Су-35: Универсальный Истребитель для Воздушного Превосходства

Су-35

Су-35 представляет собой передовой российский истребитель поколения 4++. Этот многоцелевой сверхзвуковой истребитель был разработан на основе линейки Су-27 и предназначен для Воздушно-космических сил России (ВКС).

Самолет Су-35 объединяет современные истребительные характеристики (сверхманевренность, передовые системы обнаружения и борьбы, высокая сверхзвуковая скорость, большая дальность полета) и тактические возможности (широкий арсенал вооружения, современная система радиоэлектронной борьбы, малая радиолокационная видимость, и высокая устойчивость в бою). Эффективность Су-35С достигается через автономное действие, групповое взаимодействие, скрытую атаку, и высокоточные удары. Он способен одновременно действовать в воздушных и наземных сферах.

Су-35 способен поддерживать длительные трансзвуковые полеты без необходимости использования форсажа, что достигнуто благодаря смене двигателей. Новые серийные двигатели «АЛ-41Ф-1С» для этих истребителей были представлены в Лыткарине в декабре 2014 года. Разработка этого двигателя была проведена в опытно-конструкторском бюро имени Люльки. Масса простой модификации двигателя составляет 1604 килограмма, и его тяга достигла 14500 килограмм-силы, что на две тысячи килограмм-силы больше, чем предыдущая модель «АЛ-31ФП».

Двигателя Су-35

«Ранее установленные двигатели на современных самолетах представляли собой советские модели, созданные в конце 1980-х годов. Модель «АЛ-41Ф-1С» представляет собой настоящий прорыв в российской авиации», — подчеркнул Валерий Кузин, начальник экспериментально-исследовательского отдела ОАО ЛМЗ, филиала ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение».

История проектирования Су-35

Разработка модификации Су-27 с возможностью атаки наземных целей началась в 1980-х годах в ОКБ Сухого. Самолет был назван Су-27М (Т-10М). Ему было добавлено новое радиоэлектронное оборудование, оружие, системы радиоэлектронной борьбы и современные индикаторы в кабине пилота. Первый полет Су-27М (позднее ставший Су-35) состоялся 1 апреля 1992 года. Он был продемонстрирован на авиасалонах и предлагался для экспорта, но не был куплен. Из-за экономических проблем серийное производство этих истребителей не началось.

Некоторые технические решения, использованные в Су-27М, позже были внедрены в истребителях Су-30 разных модификаций и Су-37. В середине 2000-х годов возобновились работы над одноместным многофункциональным истребителем на базе Су-27, который получил обозначение «изделие Т-10БМ». На этом истребителе были установлены новая авионика, радиолокационная станция «Ирбис» с фазированной антенной, мощные двигатели с вектором тяги и новая информационно-управляющая система, за разработку которой создатели получили правительственную премию Российской Федерации в области науки и техники за 2017 год.

В рамках этой модификации было принято решение отказаться от переднего горизонтального оперения и аэродинамического тормоза, которые использовались на Су-27М. Первый полет Т-10БМ состоялся 19 февраля 2008 года и был осуществлен заслуженным летчиком-испытателем России Сергеем Богданом.

Истребитель производится на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ). В 2009 году был заключен контракт на поставку 48 самолетов для ВВС России. Первые 12 истребителей были переданы 12 февраля 2014 года 23-му истребительному авиационному полку, базирующемуся на аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровский край. Контракт был полностью выполнен в 2015 году, после чего заказано еще 50 самолетов. Как отмечалось в феврале 2020 года, ВКС России в эксплуатации имели около 70 экземпляров Су-35С.

ВКС РФ

С начала 2015 года истребители Су-35С включены в состав группировки ВКС РФ в Сирии. 19 сентября 2017 года Министерство промышленности и торговли России объявило о принятии истребителя Су-35С на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) России.

4 апреля 2018 года на заседании государственной комиссии, заслушивавшей результаты испытаний Су-35С в 929-м Государственном летно-испытательном центре имени В. П. Чкалова в Ахтубинске, заместитель министра обороны России Юрий Борисов отметил высокое качество выполненных работ по самолету. Он также подчеркнул, что летный состав, использующий Су-35С в Сирии, высоко оценивает качество самолетов и их боевые характеристики.

