Линкоры класса «Айова»: Величие и Мощь Морских Гигантов

Линкор Айова

Корабли типа «Айова» представляют собой внушительное достижение американской морской инженерии и военного искусства. Эти мощные и величественные линкоры, противостоявшие временам Второй мировой войны и более поздним эпохам, олицетворяют комбинацию технической совершенности и стратегической значимости. С началом своего пути в 1936 году, они стали живым свидетельством сдвигов в мировой морской силе и геополитических трансформаций. Давайте погрузимся в историю этих кораблей и раскроем их роль в морских операциях и глобальной политике.

Тактико-технические характеристики:

Водоизмещение: стандартное 48 110 т; полное 57 540 т
Главные размеры: длина (общая) 270,43 м; ширина (на уровне ватерлинии) 32,97 м; осадка 11,02 м
Энергетическая установка: восемь котлов типа Бэбкок-энд-Уилкокс, четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 212 000 л.с, вращающие четыре гребных винта
Максимальная скорость: 33 уз.
Бронирование: толщина бортового пояса от 305 мм до 40 мм; бронированной палубы от 152 мм до 38 мм; надстроек от 287 мм; главных башен 500 мм
Вооружение: девять 16-дюйм. (406-мм) орудий главного калибра, 20 – 5-дюйм. (127-мм) противоминных орудий, 60 – 40-мм и 60 – 20-мм зенитных автоматических орудий, три самолета
Команда: 1921 человек
Страна-изготовитель: США

Четыре боевых корабля класса «Айова» оставили глубокий след в истории ВМФ США. Эти линкоры, которые были самыми большими и быстроходными во время Второй мировой войны, оставили значительное наследие. В 1936 году, после выхода из ограничений Вашингтонского соглашения 1922 года, США начало строительство новых кораблей водоизмещением 45 000 тонн. Этот шаг представлял собой следующий этап развития после кораблей класса «Южная Дакота».

Не только линкоры предыдущих поколений, но и новые корабли класса «Айова» имели в своем вооружении артиллерию. Тем не менее, эти новейшие корабли отличались улучшенным бронированием и повышенной скороходностью.

Линейный линкор

Линкоры типа «Айова» показывали впечатляющую скорость до 33 узлов, что делало их самыми быстроходными кораблями в своем классе на тот момент. Новинкой стали 16-дюймовые (406-мм) орудия длиной 50 калибров, заменившие предыдущие пушки длиной 45 калибров. Важным усовершенствованием стали орудийные башни, что позволило сэкономить 850 тонн веса. Стремясь к созданию быстрореагирующих оперативно-тактических групп на Тихом океане, американский флот внедрил новейшие корабли типа «Айова» в свою концепцию боевых операций.

В штабе ВМФ правильно предполагали, что Япония будет применять подобные группы для нападений на торговые суда в Тихом океане. Поэтому линкоры типа «Айова» были спроектированы с учетом возможности использования их для защиты американских авианосцев. Эти авианосцы в свою очередь могли направлять свои самолеты на удары по поверхностным и сухопутным целям противника.

Согласно изначальным планам, планировалось построить шесть линкоров данного типа, однако было построено всего четыре: USS «Айова», USS «Нью-Джерси», USS «Миссури» и USS «Висконсин».

История — линкор Айова

Строительство линкора «Айова» началось 27 июня 1940 года, его спуск на воду состоялся 27 августа 1942 года, и он был готов к выходу в поход 22 февраля 1943 года. Однако корабли этого типа начали активное боевое действие лишь в заключительной стадии войны, что лишило их возможности принять участие во многих сражениях с авианосцами и продемонстрировать свои возможности, для которых они были спроектированы.

Линкор Айова в порту

В то же время линейные корабли типа линкор Айова успешно доказали свою эффективность, действуя в составе оперативно-тактических групп, в которых они часто выполняли роль штабных кораблей, сопровождая быстроходные авианосцы ВМФ США. Важно отметить, что все линкоры имели некоторые отличия друг от друга, в основном в составе зенитного вооружения, которое постоянно изменялось на протяжении войны.

Действуя на Тихом океане, все эти корабли пережили весь период войны и присутствовали при капитуляции Японии. Особенно стоит выделить, что акт о капитуляции был подписан на борту USS «Миссури». В 1943 году USS «Айова» принимала участие в операции по выслеживанию «Тирпица», а в ноябре этого же года доставила президента Рузвельта на своем борту в Тегеран.

Свои настоящие боевые испытания «Айова» пережила 23 января 1944 года, когда она активно участвовала в операции против противника на Маршалловых островах. В ближайших водах островов Трук в Микронезии этот линкор уничтожил японский крейсер «Катори». После этого «Айова» продолжила поддерживать наступление на Филиппинские острова и играла важную роль во время боев в заливе Лейте в октябре.

Орудия линкора

В декабре 1944 года, во время возвращения на родину, «Айова» доказала свою несгибаемость, столкнувшись с сильным тайфуном, который унес жизни 24 кораблей и нанес серьезные повреждения. В апреле 1945 года, вернувшись в зоны боевых действий, линкор Айова сменила USS «Нью-Джерси» у побережья Окинавы. В июле 1945 года все три линкора типа «Айова» начали обстрел противников на территории Японии. 29 августа 1945 года «Айова» и «Миссури» вошли в Токийскую гавань, чтобы принять капитуляцию Японии. Несмотря на свои значительные размеры, линкоры типа «Айова» проявили маневренность и стали популярными среди своих экипажей.

Тем не менее, эксплуатация линкоров стала значительно затратной после войны, в результате чего они были поставлены в резерв. Даже будучи частью Резервного флота ВМФ США после 1945 года, линкоры типа «Айова» сохраняли свою значимость как мощные огневые поддержки. В Корейской и Вьетнамской войнах они активно применялись. Законсервированными впоследствии в начале 1970-х годов, линкоры вернулись к службе во времена Рейгана, став символами военной мощи и престижа США.

Интересовались идеей превращения их в гибридные авианосцы с задней палубой для вертикального или короткого взлета, но это оказалось неосуществимым. Однако линкоры были модернизированы с внедрением крылатых ракет «Томагавк» и «Гарпун», при этом линкор Айова сохранила свои характерные 16-дюймовые (406-мм) орудия главного калибра с небольшим разбросом снарядов.

В 1984 году «Айова» продемонстрировала свою мощь у побережья Никарагуа и выполняла роль эскорта для танкеров в Персидском заливе в 1988 году.

Другие линкоры этого типа оказывали поддержку своим войскам во время Ливанского конфликта в 1980-х и против иракских сил в Кувейте в ходе операции «Буря в пустыне». Однако в 1989 году в результате взрыва в одной из главных артиллерийских башен «Айова» не могла участвовать в подготовке к операции «Буря в пустыне», и в октябре 1990 года была выведена из строя. В настоящее время все четыре линкора типа «Айова» находятся в резерве, ожидая решения о своей будущей судьбе.

Линкор Айова

Заключение

В итоге, линкоры типа «Айова» оставили неизгладимый след в истории ВМФ США и мировой военной морской силы. Вооруженные мощными орудиями, обладая выдающейся скоростью и надежной броней, эти корабли приняли участие во множестве важных операций и конфликтов, начиная с Второй мировой войны и до более поздних времен. Несмотря на сложности и вызовы, с которыми они сталкивались, линкоры «Айова» всегда демонстрировали свою способность к эффективной огневой поддержке и обеспечению безопасности американских военных интересов.

Метки: , , , , ,