Назначение комплекса
Комплекс с беспилотным летательным аппаратом «Аист» разработан для проведения детального мониторинга земных и морских территорий. Одной из его ключевых функций является отслеживание и поиск конкретных объектов на поверхности, а также контроль за состоянием морских акваторий. Дополнительно, «Аист» может использоваться для доставки различных грузов массой до 100 кг напрямую в требуемое место.
Особое внимание уделяется гражданским применениям этого комплекса. С его помощью можно проводить воздушное мониторинговое наблюдение за различными инфраструктурными объектами, такими как трубопроводы на поверхности, места добычи углеводородов, линии электропередачи и другие. Комплекс помогает выявлять утечки из как подземных, так и наземных газопроводов, определять зоны накопления воды в системах трубопроводов, а также обнаруживать места загрязнения почвы и воды после различных аварий, в частности, из-за утечки нефтепродуктов. Даже при плохой погоде и ограниченной видимости, благодаря использованию радиолокационной аппаратуры (РСА), «Аист» способен контролировать состояние трубопроводов, ЛЭП, а также атмосферу в районах добычи и переработки нефти и газа.
История
На выставке «UVS-TECH-2007», посвященной беспилотным авиационным системам для технической эксплуатации, была представлена новинка от ОАО «Концерн радиостроения «Вега» — макет БЛА СБ-06 «Аист». Разработка этого устройства началась годом ранее и сейчас находится в стадии разработки проектной документации и создания прототипа. Ответственным за создание комплекса является Московский НИИ «Кулон».
Заместитель гендиректора НИИ «Кулон» Игорь Шкляр поделился, что «Аист» представляет собой БЛА третьего поколения и обладает уникальными характеристиками, входя в состав полностью цифровой системы. Для сравнения, предыдущая разработка НИИ «Кулон» — комплекс «Строй-П» с БЛА «Пчела-1» — относилась ко второму поколению беспилотных систем.
Данный аппарат оснащен двумя поршневыми двигателями и спроектирован по классической аэродинамической конструкции. У него низкорасположенное крыло с небольшой стреловидностью и V-образное хвостовое оперение. Шасси состоит из трех опор и имеет возможность складывания. Проектирование аппарата для НИИ «Кулон» было поручено компании НКФ «Техноавиа».
Главное предназначение этого комплекса в гражданских целях — проведение воздушных обследований трубопроводов на земной поверхности, районов добычи нефти и газа, электропередач, выявление утечек газа, определение мест протечки воды в трубопроводах, определение районов загрязнения земли и воды в результате инцидентов и мониторинг состояния этих объектов при плохой погоде с помощью радиолокационных систем. Оснащение аппарата может включать оптико-электронное оборудование СОН-100 с инфракрасными и цветными телевизионными каналами, радар с синтезированной апертурой Х-диапазона (съемный модуль), систему радиосвязи для передачи команд, бортовой регистратор данных и другие элементы.
Концерн «Вега» поделился данными о возможности внедрения беспилотных аппаратов в «гражданских» проектах. Эти устройства могут взаимодействовать в разнообразных комбинациях в рамках комплексов, каждый из которых отличается своим уникальным набором функций и задачами. Один из предложенных вариантов – это комплекс для многоуровневого автоматизированного мониторинга объектов топливно-энергетического комплекса. В состав такого комплекса могут входить элементы, работающие в космосе, в воздухе и на земле. Что касается авиационной части, здесь могут быть задействованы беспилотные аппараты как БЛА-05 (из семейства «Типчак») и СБ-06, так и маневренные самолеты с радиокомплексами «Имарк», а также пилотируемые наблюдательные самолеты, например, СМ-92Т.
Во время авиационно-космического салона МАКС-2009 стало известно, что на Самарском производственном предприятии «Прогресс» был изготовлен первый летный опытный экземпляр БЛА с названием «Аист». Планируется, что его летные тесты стартуют в сентябре или октябре. Однако, к сожалению, этот новый образец не был представлен публике в рамках выставки.
Беспилотный летательный аппарат «Аист» имеет вес в 600 кг и обладает классической аэродинамической конфигурацией. Его дизайн включает в себя низко расположенные крылья с небольшим углом стреловидности и хвостовое оперение в форме буквы V. В производстве этого устройства активно использовались композитные и другие неметаллические материалы, что, вероятно, делает его легче и более долговечным.
Особенностью «Аиста» является его способность к взлету и посадке, аналогичной обычным самолетам. Его шасси состоит из трех стоек и обладает возможностью складывания, что удобно для хранения и транспортировки. Что касается его двигательной системы, то она включает в себя два поршневых двигателя, обеспечивающих аппарату необходимую мощность.
Сравнивая «Аист» с ранее созданным БЛА «Пчела-1», можно заметить ряд ключевых различий. «Пчела-1» относится к старшему поколению беспилотников, в то время как «Аист» представляет собой более современную разработку с улучшенными характеристиками и возможностями.
Для успешного решения поставленных задач на беспилотном летательном аппарате «Аист» предусмотрено использование разнообразных датчиков и инструментов наблюдения. Постепенное развитие этого комплекса осуществляется в зависимости от готовности ключевых компонентов. БЛА «Аист» способен передавать видеоданные и другую информацию в реальном времени к наземному пункту управления в рамках прямой радиовидимости благодаря радиолинии информационно-командного управления, работающей на сантиметровых и дециметровых волнах. Эта же линия служит для отправки команд на управление БЛА и его оборудованием.
Для расширения радиуса связи предлагается использовать дополнительный «Аист», выполняющий функции ретранслятора, оборудованного соответствующими радиосистемами. На борту «Аиста» установлена двухканальная оптико-электронная система СОН-100 на стабилизированной платформе, разработанная предприятием «ПО «УОМЗ». Это позволяет аппарату работать в любое время суток при умеренных погодных условиях. Кроме того, радар бокового обзора с синтезированной апертурой, созданный ОАО «НИИ «Кулон», обеспечивает работу «Аиста» даже в неблагоприятных метеорологических условиях.
В 2009 году, по данным концерна «Вега», стартовали тестирования современного беспилотного аппарата, предназначенного для координации ракетного комплекса «Искандер». По прогнозам экспертов из концерна, этот этап может занять до двух лет.
На завершающем этапе находится новый комплекс, в состав которого входит БЛА «Аист». Этот аппарат разрабатывается не только как помощник «Искандера», но и для выполнения множества других функций. В зависимости от конкретной миссии «Аист» может быть оснащен фото- и видеокамерами, вооружением, ретрансляционным оборудованием, устройствами для создания радиопомех и так далее, из-за чего его масса может достигать 500 кг. Учитывая, что ракетный комплекс «Искандер» способен поражать цели на расстоянии до 280 км в экспортной версии (Искандер-Э) и до 500 км для российской версии, дальность действия БЛА «Аист» предполагается больше 500 км.
Тактико-технические характеристики
Характеристика | Значение |
---|---|
Размах крыльев, м | 8.07 |
Длина, м | 4.73 |
Высота, м | 1.89 |
Площадь крыла, м2 | 6.00 |
Масса, кг | |
пустого | |
максимальная взлетная | 550-600 |
топлива | 100-150 |
Тип двигателя | 2 ПД HKS-700E |
Мощность, л.с. | 2 х 60 |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Крейсерская скорость, км/ч | 220 |
Радиус действия, км | |
Продолжительность полета, ч | 8+12 |
Практический потолок, м | 7000 |