Су-35 в зоне СВО

В зоне специальной военной операции (СВО), истребители Су-35 выполняют разнообразные задачи в ходе боевых миссий, включая патрулирование воздушного пространства, обеспечение защиты бомбардировщиков и штурмовых самолетов, а также уничтожение вражеских самолетов и наземных целей. Один из летчиков Воздушно-космических сил (ВКС) России отметил, что благодаря высокому техническому уровню российских истребителей, таких как Су-35, в начальные месяцы вооруженных конфликтов в СВО были нейтрализованы лучшие летчики Украины.

Вооружение истребителя

Он подчеркнул, что Су-35 и другие современные российские истребители оснащены высокоточными бортовыми комплексами, которые позволяют осуществлять мониторинг как воздушной обстановки, так и наземных объектов. Кроме того, на борту этих истребителей установлены эффективные дальнобойные ракеты, что придает летчикам России значительное преимущество перед потенциальными противниками. Это дает возможность российским летчикам обнаруживать и атаковать цели с более дальних расстояний, и иногда украинские военные не осознавали, что их действия наблюдаются и подвергаются угрозе со стороны российских истребителей.

«Как только противник выходит на рубеж пуска — он сразу получает в лоб пару наших ракет», — рассказал участник СВО.

Сверхманевренные Су-35, находясь в зоне специальной военной операции (СВО), выполняют не только воздушные боевые задачи, но также успешно атакуют наземные цели. Одним из приоритетных направлений действий для этих истребителей является уничтожение средств противовоздушной обороны (ПВО). Замкомандира авиационной эскадрильи, имя которого не разглашается Министерством обороны России, подчеркнул, что Су-35 считается лучшим истребителем в этом контексте.

Русские Витязи

Кроме того, Су-35 активно применяются для поражения инфраструктуры и военной техники Вооруженных сил Украины (ВСУ). В частности, 18 ноября была успешно уничтожена станция подсвета целей и наведения ракет, принадлежащая ВСУ и предназначенная для системы противовоздушной обороны С-300.

Тактико-технические характеристики СУ-35

Размах крыла: 14.70 м
Длина: 21.9 м
Высота: 5.9 м
Максимальная взлетная масса: 34,500 кг
Масса топлива: 11,300 кг
Максимальная масса боевой нагрузки: 8,000 кг
Двигатель: 2 ТРДДФ 117С
Тяга (без форсажа): 2 x 8,800 кгс
Тяга (с форсажем): 2 x 14,500 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2.25M (около 2,700 км/ч)
Максимальная скорость у земли: 1,400 км/ч
Практический потолок: 18,000 м
Практическая дальность полета без дозаправки: 3,600 км
Длина разбега: 500 м (при нормальной взлетной массе)
Длина пробега по бетонной полосе: 750 м (при нормальной посадочной массе, с использованием колесных тормозов и тормозного парашюта)
Экипаж: 1 человек

Вооружение истребителя включает:

  • 30-мм пушка ГШ-301
  • Управляемые «воздух-воздух» ракеты: РВВ-БД, Р-27Р1(ЭР1), Р-27Т1(ЭТ1), Р-27П1(ЭП1), РВВ-АЕ, Р-73Э, ААМ
  • Управляемые «воздух-поверхность» ракеты: Х-31П(А), Х-29ТЕ (Л), Х-59МК, противокорабельная ракета большой дальности, противорадиолокационная ракета повышенной дольности
  • Корректируемые авиационные бомбы: КАБ-500КР (ОД), КАБ-500 со спутниковым наведением, КАБ-1500КР (ЛГ)
  • Неуправляемые снаряды типа С-8, типа С-13, типа С-25
  • Разовые бомбовые кассеты РБК-500
  • Авиабомбы: АБ-50, АБ-100, АБ-250, АБ-500.
Метки: , , , , , ,