История создания боевого вертолета Ка-52
Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией типа Ка-50, первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет пошел в серийное производство, первая серийная машина взлетела с полигона летом 2008 года в аэропорту Арсеньевский. Авиазавод «Прогресс» выпускает вертолеты с осени 2008 года. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать два Ка-52 ежемесячно. Все государственные испытания вертолета завершились в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575-й авиабазе.
Что касается производства, то здесь следует выделить следующие исторические факты. В дополнение к двум экспериментальным машинам, построенным в 2008 году, год спустя были изготовлены три предсерийных воздушных судна, которые использовались для испытаний и доводки. Только к концу 2010 года было готово четыре полноценных вертолета Ка-52. Летом КБ Камова получило заказ на производство «Аллигаторов», которыми можно было оснастить закупаемые во Франции корабли типа «Мистраль.
Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что начнется разработка и производство серии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 года и получило обозначение Ка-52К. Основное отличие вертолета Ка-52К от базовой версии состоит в том, что он имеет возможность складывания лопастей и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для устойчивости к агрессивным средам. По неофициальной информации, модификация имеет дополнительное название «Катран».
Возможности и характеристики вертолетов “Аллигатор”
Последняя модернизация Ка-52 проводится с учетом всех недостатков, наблюдавшихся в ходе боевых действий в Сирии. Как заявлено, вертолет получит новую оптико-электронную систему. Он лучше распознает цели и имеет больший радиус действия. Также машина будет оснащена новым усовершенствованным радиолокационным комплексом Б006 «Резец». По словам инженеров, радар сможет обнаруживать танки на расстоянии до 45 м. Он обнаруживает охотников на расстоянии до 50 км, а корабли — на расстоянии до 150 м.
Ка-52М также будет оснащен многоканальной системой прицеливания ГОЭС-45. На его разработку выделено около 500 миллионов рублей. Предполагается, что машина также будет оснащена системой взаимодействия с разведывательным комплексом «Стрелец». То есть военные могут обмениваться информацией с вертолетом в воздухе в автоматическом режиме.
Вертолет оснащен автоматической пушкой 2А42, противотанковыми комплексами, а также другим вооружением
Устанавливаемое оружие
Основное вооружение Ка-52:
- подвижная автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм с запасом снарядов на 460 выстрелов;
- 80- и 122-мм зенитно-ракетный комплекс;
- авиабомбы;
- пушечные горшки.
Дополнительное вооружение, которое можно использовать на вертолете «Аллигатор»:
- противотанковый комплекс «Штурм-ВУ» с управляемыми ракетами 9М120-1 «Атака»;
- 240-мм неуправляемые ракеты класса «воздух-земля;
- управляемые ракеты класса «воздух-воздух» «Игла-В».
Ракеты «Игла-В» с инфракрасной головкой самонаведения 2-го спектра имеют массу 10,7 кг, максимальная высота поражения цели — 3500 м, дальность пуска — 800-5200 м. Планируется применение противотанкового комплекса «Вихрь» с Ракета 9А4172 с начальной массой 42 кг и с возможностью поражения бронеобъектов с дистанции 8 м.
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» на военной выставке
Конструктивные особенности вертолета Ка-52
Модель выполнена по излюбленной Камовцами соосной схеме. Это дало большую эффективность использования двигателя, а также большую маневренность и подвижность. Вес машины снижен. Сама конструкция, а также большинство узлов и деталей скопированы с Ка-50. Это касается силовой установки, ходовой части, подвески, корпуса и прочего.
Есть и существенные отличия. Аэродинамическая форма Alligator улучшила аэродинамику автомобиля. Это коснулось и радиолокационного прикрытия, теперь заметить вертолет гораздо сложнее.
Нашлось место для второго пилота, для него машина была наполнена новой, порой уникальной электроникой.
Это позволяет использовать машину одинаково эффективно как днем, так и ночью. Пилоты вертолетов сидят рядом, все системы дублируются на случай, если один из них будет ранен или системы откажут.
Это также делает вертолет идеальным тренажером для обучения пилотов в околобоевых условиях. Широкое распространение получили жидкокристаллические дисплеи. Введена новая система спасения летчика, модернизированная система катапультирования по авиационному принципу с предварительным зажиганием лопастей винта.
Нестандартно, по сравнению с большей частью остальной мировой вертолетной техники, выглядит и второй винт. По возможностям это сделало вертолет сильнее, но измененные габариты увеличили высоту вертолета. Соосная система также дороже, чем традиционный рулевой винт. Плюсом можно назвать необыкновенную управляемость машины.
