным с точки зрения возможных пожаров.
Кроме того, механизм заряжания на Т-64 имеет свою особенность, которая может стать опасной для механика-водителя. Лотки, которыми оснащен механизм заряжания, закрывают путь из отделения управления в боевое, и если люк водителя заблокирован, человек оказывается в ловушке и не может выбраться. Теоретически можно убрать несколько лотков, чтобы освободить путь, но на практике это крайне затруднительно.
В дополнение к основному вооружению, Т-64 также оснащен спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и 12,7-мм НСВТ, который управляется дистанционно. Также на борту имеется 8 дымовых гранатометов для создания дымовой завесы.
Ходовая часть и двигатель
Харьковские инженеры решили подойти к вопросам создания танка нестандартно и установили на него торсионную подвеску и оппозитный двигатель.
Ходовая часть танка состоит из ведущего колеса сзади, шести опорных катков, четырёх поддерживающих роликов и направляющего колеса спереди на каждой стороне. Эта конструкция позволяет увеличить проходимость танка и повысить его надежность. Однако при такой конструкции возникают определенные проблемы, такие как раскачка танка, высокая вероятность потери гусеницы при резких поворотах на пересеченной местности или недостаточном натяжении, а также сложности при транспортировке танка, который потерял гусеницу из-за небольшого диаметра опорных катков, которые могут закапываться в мягкий грунт.
Чтобы избежать дискуссий о том, какая конструкция лучше и имеются ли недостатки у харьковской подвески, стоит обратить внимание на то, сколько современных ОБТ используют подобную подвеску и почему.
Уже в 1946 году начались работы над созданием нового дизельного двигателя, который должен был иметь малые габариты и высоту. Поэтому инженеры приняли решение расположить цилиндры горизонтально.
На танке Т-64 был установлен оппозитный двигатель 5ТДФ мощностью 700 лошадиных сил. Впоследствии на модификации Т-64БМ появился 6ТД мощностью 1000 лошадиных сил, а на Т-64Е был установлен 5ТДФЕ мощностью 900 лошадиных сил.
Трансмиссия состоит из двух бортовых планетарных механических коробок передач с сервоприводами, которые имеют семь передач переднего хода и одну заднего.
Такая конструкция обеспечивает легкость и компактность двигателя, упрощает его замену и ремонт в полевых условиях. Однако двигатель имеет тяжелый тепловой режим и работает на высоких оборотах, что ограничивает его возможности использования в условиях повышенной температуры и требует подогрева до запуска при температуре ниже 10 градусов Цельсия.
Модификации Танк Т-64
Танк Т-64А был выпущен в 1969 году и стал первой модификацией, которая получила значительное обновление оборудования и улучшений, таких как 125 мм орудие, дистанционно управляемый зенитный пулемет и стал Основным боевым танком.
В 1976 году была выпущена модификация Т-64Б, которая имела управляемые ракеты в качестве вооружения, улучшенное бронирование, усовершенствованную подвеску и Систему Управления Огнём.
Т-64БМ была выпущена в 1983 году, и её создание было вызвано необходимостью установки на Основной Боевой Танк двигателя мощностью 1000 л.с. типа 6ТД.
Т-64БВ была продемонстрирована в 1985 году в Москве и была оснащена навесной динамической броней.
Украинская модификация Т-64БМ «Булат» была выпущена в 2005 году.
Т-64Е — это украинская модификация, получившая современный двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л.с. с встроенной силовой установкой, обновленной Системой Управления Огнём, динамической защитой «Нож-2», комплексом управляемого вооружения «Комбат» и спаренной зенитной пушкой калибром 23 мм, которая управляется дистанционно.
Ещё одна украинская модификация — Т-64Б1М — была выпущена в 2014 году. Она имела встроенную динамическую защиту и нишу для боекомплекта в задней части башни.
Эпилог
Основной боевой танк Т-64 получился дорогим и сложным для своих задач. Позже созданный Т-72 имел меньшую цену, сложность и большую надёжность при сравнимой защите и огневой мощи. Некоторые идеи, вроде механизма заряжания и ходовой части, вызывают небольшое удивление. Механизм заряжания, фактически ставящий крест на спасении механика-водителя в некоторых ситуациях, не имеет весомых преимуществ перед более простыми автоматами заряжания.
Судьба ОБТ в вооружённых столкновениях была интересной, однако в каждом из них он не смог проявить себя по различным причинам. Эпизодическое применение в Приднестровье и на Украине брать в расчёт нет смысла. Сложно рассуждать о машине, которая не была протестирована на поле боя.
Тем не менее, Т-64 стал во многом первым, а его характеристики и конструкционный запас позволяют ему до сих пор находиться в строю, подвергаясь периодическим модернизациям. Т-64 не выглядит пережитком прошлого, но нуждается в дальнейшем развитии, чтобы соответствовать современным требованиям боевой эффективности.