Хорошим примером является возможность «мертвой петли», маневр, на который не способен ни один вертолет с классическим расположением винтов.
Машина имеет бронирование узлов и звеньев.
Кабина также обеспечивает надежную защиту пилотов вертолетов. Силовая установка — двигатель ВК-2500 мощностью 2400 л/с. Установлены специальные агрегаты, выводящие выхлопные газы из машины. Это снижает видимость в инфракрасном диапазоне. Высота потолка машины была значительно увеличена.
Поскольку основные боевые действия в то время происходили на Кавказе, с учетом опыта Афганистана к машине предъявлялись жесткие требования в плане действий в горной местности. Задачи, поставленные камовцами, решены. Горы с разреженным воздухом больше не проблема для аппарата.
Электроника предназначена в первую очередь для атаки позиций, уничтожения живой силы и бронетехники противника. Также можно сражаться с аналогичной техникой противника. Изначально, еще во времена «Чёрной акулы», планировалось ввести новую тактику ударных вертолётных групп.
Используйте небольшие маневренные разведывательные вертолеты в непосредственной близости от противника.
Они будут передавать данные на тяжеловооруженные машины, которые будут открывать огонь с относительно безопасного расстояния.
Для эффективной стрельбы машина оснащена комплексом «Самшит-Э». В его состав входит не только тепловизор, но и пеленгатор и целеуказатель на основе лазерного луча. РЛС представляет собой «Арбалет-52», который осуществляет поиск наземных целей и позволяет производить корректировку на малых высотах. Он также обеспечивает противоракетную оборону.
Также из электроники установлены системы активной защиты и РЭБ.
Вооружение машины состоит из следующих компонентов:
- пушка 30 мм подвижного типа;
- количество управляемых и неуправляемых ракет в зависимости от каждой конкретной боевой задачи;
- бомб, а нагрузка может достигать 2000 килограммов.
Все вместе это дает хорошо вооруженную машину, способную решать практически все задачи на поле боя, от поддержки пехоты в обороне до атаки хорошо укрепленных позиций противника.
Машина также имеет большой потенциал для модернизации.
При заказе «Мистралей» (вертолетно-десантных кораблей) было принято решение о создании для этих кораблей палубных вертолетов на базе Ка-52. Конструкторы свою задачу выполнили, получившийся аппарат отвечал всем требованиям как флота, так и армии. Одна проблема, не дождались мистралей.
Это не помешало выпуску небольшими партиями морских ударных вертолетов, которые сейчас используются для защиты флагманов, патрулирования и разведки.
Происшествия
12 марта 2012 года в 21:05 в Торжокском районе Тверской области во время планового учебно-тренировочного полета потерпел крушение вертолет Ка-52 (бортовой номер 99). Обломки были обнаружены поисковой службой через 10 часов после аварии (всего в 10 км от аэродрома Торжок, в 1,5 км западнее поселка Большая Киселенка, что находится на трассе Москва-Санкт-Петербург (трасса М-10)). В результате падения штурман экипажа погиб, летчик получил серьезные травмы и, несмотря на все усилия врачей, позже скончался.
Технические характеристики вертолета
Основная информация | |
Команда, люди | 2 |
Вес (кг: | |
максимальный взлет | 10800 |
нормальный взлет | 10400 |
Скорость, км/ч: | |
Максимум | 310 |
Круизы | 250 |
максимальная на пикировании | 350 |
Максимальная вертикальная перегрузка | 3 |
Потолок, м | 3600 |
Дальность, км | 520 |
Диаметр несущих винтов, м | 14,5 |
База шасси, м | 4,92 |
Колея шасси, м | 3,67 |
Основное вооружение | 30-мм пушка 2А42, ПТРК «Вихрь» |
Дополнительное оружие | блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и Игла-В |
Максимальная перегрузка | 3,5 |
Двигатель ВК-2500 | |
Прочность, с.: | |
чрезвычайный режим | 2700 |
взлетный режим | 2400 |
Размеры | |
Длина, м | 4.2 |
ширина, м | 7.3 |
Высота, м | 5 |
Преимущества перед аналогами
Основным преимуществом модели Ка-52 «Аллигатор» является возможность выполнять боевые функции 24 часа в сутки, независимо от погодных условий. Вертолет способен идентифицировать технику противника со значительного расстояния, транслировать информацию, полученную в результате разведки, принимающим людям. Аллигатор самостоятельно и эффективно устраняет противника со значительных расстояний, чему способствует инновационное оснащение, в том числе мощное вооружение.
Ка-52 может быть невидим для вражеской техники благодаря своей системе электронной защиты.
Вертолет, отвечающий стандартам качества и безопасности, обладает прекрасными летными характеристиками, в том числе маневренностью, благодаря соосным несущим винтам. Поскольку он может быстро двигаться в разных направлениях, Ка-52 практически недоступен для противника.
«Аллигатор» может летать на высоте 5 км над уровнем моря. Столь внушительная высота полета стала возможной благодаря двум газотурбинным двигателям суммарной мощностью почти 5000 л.с. Ка-52 также без проблем функционирует во всех климатических условиях: от жарких тропических до морозных приполярных регионов.
Технические недостатки вертолетов Ка-52
Как мы уже говорили, на вертолете Ка-52 решалась задача управления вооружением. Правда, машины оснащались теми же комплексами «Вихрь», но управлялись они уже не летчиками, а операторами.
Несмотря на то, что новый вертолет получил высокие оценки в СМИ, специалисты указывали на ряд его недостатков, таких как устаревшее вооружение, ошибки во многих системах и т д. Например, бывший главком ВКС России Виктор Бондарев назвал очки ночного видения «гибелью летчиков». Они хорошо работали только в безоблачную погоду, но как только в небе появлялась дымка, по словам Виктора Бондарева, летчики после их использования несколько дней ходили с красными глазами.
Когда в 2018 году их доставили в Египет, о них начали писать в СМИ как о горе технических проблем. Например, двигатели ВК-2500 теряли тягу при высоких температурах. Кроме того, были проблемы с бортовой электроникой, что затрудняло навигацию.
Первый полет модернизированного вертолета Ка-52М состоялся в 2020 году
Правда, не все проблемы можно назвать глобальными. Теоретически они могли быть устранены в новых сериях вертолетов. Однако вместо этого было принято решение о глубокой доработке Ка-52М. По имеющимся данным, вертолет будет существенно отличаться не только от базовой модели Ка-52, но и от всех существующих его модификаций.
Где используется
И «Аллигатор», и «Черная акула» состоят на вооружении российских военных, а копии вертолета есть в воинских частях в различных уголках страны. Летчики положительно отзываются о Ка-52, подчеркивая простоту системы управления и высокую боеспособность.
Аллигаторы уже использовались в нескольких военных конфликтах. Первой была война в Южной Осетии. Тогда у вертолетов Ка-52 не было особых шансов проявить себя на поле боя, потому как выяснилось, что конфликт был недолгим.
Весной 2016 года несколько экземпляров Ка-52 были отправлены в Сирию в составе авиационного вооружения российских наступательных сил. Они входили в состав авиагруппы крейсеров «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». С апреля того же года «Аллигаторы» участвовали во многих сирийских операциях.
В мае 2018 года во время планового полета над территорией на востоке Сирии разбился один из вертолетов Ка-52. Оба члена экипажа погибли. Предположительная причина аварии – технические повреждения. Но есть и другая версия, неофициальная: он был сбит ракетой, выпущенной исламской армией из переносного зенитного комплекса. Но подтверждения этому слуху от самих сирийских боевиков не поступало. Хотя известно, как исламисты гордятся такими результатами, они тут же заявляют об успешном применении ПЗРК.
Не обошлось без Ка-52 и действий РФ на Украине. В этом конфликте тоже отмечено несколько крушений российских летательных аппаратов после атаки зенитными ракетами. Один Ка-52 был сбит противотанковым ракетным комплексом «Стугна-П».
Модификации Ка-52
- Ка-52 «Аллигатор» — базовая модель.
- Ка-52К — проектируемый вариант вертолета, предназначенный для установки на вертолетоносцы. Отличается от базовой модели современной антикоррозийной обработкой и усиленным шасси. Осенью 2001 года были проведены испытания в Баренцево море, где вертолету Ка-52 удалось успешно приземлиться на палубу большого авианосца. Предполагается, что Ка-52 станет основной ударной силой вновь приобретенных «Мистралей». Переговоры о покупке этих кораблей сейчас находятся на грани срыва из-за введения западноевропейскими странами экономических санкций против РФ.
8 апреля 2014 г подписан контракт на производство 32 палубных модификаций Ка-52К. Первые из них поступили на вооружение ВВС России в конце 2014 года.